КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессы памяти
ü Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непреднамеренно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления значимого материала; память приобретает характер произвольного запоминания. В специальных условиях возникает необходимость использования специальных приемов, особой организации запоминания, и оно приобретает форму заучивания. ü Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений, имеющее две стороны: собственно сохранение и забывание. ü Воспроизведение – представляет собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание как воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия. Виды памяти: 1. По характеру психической деятельности: ü Образная – память на образы. Образная память разделяется на отдельные виды, связанные с запоминанием сведений, полученных от определенных анализаторов: зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная. ü Эмоциональная – характеризует запоминание и сохранение пережитых субъектом эмоций и чувств в тех или иных ситуациях. В психологии зафиксирован факт, что события, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, запоминаются лучше. ü Двигательная – фиксация в субъектном опыте умений, навыков, систем движений и действий. ü Словесно-логическая – содержанием запоминания является вербальная информация, а также логические связи. Этот вид памяти, в свою очередь может быть разделен на смысловую – запоминаемое содержание, подвергается активной мыслительной обработке, материал анализируется, выделяются логические части, устанавливается соотношение между частями и т.д., - и механическую – запоминание содержания, которое человек не может или не хочет запомнить, происходит после неоднократного повторения материала. 2. По характеру целей деятельности: ü Непроизвольная память – фиксация впечатлений от окружающего мира без специально на то поставленной человеком цели; непроизвольно мы запоминаем то, с чем мы активно работаем, с чем нам интересно. ü Произвольная память - субъект может поставить сознательную цель, задачу на запоминание нужного материала для последующего действия, организовать произвольные мнемические действия, приложить волевые усилия для сохранения материала. 3. По характеру сохранения и закрепления материала памяти: ü Кратковременная – обеспечивает запоминание материала после однократного предъявления с немедленным воспроизведением. Основная функция кратковременной памяти первичная ориентировка в окружающей среде и отсеивание ненужной информации. Характеризуется ограниченным объемом, отражает быстро изменяющиеся процессы, «фильтрует» события по степени качественного многообразия, характеризуется явлением замещения (при переполнении объема новая информация вытесняет уже имеющуюся). ü Долговременная – обеспечивает продолжительное сохранение материала. Решающие значение для длительного удержания сведений имеет установка человека запомнить их надолго, необходимость этих сведений для будущего, их важность в личностном плане. Основная функция долговременной памяти – предвосхищение и перенос благоприятных реакций из прошлого в будущее. Характеристики: неограниченность объема, фиксация событий по существенным взаимосвязям, отражение процессов длительного порядка. ü Оперативная – мнемические процессы, которые обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия (например, счет в уме). Вопросы для самопроверки: 1. Раскройте основные характеристики внимания. 2. Раскройте основные характеристики памяти. 3. Что означает тезис о том, что «внимание – есть внутренняя идеальная форма контроля»? 4. Виды внимания. 5. Виды памяти. 6. Как вы понимаете, что» память является сквозным интегративным процессом».
Литература: 1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995 3. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999 6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998. 7. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2003. 8. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995 9. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 10. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. В. В. Петухова, Ю. Б. Дормашева, С. А. Капустина. М.: РПО, 1998. Вып. 3. Субъект познания. 11. Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |