Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жукова Н.С. Формирование речи у детей с моторной алалией 10 страница




Однако сообщение может быть принято (понято) лишь после того как снова, возвращаясь по ступеням замен, будет восстановлен первич-> ный звуковой анализ и синтез. При чтении текста, составленного из букв, слова будут приняты лишь после того, когда будет узнано то же произносимое слово. Больше того, все элементы слогового и фразового квантования должны быть восстановлены, для того чтобы понять, ч'то именно выделено в сообщении и что ослаблено, редуцировано. Это явление внутренней интонации играет исключительно важную роль как при чтении про себя, так и при составлении письменного текста 1. Телеграф при помощи электрических сигналов передает лишь буквы, а читающий телеграмму узнает в ней звучащие и произносимые слова, которые сообщают ему о радости и горе. Известно много поучительных в этом отношении анекдотов о том, как разное интонационное прочтение меняет смысл сообщаемого в телеграмме. Сигнальные замены возможны только там, где закончилась определенная ступень анализа и 1 Некоторые наблюдения по этому вопросу изложены в работе автора «Развитие письменной речи от III до VII класса», «Известия АПН РСФСР», вып. 78, 1956. 3* 131 l синтеза и из комплекса образовался простой элемент, который сам теперь может вступить в новый комплекс. 2. Есть все основания считать, что местом образования и накопления слов является речедвигательный анализатор. Слуховой анализатор лишь контролирует способ образования слов, но не содержит их в себе. Только то слово может быть принято и узнано, которое уже образовано и двигательные следы которого хранятся в речедвигательном анализаторе. Незнакомое слово должно быть, под контролем слуха, предварительна усвоено речедвигательным анализатором. Это общее положение имеет практически очень большое значение при обучении родному и иностранному языку, при усвоении орфограмм и вообще для понимания разных видов речевого процесса. Для человека, 'приступающего к изучению немецкого языка, какое-либо слово, например Standpunktskoordinaten, будет принято лишь после расчленения его звуковых и морфемных элементов через импульсы речедвйгательного анализатора (например, в ряду KopfKOordinàten, BrustKoordinaten). Добытые до сих пор факты в области изучения речевых кинестезии показывают, что отбор слов происходит при усилении обратной связи от органов речи, так как для осуществления отбора необходимо поднять возбудительный потенциал ядра речедвигательного анализатора, содержащего двигательные следы слов. Зрительный прием букв в таком случае следует рассматривать как первый момент запуска связей речедвигательного анализатора, а слуховое восприятие речи как контроль и прием накопленных в речедвигательном анализаторе слов. ТП\ Ч ACT b D T O P А Я ОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕЧИ ГЛАВА VII ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ И НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПРОЦЕССА § 17. ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ МЕТОДИКИ Мысль, так или иначе возникшая во внутренней речи, передается другому человеку через акустические комплексы, которые синтезируются как звуки на выходе речевых эффекторов и, поступая к органу слуха, принимаются им, транспортируются в мозг в виде нервных сигналов и в конце концов та же мысль говорящего становится достоянием слушающего. В первой части работы мы видели, что весь этот сложный путь, составляющий элементарный акт речевого общения, изучается группой разнообразных дисциплин, ни одна из которых не рассматривает процесс •общения в целом, а выбирает то один, то другой его участок. Задача изучения механизма речи состоит в том, чтобы проследить все этапы этого;пути. При этом нельзя забывать, что в речи передается мысль, образ, который возник в результате отражения человеком действительности. 'Вот почему вся эта проблема механизма речи может быть решена только тогда, когда становится психологической. Как бы мы ни углублялись в в самые тонкие детали речевого механизма, что неизбежно, если поставлена задача его изучения, мы останемся в пределах психологической проблематики в том случае, когда процесс будет рассматриваться как общение, как сохранение тождества в цепи многих пунктов передач и постоянной изменчивости. В этой связи интересно замечание одного из наиболее крупных физиологов, занимавшегося изучением речевой и певческой фонации, Л. Д. Работно'ва. Он скептически относился к множеству разнообразных рекомендаций певцам о способах воспроизводства внешних дыхательно-фонационных движений. Вся система речевых и (певческих органов выполняет по импульсам мозга очень сложную одновременную Гработу. Певец поступит лучше, если вместо этих рекомендаций станет следовать слуховому образу. Только психологический подход, замечает Л. Д. Работнов, может решить такую сложную задачу 1. Необходимо найти такие методические средства, которые позволили бы подойти к изучению речевого механизма разносторонне и вместе с тем •концентрированно, так, чтобы обследовать его самые существенные звенья. Если признать, что двойной анализ и синтез действительно является существенным признаком речевого процесса, тогда можно определить наиболее доступное и целесообразное для изучения место приложения 1 Л. Д. Работнов, Основы физиологии и патологии голоса певцов, Гос. муз. -язд-во, М., 1932, стр. 135—136. исследовательской методики. Имея в виду эквивалентность обоих аналитических и синтетических рядов, достаточно выбрать одно из двойных звеньев для специального и всестороннего (Изучения, учитывая то специфическое, что дополнительно выполняется другим двойным звеном. Легко* видно, что первой парой звеньев является тот этап речевого процесса, на котором осуществляется переход от дробного анализа речедвижении к синтетическому акустическому комплексу на выходе эффекторов., Именно здесь производятся собственно речевые образования. Слух принимает не только речь, но и всяческие другие природные и искусственные звуки. И только речевые эффекторы выдают речь. Не говоря уже о том, что динамический и высотный диапазон речи чрезвычайно сжат по сравнению с диапазоном звуков, принимаемых слухом, следует обратить внимание на самый характер производимых человеком звуков. Даже когда человек не говорит, производимая им фонация напоминает речевые звуки. Вздохи ок и ах, стоны, крики, плач, смех и т. п. — все, кроме насвистывания мелодии, является ненормативной модификацией речевых звуков. Это значит, что речевые эффекторы по самому их устройству и расположению приспособлены к синтезу специфически речевых звуков. Исследование механизма речи было бы поставлено в значительно более трудные условия, если бы изучалось не эффекторное звено, а рецеп-торный слуховой анализ и корковый синтез. Прямые наблюдения за деятельностью корковых областей -в процессе речи мало доступны, да и анализ, осуществляемый рецепторами, может исследоваться путем косвенных наблюдений. Изучение же эффекторного прибора выгодно тем, что его движения могут быть зафиксированы достаточно точно. Вместе с тем эквивалентность коркового анализа и синтеза конечному акустическому эффекту дает основание судить о работе центрального замыкательного аппарата на основании речедвижении в сопоставлении с акустическим результатом. Вся дробность анализа и вся полнота синтеза выводится,, так сказать, «наружу» в момент образования звуков на выходе речевых эффекторов. В исследуемом продукте есть все для того, чтобы судить, в каких элементах речедвижении и звукового комплекса произведен анализ и в какие синтетические единицы складываются эти элементы. Таким образом, при изучении механизма речи необходимо учесть по меньшей мере два звена процесса — аналитическое и синтетическое. В этом и состоит первый принцип комплексной методики. Отсюда же следует, что речедвижения должны постоянно сопоставляться с данными акустических измерений. В этом состоит второй принцип комплексной; методики исследования механизма речи. И, наконец, наличие в речи статики и динамики заставляет рассматривать изучаемый меха-низм как динамический процесс, в котором путем перехода одних переменных в другие происходит дифференциация и интеграция определенных постоянных величин — значимых единиц. Это трений ' принцип комплексной, методики. Для изучения механизма речи недостаточно только зафиксировать те или другие речедвижения или акустический комплекс, необходимо, чтобы результаты фиксации обнаружили дифференциальную функцию того или другого двигательного и акустического элемента. Чрезвычайная неполнота сведений о механизме речи обусловлена главным образом тем, что в большинстве исследований указанные принципы не применялись последовательно. Обычно акустические измерения речи проводятся вне зависимости от исследования речедвижении, а наблюдения за речедвижениями вне связи с акустическими измерениями. Наибольшим же недостатком до сих пор является то, что звуки речи изучаются как статические образования. Современная фонетика по справедливости может быть названа статической. В ней показано, и то частично, где образуются звуки и каким способом, но не найдено, как они сливаются в динамические образования — слоги и слова. Это значит, что основ-ная произносительная единица — слог— выпадает из поля наблюдения. Так как речевой звук может возникнуть только в результате совместной деятельности мышечных синергии, то в комплексную методику изучения речевого механизма как обязательный входит четвертый принцип — совместное исследование трех систем: а) генерации звука, б) резонатор-ной системы и в) энергетической системы. Отсутствие сведений об одной из этих систем в значительной мере обедняет факты, относящиеся к двум остальным, и часто лишает возможности объяснить некоторые явления.. Если, например, установлено, что звук n образуется смычкой губ при выключенной гортани, но так как не выяснены аэродинамические условия его образования, то формирование и прием такого звука становятся загадкой. Действительно следуе'т думать, что звук n не может нигде резонировать, так как все резонаторы остались позади; струя воздуха прорывает смычку у самого входа в свободное звуковое поле, и без того глухой звук п, при отсутствии