Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.5. Психология ощущения и восприятия




Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных процессов, представляющих собой формы психического отражения, благодаря которым человек познает окружающий мир, приспосабливается к нему и преобразует его. Познание окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий, суждений, умозаключений.

Ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения — источник наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения являются, с одной стороны, объективными, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой — субъективными, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Предметы и явления окружающего мира, воздействующие на органы чувств, называются раздражителями.

Раздражители вызывают в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей:

· рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;

· проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются в мозг и обратно к рецепторам;

· корковых проекционных зон головного мозга.

Каждый рецептор приспособлен к приему только определенного вида воздействий (свет, звук, запах и т.п.). Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого.

Классификация ощущений осуществляется по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике) выделяют ощущения: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные.

По расположению рецептора различают такие виды ощущений, как: интерорецептивные, экстерорецептивные, проприорецептивные.

Интерорецептивные (органические) ощущения сигнализируют с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся голод, жажда, внутренние болевые ощущения и др.

Экстерорецептивные ощущения возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела.

Проприорецептивные (двигательные) ощущения отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставах.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К ним относятся:

· качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других;

· интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

· продолжительность -временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод, связанный с отключением анализаторных систем в условиях сенсорной депривации, приводит к дезорганизации личности. Образы ощущений выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Центральная закономерность ощущений — существование порогов чувствительности. Выделяют следующие пороги ощущений:

· нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения;

· верхний порог ощущений — максимальная величина раздражителя, которую способен воспринимать анализатор (орган чувств);

· диапазон чувствительности — интервал между нижним и верхним порогами;

· дифференциальный порог- наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями.

Чувствительность анализаторов непостоянна и изменяется под действием физиологических и психологических условий. Органы чувств обладают свойством приспособления или адаптацией. Адаптация может проявляться и как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя, и как притупление или повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Взаимодействие ощущений наблюдается в явлениях сенсибилизации и синестезии. Сенсибилизация (от лат. sensibilis — чувствительный) — повышение чувствительности под влиянием действия раздражителя. Сенсибилизация может развиваться не только путем применения побочных раздражителей, но и путем упражнений. Так, у музыкантов развивается высокая слуховая чувствительность, у дегустаторов — обонятельные и вкусовые ощущения.

Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Так, зрительное восприятие пищи может вызвать вкусовые ощущения (глядя на разрезанный лимон, человек чувствует кислый вкус во рту).

Восприятие — целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Вместе с процессом ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие -это результат деятельности системы анализаторов. Оно делает возможным создание интегральной, целостной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Так как восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации. Стереотип — это определенное устойчивое на данный отрезок времени представление о предмете или явлении.

Восприятие является субъективным, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

Свойства восприятия:

· целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

· предметность — объект воспринимается как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

· обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

· константность — относительное постоянство восприятия образа;

· осмысленность — связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления;

· избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Виды восприятия:

· восприятие времени;

· восприятие движений;

· восприятие пространства;

· восприятие вида деятельности;

· восприятие человека человеком.

Восприятие времени, пространства и движений — это сложные формы восприятия, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный — краткосрочный, большой — маленький, высокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный. В восприятии человека человеком выделяют следующие эффекты:

· первого впечатления;

· новизны;

· ореола (авторитета);

· проекции.

Восприятие бывает внешне направленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленым (восприятие собственных мыслей и чувств).

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, по-разному расположенных: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть неэффективным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораздо ниже, чем при чтении глазами. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Восприятие бывает преднамеренным и непреднаме­ренным. Преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью (связано с постановкой определенной задачи) и наличием волевого усилия. В этом случае восприятие выступает как познавательная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное восприятие характеризуется непроизвольностью, не предполагает наличия цели и волевого усилия.

Ощущение и восприятие — процессы, которые можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Так, например, чтобы натренировать глазомер, рекомендуют в течение нескольких дней упражняться в делении прямой линии на чистом, нелинованном листе бумаги пополам, ежедневно выполняя по 10 упражнений, фиксируя величину отклонений.

Чтобы повысить скорость чтения и избавиться от привычки проговаривать то, что читаете, можно использовать следующие упражнения: в течение нескольких дней по три минуты читать глазами художественный текст. вслух проговаривая "раз-два-три", чтобы воспрепятствовать произнесению текста.

Уровень развития ощущений и восприятий имеет большое значение в жизни человека, в частности, в учебной деятельности. Развитие восприятия помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте основные характеристики ощущений.

2. Раскройте основные характеристики восприятия.

3. Виды ощущений.

4. Виды восприятия.

5. Раскройте понятие «иллюзия восприятия».

&

Литература:

1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995

3. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

7. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2003.

8. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995

9. Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

10. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

11. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.