Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.7. Психология мышления, речи и воображения




Мышление – опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему.

Мышление – это высшая форма отражения действительности. Мышление в психологии рассматривают как психический процесс и как деятельность.

Результатом процесса мышления является мысль (фиксация) о существенных свойствах предмета или явления. Процесс мышления развернут во времени, имеет начало и конец. Главное отличие его от других психических процессов – здесь не дана в первичном виде чувственная основа, хотя мышление всегда строится на основе чувственного отражения мира, здесь реальность познается через отношения. Отличие мышления от наглядно-чувственного познания мира заключается в том, что мышление отражает то, что находится вне порогов чувственного восприятия (снятие границ восприятия); с помощью мышления человек способен увидеть суть явления.

Мышление человека опосредовано:

- мыслительными операциями

- речью, языком (связь мышления с речью предполагает его социальную природу, т.к. речь – продукт развития общества, в языке происходит фиксация знания и его передача).

- орудиями, приборами

- общественным сознанием.

Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано субъекту (возможности, знания, способности) и тем, что он должен достигнуть. Проблема – это особый вид интеллектуальной задачи, характеризующийся целью, условиями, потребностью субъекта в достижении цели, недостаточностью стандартных средств решения, которые вытекают непосредственно из условий. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача (цель, данная в определенных условиях). Мышление в этом смысле можно рассматривать как процесс решения задач. Поведение человека обусловлено ориентировочно-исследовательской деятельностью, лежащей в основе мыслительных процессов. Элементарное мышление возникает у животных и обеспечивает функцию адаптации организма к требованиям окружающей среды, возникающим при решении животными конкретной задачи. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием – средства ее достижения. Решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях. Мышление как процесс решения задач подразумевает прохождение следующих этапов:

 

 


Рассмотрение мышления как процесса решения задач характеризует мышление как деятельность, обусловленную целью, условиями, в которых она выполняется, элементарными операциями. Развитие мышления характеризуется формированием умственных действий, переводом решения проблемной ситуации из предметно-практического плана в план умственный, абстрактный.

Операции мышления:

- анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

- синтез есть процесс построения целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе.

- абстракция – это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения явлений и, как, правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций является формирование понятий.

- сравнение – обнаружение в предметах сходных, одинаковых или общих свойств и признаков.

- обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

- конкретизация – операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.