Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.10. Психология способностей




По определению Бориса Михайловича Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Важнейшими признаками способностей Б.М.Теплов считает: индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности; темп продвижения в овладении деятельностью; соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности; возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешившимися ранее задачами не последовательностью способов действий, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей, определяют их содержательную сторону, влияют на уровень достижений. К задаткам относятся анатомо-физиологические свойства мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, т.е. те физиологические и психические свойства, непосредственно обусловленные наследственностью. Люди от рождения наделены различными способностями. Связь между задатками и способностями неоднозначна: на основе одних и тех же задатков могут формироваться различные способности и в основе одних и тех же способностей могут лежать различные задатки. Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей.

Личность как носитель определенных психических качеств имеет потенциальные возможности для развития способностей. Они превращаются в актуальные, реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря которой достигается успех деятельности. Взаимодействие развивающихся психических качеств в условиях выполнения различных видов деятельности может формировать новые для данного человека способности. Поэтому способности рассматриваются как понятие динамическое, они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, также как нельзя говорить о способности, которая достигла своего полного развития.

По мнению В.Д.Шадрикова, «любое качество психических процессов и психомоторики может стать профессионально важным качеством и выступать в роли профессиональной способности».

Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь разную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Например, у одних в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, обеспечивающие операции переноса и абстрагирования, у других – логичность и доказательность, у третьих – память на математическое содержание и гибкое оперирование им. При отсутствии способности к какой-либо деятельности, человек сознательно или бессознательно начинает компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения (высокий уровень самоорганизации), либо через формирование типического стиля деятельности (высокая работоспособность), либо через другую развитую способность.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями и умениями. Способности и умения не тождественны, но тесно взаимосвязаны. Освоение знаний и умений предполагает наличие способностей; формирование способностей к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней знаний и умений. Высокое умственное развитие может не сопровождаться наличием способностей или одаренности. Природа индивидуальных и родовых способностей человека – общая. К родовым характеристикам человека относят его способность к труду, к общению с помощью языка, к рефлексии, к саморазвитию, т.е. те характеристики, которые присущи человеческому способу жизни. Но необходимо отметить, что все способности человека развиваются только лишь в социуме. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют случаи, когда дети вырастали вне человеческого общества; специфически человеческие способности у них так и не складывались.

Способности родственны способам деятельности, есть производное от способа взаимосвязи человека с миром. «Все специальные способности человека, - писал С.Л.Рубинштейн, - это, в конце концов, различные проявления, стороны общей его способности к освоению достижений человеческой культуры. Способности человека – это проявления, стороны его способности к обучению и труду». В состав каждой способности входят некоторые общественно выработанные операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется успешно. Например, структура математических способностей включает соответствующие умственные действия и психические качества, обеспечивающие переработку математической информации: широкое обобщение математических объектов и отношений, долговременное сохранение математической информации и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.