Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Голландии роль интереса государственного




И торговый интерес играл

Барыш — один-единственный компас, который ведет сих людей.

Проклят человек, который надеется на человека.

Иеремия (17, 5).

Ла Тюйери 1648г.

Дело в том, что господствовал купец,

Ф. Бродель

ГЛАВА III. НИДЕРЛАНДСКИЕ СОЕДИНЕННЫЕ ПРОВИНЦИИ

 

БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ТЫ ДЕЙСТВОВАЛ

Философия итальянского Возрождения не могла не оказать влияния на другие страны Европы. Ее побочным продуктом ста­ла Реформация. Как точно заметил О. Шпенглер: «Лютера мож­но объяснить только Ренессансом...» [1,с. 63]. Однако, возник­нув в Германии, протестантизм обрел свою революционную завершенность в Нидерландах (а позднее — в Великобритании и США). Фактически кальвинистские проповеди взломали не только социально-политические устои монархии, но и идеоло­гический абсолютизм католической церкви. Политическая и ре­лигиозная борьба слились в единый процесс. Кальвинистские консистории в Голландии превратились в революционные шта­бы, направлявшие ненависть народных масс против испанской короны и Рима.

На первый взгляд между утонченными интеллектуалами Возрождения и агрессивно настроенными вождями Реформа­ции сложно найти что-то общее, однако суровый морализм про­тестантизма[38], основанный на жестких духовных императивах, отличался от умозрительно-возвышенного Ренессанса лишь двумя моментами:

• его приземленностью, вплетенностью в повседневную практическую жизнь человека (в отличие от рафинированного морализма Возрождения) и;

• его распространенностью среди народных масс (как про­тивоположность того, что идеи Ренессанса были известны и по­пулярны, как правило, в узком кругу богемных интеллектуалов).

Таким образом, возвышенный, психологически поверхно­стный индивидуализм Возрождения, трансформируясь в умах фанатически настроенных пуритан, рационализирует и инди­видуализирует само христианство. Созерцательный и пассивный тип католика уступает место практичному и активному типу протестанта. Психологическая матрица делателя Макиавелли, растворяясь в народных массах, придает человеку Возрождения новую огранку, лишая его прежде всего идеалистической шелу­хи возвышенного. Благодаря этому Запад входит в новую фазу своего развития.

Вот как характеризовал Люсьен Февр то время: «Мы в нача­ле XVI столетия. <...> Наш западный мир. Бешеная жажда де­нег, первейшая и непреодолимая движущая сила капиталисти­ческого индивидуализма, не ведающего ни узды, ни совести, ов­ладевает тысячами людей. На берегах Шельды, подавив своим великолепием поверженный Брюгге и свергнув с трона Вене­цию, высокомерный город торговцев и банкиров первым воз­двигает свою Биржу как символ новых времен. К причалам Ант­верпена швартуются корабли со всего света. На антверпенских набережных сложено все, что производится в мире. По набе­режным Антверпена проходят авантюристы со всего света, обу­реваемые безудержным стремлением к наживе. Нет более ни нравственных правил, которые бы их обуздывали, ни страха, ко­торый бы их сдерживал, ни традиций, которые бы их стесняли. Эти Макиавелли торговли и банковского дела всякий день на деле «воплощают» «Государя», каждый своего. Их цель не зем­ля, не владение землей, приобщающее человека к благородно­му сословию. Им нужно золото, подвижное и компактное, да­ющее всю полноту власти. Завладеть им, накопить его в сунду­ках, насладиться им...» [2, с. 205].

Мысль, что деятельность протестантов в определенных ситуациях не соответствовала идеалам Возрождения, выгля­дит крайне сомнительной. Видимые противоречия являются лишь противоречиями между теорией и практикой, вопло­щающей эту теорию в жизнь, но не более того. Вся абстрактная метафизика протестантизма по своей сути созвучна иде­ологии Ренессанса. Как свидетельствовал М. Вебер: «Круп­нейшие представители пуританизма глубоко восприняли идейное богатство Возрождения — проповеди представите­лей пресвитарианского крыла этого движения пестрят классицизмами» [3, с. 195].

