КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспект занятия. Тема «Пересказ рассказа «Гадюка»»
Занятие 7 Занятие 6 Занятие 5 Занятие 4 Тема. «Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Цель. Познакомить детей с содержанием рассказа «Как медведь сам себя напугал». Учить устанавливать причинно-следственные связи в рассказе. Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Чтение рассказа «Как медведь сам себя напугал» (дается в сокращении). «Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на елке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» Рявкнул медведь и дал стрекача. Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила! Так сам себя медведь напугал». 3. Словарная работа. Логопед выясняет, понятен ли детям смысл слов: хрустнула, угодила, помчал, дал стрекача. 4. Подбор синонимов к указанным словам. 5. Выяснение понимания детьми смысла рассказа. Отобрать картинки, которые не подходят к рассказу. Ответить на вопрос: почему? 6. Рассмотреть картинки, поставить их в порядке рассказа. (Дети располагают картинки в последовательности рассказа, например: сначала медведь, потом ветка, белка, шишка и т. д.) 7. Выяснение причинно-следственных связей. Ответить на вопросы: почему медведь убежал из леса? Почему лоси испугались? Почему испугались сороки? Почему испугался заяц? Почему испугалась белка? Пересказ рассказа цепочкой по опорным картинкам. Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу «Как медведь сам себя напугал». Тема. Та же. Цель. Учить детей последовательному полному пересказу с опорой на предметные картинки. Оборудование. Картинки, изображающие ветку, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Восстановление картинного ряда в последовательности рассказа. Логопед предлагает детям назвать картинки по порядку в последовательности рассказа. Дети называют картинки, логопед выставляет их на наборном полотне. 3. Пересказ рассказа по опорным картинкам. 4. Пересказ рассказа с опорой на перевернутые картинки (изображения дети не видят). 5. Пересказ рассказа по памяти. Задание на дом. Рассказать рассказ маме (воспитательнице). Задание. Прослушать рассказ «Зайчик». Пересказать по опорным предметным картинкам. Картинки даны вперемешку. «В живом уголке жил зайчик. Дети вместе с воспитательницей поймали его в лесу. Зайчик сидел у березки и ел травку. Зайку принесли в детский сад. Шерсть у него серенькая, ушки длинные, хвостик коротенький. Зубки и коготки острые. Зайчик всех боялся, а потом привык. Он стал грызть морковку и капусту». Задание. Прослушать рассказ «Гости». Пересказать по опорным предметным картинкам. Картинки даны вперемешку. «К Лене пришли гости. Ей шесть лет. Мама испекла сладкий пирог. Папа купил конфет и слив. Сестра подарила Лене цветы. Дети принесли игрушки и книжки. Бабушка подарила красивую чашку. Дети пели и плясали. Всем было весело». Задание. Прослушать рассказ «Спор животных». Ответить на вопросы логопеда. «Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит. — Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова из леса вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем. — Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я его семью молоком пою. — Нет, меня, — ворчит собака, — я его дом стерегу. Послушал хозяин этот спор и говорит: — Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своем месте». Ответить на вопросы: кто стал спорить? О чем спорили животные? Что сказала лошадь? Что сказала корова? Что сказала собака? Что сказал человек? Логопед распределяет роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям, а затем кто-то пересказывает текст один целиком. Тема. «Сказка про льва». Цель. Учить детей последовательно пересказывать услышанное по опорным картинкам. Оборудование. Картинки, на которых изображены лев, ворона, осел, лиса, человек. План занятия. 1. Организационный момент. 2. Рассказ сказки логопедом. «Жил-был на свете огромный лев. Однажды пошел лев по лесу побродить, себя показать, на других посмотреть. Идет и кричит: «Я самый сильный!» Пролетала мимо ворона. Услышала она хвастливую речь: «Каррр!.. Не хвались, глупый лев. Самый сильный на свете — человек!» Побежал лев человека искать, чтобы силою с ним помериться. Бежал-бежал и увидел какого-то странного зверя с длинными ушами. Зверь так громко ревел, что лев вначале даже немного испугался, но потом расхрабрился, грозно спросил его: «Ты человек?» — «Ну какой я человек. Я осел. Человека я видел вон за той горой». Бежит лев дальше. Встретилась ему лиса. Лев спрашивает: «Ты человек?» — «Что ты! Я просто лисичка-сестричка. Человек там, за горой!» Отпустил лев лисичку и побежал искать человека. Бежал-бежал и вдруг провалился в глубокую яму. Попытался он вылезти из нее, но не смог. Заплакал лев с горя. Видит, кто-то подошел к яме. «Добрый зверь, — сказал лев, — вытащи меня из ямы!» — «Я не зверь, а человек. Так и быть, помогу тебе выбраться!» Накинул человек льву на лапы веревку и помог выбраться на волю. Опустил голову грозный лев и ушел в лес». 