Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологии как самостоятельной науки




Нач. XIX – б0-е гг. XIX в.

Предмет изучения - деятельность нервной системы и органов чувств.

Соотношение ме­жду физическим и психическим. Измерение скоро­сти протекания психических про­цессов

Итоги: Формирование естественно­ научных предпосылок пси­хологии как самостоятель­ной науки. Экспериментальный метод. Факты и теории ощущений и восприятии. Формирование психофизики. Формирование психомет­рии. Учение о рефлексе.

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Предмет изучения - Непосредственное содержание опы­та. Психические акты и психические функции. Психика и созна­ние в связи с их адаптивной функ­цией в поведении.

Итоги: Проникновение экспери­ментальных методов в пси­хологию. Формирование теоретиче­ских программ психологии. Раскол психологии на ин­дивидуальную физиологи­ческую, ориентированную на естествознание, и духов­но-научную, ориентирован­ную на историю и культуру. Возникновение прикладных исследований в психологии. Возникновение новых об­ластей психологии.

10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в.

Предмет изучения: Поведение. Целостные психические структуры.

Бессознательное. Сознание в его общественно-исторической обусловленности. Смысловая структура душевной жизни в соотношении с истори­чески возникшими ценностями. Установка. Развитие высших психических функции. Психологическое исследование деятельности

Итоги: Открытый кризис в психо­логии. Возникновение школ в за­рубежной науке: бихевио­ризм, психоанализ, гештальтпсихология, француз­ская социологическая шко­ла, понимающая психоло­гия, индивидуальная психо­логия, аналитическая пси­хология и др. Возникновение советской психологии: теория уста­новки, поведенческие на­правления, культурно-историческая теория, тео­рия деятельности. Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии. Развитие естественно­ научных представлений о физиологических механиз­мах психической деятельно­сти и двигательных актов. Возникновение проблемы «психология и марксизм».

Конец 30-х – 50-е гг. XX в.

Предмет изучения: Эволюция в рам­ках базисных под­ходов предшест­вующего периода.

Итоги: Эволюция научных школ периода открытого кризиса. Необихевиоризм, неофрей­дизм. Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические кон­цепции личности и др. Дискуссии в советской пси­хологии (о перестройке науки на основе павлов­ского учения, о теории ус­тановки). Развитие теории деятельности в советской психологии.

60-е гг. XX в. – конец XX в.

Предмет изучения: Продолжение раз­вития ранее вы­явленных пред­метных областей. Процесс ориенти­ровки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность.

Итоги: Возникновение новых на­ правлений в зарубежной психологии: гуманистиче­ская психология, логотерапия, когнитивная психо­логия. Возникновение теории по­этапного формирования ум­ственных действий и поня­тий в советской науке. Дискуссии в советской пси­хологии о предмете психо­логии, по проблемам бес­сознательного, общения и др.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие этапы можно выделить в становлении психологии как науки?

2. Как менялся предмет изучения психологии?

3. Укажите имена ученых, развивающих психологическое знание на каждом этапе.

&

Литература:

1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — М., 1996, т.1

2. Марцинковская, Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 272 с.;

3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология»: Рек. УМО вузов РФ. – М.: Академия, 2001. – 544с.

 

Раздел 3. Возрастная психология




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.