Как и любое течение христианства, протестантизм во главу угла ставит индивидуальное «спасение» личности, но при этом предлагает свои собственные методы достижения этой мегацели. В отличие от католицизма, протестантизм отвергает пренеб­режительное отношение к мирской нравственности с высот монашеской аскезы и начинает тотальную и бескомпромиссную «битву» за рай не в рамках практики замкнутой жизни монас­тырей[39], а в повседневной, мирской жизни.

На передний план выдвигается тезис о том, что угодным Богу можно стать лишь благодаря точному и неукоснительному вы­полнению мирских обязанностей. Протестантизм превращает эти обязанности в своеобразное «призвание», поставленную Богом задачу для каждого христианина. Таким образом, выпол­нение долга в рамках мирской профессии начинает рассматривать­ся как наивысшая задача религиозной жизни человека. Иначе го­воря, эффективная деятельность верующего выступает главным средством «спасения», оттеснив на второй план его духовно-нрав­ственное состояние.

Страх протестанта перед тем, что он не «спасется» (своеоб­разная фобия избранничества), толкала его к активному поис­ку средства, помогающего достигнуть внутренней уверенности в том, что он «избран». И им становится неутомимая деятель­ность в рамках своей профессии. Лишь она была способна раз­веять сомнение и дать уверенность в «спасении».

Это поясняется тем, что пуританин рассматривал себя как орудие Бога, а потому, действуя в рамках предназначенной ему судьбой (а значит, Богом) профессии, он таким образом зараба­тывал себе место в раю. И чем оптимальней и успешней он выпол­нял предназначенную ему Богом функцию, тем сильнее ощущал свою «избранность».

Как писал по этому поводу М. Вебер: «Реальное проникно­вение Бога в человеческую душу полностью исключалось его аб­солютной трансцендентностью по отношению ко всему тварному: «Finitum non est capax infiniti»[40]. Общение Бога с его избран­никами может осуществляться и осознаваться лишь посредством того, что Бог действует в них («operatur»), что они это осознают и что их деятельность проистекает тем самым из веры, данной им милостью Божьей, а эта вера в свою очередь свидетельствует о своем божественном происхождении посредством той деятель­ности, в которой она находит свое выражение» [3, с. 150].

Именно поэтому Кальвин считал, что чувства и ощущения обманчивы и что вера должна найти подтверждение в объектив­ных действиях, человека, которые только и могут стать гарантией его личного спасения. Таким образом, вера становится «fides efficax»[41], а призвание к спасению — «effectual calling»[42].

При всем этом объективные действия рассматривались не как нечто спорадическое, а как определенная система. Лишь в результате систематического самоконтроля, постоянно ставив­шего протестанта перед альтернативой: «избран» или «отверг­нут», допускалась возможность личного «спасения». Факти­чески протестантский Бог требовал от своих избранников не случайных «добрых дел», а святости как практической деятель­ности, возведенной в систему. В данном случае чередование гре­ха и покаяния (как в православии) было невозможно. Практи­ческая этика кальвинизма составляла план повседневной жизни верующего и создавала последовательный метод его ежедневного поведения, а также всей его жизни. Прежде всего это было свя­зано с идеей того, что только с помощью коренного преобразо­вания всего смысла жизни, ощущаемого в каждое мгновение и в каждом действии, могла быть достигнута уверенность в нали­чии благодати, возвышающей человека над естественным со­стоянием. Протестантский «святой» был четко ориентирован на загробное блаженство, но его путь к нему проходил через мак­симальную рационализацию земной, материальной жизни. Именно детально разработанный метод рационального повседнев­ного поведения, целью которого было преодоление естественного состояния, освобождение человека от иррациональных инстинк­тов, от влияния природы и подчинение его жизни некому плано­мерному стремлению, а его действий постоянному самоконтро­лю и проверке их этической значимости, превращали протестан­та в работника на благо Господне.

С другой стороны, создание метода, с помощью которого верующий вступает в состояние «покаянной борьбы», превратило в конечном итоге и божественную благодать в объект рациональ­ного человеческого стремления. По сути, отношения западного человека с Богом приобретают сущность отношений торговца и его клиентов. Старое средневековое представление о счете, ко­торый ведется Богом, было доведено протестантской философи­ей до абсурда, когда тот, кто открыл «счет», возможно, сумеет, собрав все свои доходы, покрыть набежавшие проценты, но ему никогда не удастся целиком погасить всю сумму долга.

Пуританин позднего времени контролировал не только свое поведение, но и поведение Бога и усматривал божью волю в каж­дом событии своей жизни. Тем самым освящение жизни уподоб­лялось деловому предприятию. Как заявлял Бакстер: «Подобно тому как посредством корреспонденции можно вести прибыль­ную торговлю с человеком, которого никогда не видел, так и путем «блаженной торговли» с невидимым Богом можно добыть «единую драгоценную жемчужину». Комментируя подобные ци­таты, М. Вебер замечал, что «эти чисто коммерческие сравне­ния притч, которые заняли место обычных для более ранних мо­ралистов и лютеран, весьма характерны для пуританизма, пред­ставляющего человеку самому «выторговывать» себе спасение» [3, с. 229].

Таким образом, протестантизм, прежде всего в его пуритан­ских течениях, смог превратить монашескую аскезу в аскезу су­губо мирского типа. Благодаря этому каждый христианин дол­жен был быть монахом в течение всей своей жизни, системати­чески действуя в рамках своей профессии во славу Господа. Тем самым протестантизм дал западному человеку положительный стимул к аскезе, а обоснование кальвинистской этики учением о предопределении привело к тому, что духовную аристократию монахов, стоящих вне мира и над ним, вытеснила духовная ари­стократия святых в миру. Фактически благодаря протестантс­кой идеологии труд был возведен в наиглавнейший аспект человеческого бытия, труд стал смыслом жизни западного чело­века. Как писал О. Шпенглер: «Все жизненные ценности при­носятся в жертву Молоху труда, все порывы духа и сердца отда­ются в жертву одному интересу: делу» [4, с. 138].

Надо отметить и тот факт, что отношение к божественной благодати как объекту рационального человеческого стремле­ния не могло не превратить также и Бога в объект рациональ­ного познания, выступающего главным гарантом данной бла­годати. При этом подобно тому, как христианина узнают по «плодам» его веры, так и познание Бога и его намерений может быть углублено с помощью познания его творений. В связи с этим все пуританские, баптистские и пиетистские вероиспове­дания проявляли особую склонность к физике и другим, пользу­ющимся теми же методами наукам. В основе этой склонности лежала вера в то, что с помощью эмпирического исследования установленных Богом законов природы можно приблизиться к пониманию содержания мироздания, которое вследствие фраг­ментарного характера божественного откровения (чисто кальвинистская идея) не может быть понято путем «спекулятивного оперирования понятиями». Эмпиризм XVII века служил аскезе средством поиска «Бога в природе». Предполагалось, что эм­пиризм приближает к Богу, а философская спекуляция уводит от него. Таким образом, склонность протестанта к практичес­кой рационализации своей жизни и решительная враждебность к опасным для веры субъективным переживаниям и философс­ким умозрениям вела его к конкретному эмпирическому зна­нию.

Однако рационализм в соединении с эмпиризмом был смертель­но опасен для самой веры, которую они вначале обосновывали. С течением времени Бог в сознании западного человека утратил свою абсолютную значимость под разлагающим влиянием науки и жизненной целесообразности, и в результате вся духовно-психологическая надстройка протестантизма, потеряв свои религиоз­ные основы, приобретает самодостаточность, ориентированную на практическую жизнь в предметном мире.

 

 

СЛУЖЕНИЕ ПОЛЬЗЕ И БОГАТСТВУ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ

 

Основные этические посылки лютеранства, такие как: от­рицание превосходства аскетического долга над мирскими обя­занностями, послушание властям и примирение со своим мес­том в социальной иерархии (если оно недостаточно высокое) находят творческое развитие в разнообразных протестантских сектах и прежде всего кальвинизме, как инструменте формиро­вания христианских народных масс Европы. Возникнув как попытка реформирования христианства, пуританские течения протестантизма закладывают духовно-психологические осно­вы современного западного человека, в которых практицизм становится альфой и омегой повседневной материальной и духов­ной жизни.

Идеалом же этой жизни является «кредитоспособный доб­ропорядочный человек, долг которого — рассматривать приумножение своего капитала как самоцель» [3, с. 73]. При этом принцип «из скота добывают сало, из людей — деньги» превра­щается не просто в жизненное правило, а, как подчеркивал М. Вебер, в своеобразную «этику», отступление от которой рас­сматривается как нарушение долга.

Любопытно то, что вышеупомянутая «этика» протестанта того времени не обладала самодостаточностью. Она была край­не утилитарна, жестко привязана к практическим целям повсед­невной жизни. Любая этическая норма рассматривалась через призму полезности: «честность полезна, ибо она приносит кре­дит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием, уме­ренностью — все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из этого можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне может заме­нить подлинную честность...» [3, с. 74]. Как тут не вспомнить человека Макиавелли, который предпочитал казаться, а не быть, когда реальные качества личности становились менее важ­ными, чем представление о ней окружающих людей[43]. Как пи­сал В. Зомбарт: «Им (мещанским благопристойностям. — Авт.) всегда также присуще немного лицемерия, так как ведь — в де­ловых интересах — достаточно, если считаешься благопристой­ным. Быть им, во всяком случае, недостаточно, нужно также считаться им» [5, с. 100]. Таким образом, «этика» практической жизни протестантизма позволила западному человеку рассмат­ривать добродетели лишь в контексте их полезности, внешней эффектности, когда можно ограничиться только их видимос­тью, если они дают тот же эффект, что и добродетели реальные, внутренне присущие личности. Таково неизбежное следствие утилитаризма.

При этом, как замечает М. Вебер: «Summum bonum[44] этой этики прежде всего в наживе, во все большей наживе при пол­ном отказе от наслаждения, даруемого деньгами, от всех эвде­монистических или гедонистических моментов; эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным по отноше­нию к «счастью» или «пользе» отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворе­ния его материальных потребностей, а все существование чело­века направлено на приобретательство, которое становится це­лью его жизни» [3, с. 75].

Отказ от наслаждения, даруемого деньгами, т. е. мирская аскеза пуританства, таким образом, освободила наживу от пси­хологического гнета традиционалистской этики, ликвидировав механизм, ограничивающий стремление к обогащению, превратив приобретательство не только в законное, но и угодное Богу заня­тие. Размышляя о протестантизме, Л. Февр делает вывод: «Со­временники Лютера, которые внедряются в его учение, пере­оборудуют его изнутри, преобразуют в соответствии со своими жизненными устремлениями, приспосабливают его так, чтобы оно служило им как можно лучше.

Наконец, происходит воздействие учения, таким образом преобразованного этими людьми, на них самих. Учение, кото­рое вскоре их перерастает, владычествует над ними, воздействует на их умы и души, преобразует и усиливает первоначальные чер­ты, выявляет, делает эти черты более резкими, глубоко их запе­чатлевает. И создает наконец в XVII веке во Франции тип каль­виниста — аскета, который наживает деньги, в определенном смысле абстрактные, копит их и не пользуется ими; или же в Англии, а вскоре и в Соединенных Штатах — тип пуританина, который, будучи поглощен своими делами, погоней за успехом, постепенно отказывается от постулатов веры, из которых исхо­дили и которыми руководствовались его отцы во всех своих устремлениях, — и теперь это всего лишь служитель утилитар­ной морали, прикрытой фарисейской маской; а когда маска снимается, обнажается истинное лицо, оскал банкира, торгов­ца, человека, обуреваемого бешеной страстью к наживе, он ко­пит, он жаждет золота» [2, с. 214].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.