3. Словарная работа: выяснение непонятных детям слов и выражений. 4. Выяснение смысла рассказа: кто оказался сильнее? 5. Деление текста на части с опорой на предметные картинки. 6. Пересказ сказки по опорным предметным картинкам. 7. Итог занятия: какую сказку вы узнали и научились рассказывать? 8. Задание на дом. Нарисовать картинки к сказке. Рассказать по своим картинкам сказку маме или воспитательнице. Тема. Рассказ «Найда». Цель. Учить детей составлять план рассказа. Оборудование. Предметные картинки, изображающие собаку, щенят, конуру. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Чтение рассказа «Найда» (I вариант). Прослушать его. «Это собака Найда. У Найды щенята. Найда и щенята живут в конуре». Ответить на вопросы: как зовут собаку? Кто у Найды? Где спят Найда и щенята? Как называется рассказ? Почему рассказ назван «Найда»? 3. Пересказ по картинкам. Логопед выставляет картинки на наборном полотне Дети составляют рассказ. 4. Задание на дом. Нарисовать картинки к рассказу «Найда». Рассказать о Найде маме, воспитательнице. Занятие 8 (фрагмент) Рассказ «Найда» усложняется. Прослушать рассказ про Найду. «Это собака Найда. Она черная с белыми пятнами. Уши у Найды белые. Хвост пушистый. Глаза большие и добрые. Но зато зубы острые-острые! У Найды щенята. Найда и щенята живут в конуре». Ответить на вопрос: что нового вы узнали из рассказа? (Мы узнали, какая была Найда.) Какая была Найда? Логопед поочередно указывает на части тела собаки. Дети вслед за логопедом дают описание Найды. Составляется план рассказа с помощью вопросов логопеда. О ком сначала будете рассказывать? (О Найде.) Что вы расскажете о Найде? (Какая она была?) Потом о ком вы будете рассказывать? (О щенятах.) Потом о чем будете рассказывать? (Где жили Найда и щенята?) Пересказ рассказа «Найда» целиком (II вариант). Нарисовать собаку Найду. Рассказать о Найде маме. Занятие 9 (фрагмент) Рассказ «Найда» усложняется. Прослушать рассказ. «Это собака Найда. Она черная с белыми пятнами. Уши у Найды белые, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, зато зубы острые-острые! У Найды щенята. Один щенок черный с белыми пятнами, похож на Найду. Другой весь черный. Найда и щенята живут в конуре». Вопросы. Что нового вы узнали из рассказа? (Какие были щенята.) Логопед выставляет картинку, изображающую двух щенят. Рассказать по картинке, какие были щенята. Задание на дом. Нарисовать щенят. Рассказать маме про щенят. Занятие 10 (фрагмент) Рассказ «Найда» усложняется. Прослушать рассказ. «Это собака Найда. Она черная с белыми пятнами. Хвост у Найды пушистый. Глаза большие и добрые. Но зато зубы острые-острые. У Найды щенята. Один щенок черный с белыми пятнами, как Найда, другой весь черный. Найда и щенята живут в конуре. Конура у них большая и теплая». Ответить на вопросы: что нового вы узнали из рассказа? (Какая была конура.) Найду. Другой весь черный. Найда и щенята живут в конуре. Конура у них большая и теплая. Найда грызет кости, а щенята лакают молоко». Ответить на вопросы: что нового узнали из рассказа? (Что едят Найда и щенята?) Пересказать весь текст целиком с опорой на предметные картинки. Рассказать весь рассказ маме. Рассказать рассказ целиком по опорному плану и предметным картинкам. Найда. Какая она? Щенята. Какие они? Конура. Какая она? Нарисовать конуру. Рассказать рассказ «Найда» маме. Занятие 11 (фрагмент) Рассказ «Найда» усложняется. Прослушать рассказ. «Это собака Найда. Она черная с белыми пятнами. Уши у Найды белые, хвост пушистый, глаза большие и добрые, зато зубы острые-острые. У Найды щенята. Один щенок черный с белыми пятнами, похож на Задание. Прослушать рассказ «Мурка». Составить план рассказа с опорой на вопросы логопеда. Пересказать рассказ, как запомнил. «Нашу кошку зовут Мурка. Она черная, только грудка и лапки у Мурки белые. Шерстка мягкая, хвост пушистый, глаза зеленые. У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два пестрые, черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят белые, а глаза голубые. Котята пушистые, как комочки. Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем удобно. Когда просыпаются котята, они пищат, хотят есть. Мурка их кормит». Нарисовать картинки к рассказу «Мурка». Рассказать весь рассказ маме. Задание. Прослушать рассказ «Злой мальчик». Пересказать по опорным вопросам логопеда и серии сюжетных картинок. Оборудование. Сюжетные картинки. Володя был во дворе. Собачка Жучка грызла кость. Володя стал отнимать у нее кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володю за ногу. Володя заплакал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват и терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных». Вопросы. Что делала во дворе Жучка? Что сделал Володя? Что сделала с ним Жучка? Что сказала мама Володе? Пересказать рассказ целиком. Задание. Прослушать рассказ «Синичка». Пересказать по опорным вопросам логопеда и серии сюжетных картинок. «Была холодная зима. К окну прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жаль синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю». Вопросы. Кто прилетел к окну? Что сделали дети? Когда дети выпустили синичку на волю? Пересказать рассказ целиком. Задание. Прослушать рассказ «Ласточка». Составить план. Пересказать по плану. «Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец ветки был привязан к окну ниткой. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна». Логопед предлагает детям ответить на вопросы одним словом. — Как ответить на вопрос: «Что случилось с ласточкой?» — одним словом? (Беда.) — Как ответить на вопрос: «Что оказали ласточке подруги?» (Помощь.) — Как ответить на вопрос: «Где оказалась ласточка?» (На свободе.) Логопед объясняет детям, что рассказ можно -разделить на три части и у каждой части есть свой заголовок. Логопед проговаривает полученные ответы: Беда. Помощь. На свободе. — Теперь попробуйте пересказать текст по этому плану. В конце занятия логопед спрашивает детей, как можно назвать ласточек. (Хорошие друзья) Задание. Прослушать рассказ. «Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым пошел Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в речку. Плавать он не умел. Лена и Коля не растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Лена — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть. Так дети помогли Сереже выбраться из реки». Составить план рассказа, аналогичный предыдущему. Пересказать рассказ целиком по плану. Ответить на вопросы: как можно назвать Лену и Колю? (Хорошие друзья.) Как можно назвать рассказ? (Хорошие друзья.) Пересказать текст «Хорошие друзья» дома. Задание. Прослушать рассказ К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках» (СНОСКА: Текст дается в сокращении.). «Настала весна; солнышко согнало снег с полей; почки на деревьях раскрылись и выпустили молодые листочки. Вот проснулась и пчелка от своего зимнего сна, разбудила своих подруг. Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде тепло и светло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: — Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчелок? Мы целую зиму голодали! — Нет, — говорит им яблонька. — Вы прилетели слишком рано: мои цветы еще спрятаны в почках. Попросите у вишни. Полетели пчелки к вишне: — Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок? — Прилетайте завтра. Сегодня на мне ни одного открытого цветочка нет. Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду. Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь. Но вот они увидели под кустиком темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись пчелки и полетели домой». Пересказать текст по опорным вопросам. Что случилось весной? Что сделали пчелки? За чем пчелки полетели к яблоньке? Что им ответила яблонька? Куда полетели пчелки? Что им ответила вишенка? Куда потом полетели пчелки? Почему они улетели от тюльпана? Кто накормил пчелок? Пересказать текст по опорным предметным картинкам. (Картинки логопед предлагает в последовательности текста рассказа.) Цель. Закрепить навык последовательного пересказа; развивать умение работать с деформированным текстом. Оборудование. Сюжетная картинка к рассказу «Гадюка». Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Чтение логопедом рассказа «Гадюка». «Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка —• ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее». 3. Ответить на вопросы: что случилось с Вовой? Чем опасна гадюка? Кто спас Вову? О ком мы узнали в начале рассказа? Что произошло потом? Чем кончился рассказ? 4. Чтение логопедом деформированного текста того же рассказа. «Пушок кинулся на гадюку и разорвал ее. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Раз Вова пошел в лес. С ним побежал Пушок». 5. Ответить на вопросы: получился у нас рассказ? (Не получился.) Почему не получился рассказ? (Читали не по порядку.) Логопед. Верно. Я вам рассказала все не по порядку. Когда вы что-то рассказываете, надо говорить все... (по порядку), не торопиться. Тогда ваш рассказ будет всем понятен. 6. Составление рассказа из деформированного текста. Логопед обращается к детям: Незнайка прислал нам рассказ. Но я ничего не могу понять. Я вам его прочитаю. «Она занозила руку. Врач вытащил занозу. Лиза мыла розу». — Получился рассказ у Незнайки? (Не получился.) Почему? (Он рассказал все не по порядку). Давайте исправим этот рассказ. Расскажем все по порядку. Как вы думаете, что было сначала? (Лиза мыла розу.) Что случилось потом? (Лиза занозила руку.) Чем кончился рассказ? (Врач вытащил занозу.) 7. Пересказ текста целиком. В дальнейшем можно упражнять детей в составлении рассказов из деформированных текстов. Примерные тексты.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |