Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.4. Категория деятельности в психологии




Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Необходимо отличать понятие «деятельность» от понятий «поведение» и «активность».

Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или жизненно значимых связей с окружающем миром. Деятельность – это специфический вид активности, характерный только для человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Для советской психологии характерны два момента, связанные с категорией деятельности:

ü положение о единстве психики и деятельности (сознания и деятельности)

ü введение принципов развития и историзма (деятельность – движущая сила развития психического отражения).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован С.Л.Рубинштейном в 1933 г): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, осуществляется в ней, ею определяется. Согласно этому принципу сознание вторично, оно проистекает из деятельности.

Использование категории деятельности в качестве объяснительного принципа привело к выделению новых принципов анализа психики:

ü принцип единства сознания и деятельности,

ü принцип единства строения внешней и внутренней деятельности,

ü принцип интериоризации / экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта,

ü принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности,

ü принцип предметности,

ü принцип анализа психики по единицам.

Основные характеристики деятельности как системы.

Основными характеристиками деятельности как системы являются: предметность, субъектность.

Предметность. Объекты внешнего мира, в том числе люди, не сами по себе, непосредственно воздействуют на субъекта, а определяют функции и развитие деятельности субъекта, лишь преобразовавшись в деятельности, превратясь в ее продукты и приобретя, тем самым, не присущие им от природы качества. В развитой форме предметность свойственна исключительно человеку. Она проявляется в детерминации деятельности человека экстериоризованными в объектах внешнего мира значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях, схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, социальных нормах, ценностях.

Субъектность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах деятельности человека:

- обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; высшей формой субъектности является личностный смысл;

- в процессах построения, порождения психического образа в непредвиденных изменчивых ситуациях, к которым нельзя приспособиться с помощью заранее заготовленных шаблонов поведения;

- в адаптивном характере человеческой деятельности, проявляющемся в ее саморазвитии.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А.Н.Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней». Деятельность, по А.Н.Леонтьеву, - это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъектов предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности» (А.Н.Леонтьев).

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. Внутренняя и внешняя индивидуальная деятельность имеют общую структуру:

Основным отличием одной деятельность от другой является предмет деятельности. А.Н.Леонтьев считал, что предмет, направляющий деятельность, есть ее мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действие – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. представлению о созидательной цели. Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления, смыслообразования. Достижение цели, т.е. осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задачи.

 
 

Выделение единиц человеческой деятельности способствует рассмотрению происходящих трансформаций внутри деятельности. Деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и превратиться в действие. Действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать особой деятельностью. Действие может трансформироваться в операцию, способную реализовать различные действия. Динамизм еще выражается в том, что каждая единица деятельности может становиться более дробной или наоборот, включать в себя единицы прежде самостоятельные.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельность явилось действие как единица анализа деятельности, его структура и функции. Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С.Выготского. Затем в середине 30-гг его последователи А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мнемических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. По мнению С.Л.Рубинштейна:

ü в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии,

ü действие обладает порождающими свойствами.

Александр Владимирович Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета. Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия).

Действие - основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Вопросы для самопроверки:

1. Чем отличаются понятия «активность», «поведение», «деятельность»?

2. Раскройте основные характеристики деятельности.

3. Перечислите виды действий.

4. Раскройте структуру индивидуальной деятельности человека.

5. Что такое «интериоризация»? «Экстериоризация»?

6. Характеристики действий, операций, навыков.

&

Литература:

1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.

2. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995

3. Рогов Е.И. Психология человека. – М., 2001

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: М., 1999

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977

8. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. М.: Смысл, 2003.

9. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. – М., 1995

10. Слободчиков В. П., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.