резонанса, окажется настолько акустически маломощным, что замаскируется непосредственно следующим за ним мощным звуком гласного, например в слоге па. Затруднения в объяснении э'гого и других аналогичны«явлений возникают вследствие того, чгго не учтена функция глоточной трубки и всей энергетической системы. В действительности при губном взрыве гортанный сфинктер широко, раскрыт, а глоточная трубка сужена до определенного' размера; в то же время диафрагма делает сильный взмах вверх, что при наличии губной смычки вызывает увеличение воздушного давления во всей надставной трубке, в которой после прорыва смычки возникает специфический резонанс. Трудности применения комплексной методики заключаются в том, что речедвигательный анализатор широко распространяется во внутренних областях тела и доступен безынструментальному наблюдению лишь на периферии. Проникновение во внутренние области, так, чтобы сохранилась полная естественность произнесения, требует применения специальной аппаратуры. Однако даже при наличии такой аппаратуры и ее применения сложившиеся по традиции установки статической фонетики оказались так сильны, что наблюдатель не замечает тех явлений, которые регистрирует аппаратура. Рентгенологическое изучение артикуляции ведется уже не менее 40 лет, но исследователи с упорством продолжают вести свои наблюдения только за положением языка в полости рта, хотя на рентгенограммах отчетливо видна вся надставная трубка. Даже в тех случаях, когда изменения в объеме глоточной трубки все же отмечаются, кз этого не делается никаких выводов о механизме речи, т. е. о соотношениях в работе всех речевых эффекторных систем. Дается лишь описательное констатирование статики. Особенно трудным в комплексной методике является применение принципа динамики. Речедвижения происходят за десятые и тысячные доли секунды одновременно в самых различных местах произносительного прибора. Уловить всю эту динамику на глаз довольно трудно. Однако при всем этом нельзя отказаться от такого поистине увлекательного зрелища, которое с легкостью может быть получено при рентгеноскопии надставной трубки. Рентгеноскопией давно уже широко пользуются в медицине в целях диагностики, но в литературе по вопросам артикуляции нам ни разу не встретились указания на применение этой методики, так ярко обнаруживающей динамику речевого процесса. Конечно, точное изучение динамики речевого процесса возможно лишь при условии ее фиксации на кинопленке, которую можно.изучать кадр за кадром. Но и покадровое измерение всегда должно дополняться многократным просмотром всего процесса в его полном динамическом развитии. Пренебрежительное отношение к рентгеноскопии во многом определяется традициями, укоренившимися в статической фонетике. Характерным последствием того, что комплексная методика не применялась, было появление трех противоречивых гипотез образования ос- .новной произносительной единицы — слога. Каждая из этих гипотез учитывает лишь одну сторону речевого процесса, не принимая во внимание остальных. Согласно экспираторной гипотезе (Р. И. Аванесов и В. Н. Сидоров) слог и словесное ударение образуются в процессе выдоха. Сколько выдохов, столько и слогов. В этой концепции основную роль играет энергетическая система. Как изменяется при слогообразовании громкость звука, как перестраиваются спектры и почему слогообразующим обычно является гласный, — все эти вопросы остаются вне наблюдения. Согласно гипотезе сонорности (О. Есперсен) слог возникает вследствие сочетания двух или нескольких звуков разной звучности (сонорности), например, гласного и согласного. Как видно, эта концепция учитывает только спектральный состав речевых звуков, т. е. резонаторную систему, не принимая во внимание энергетическую. Здесь рассматривается только акустический эффект, да и то не полностью; роль речедвижений при образовании слога остается в тени. Наконец, гипотеза мускульной напря-.женности (Л. В. Щерба) рассматривает только эту последнюю сторону явления — артикуляционную. Согласно этой концепции слог образуется в дуге мускульной напряженности, возникающей в надставной трубке. Максимум мускульного напряжения соответствует вершине слога, т. е. гласному. Согласный, стоящий перед гласным, вначале будет слабее, чем к концу, т. е. к моменту вступления, когда согласный усиливается (сильноконечный). Наоборот, артикуляция согласного', стоящего после гласного, будет сильнее в его начале и слабее в конце (слабоконечный). В этой концепции довольно тонко учитывается динамика речедвижений, но акустический результат и речевое дыхание остаются в стороне. Вследствие этого непонятно, почему максимум мускульного напряжения падает на гласный, хотя прорыв затвора на ^смычном согласном, надо- думать, потребует значительно больших мускульных напряжений, чем открытая.артикуляция гласного. Да и само понятие мускульного напряжения, если поставить вопрос об измерении напряжения, остается неопределенным. Эти три концепции, которые по отдельности как будто учитывают три основные эффекторные системы, все же нельзя объединить, стараясь взять лучшее из каждой, так как одна из них опровергает другую. Соотношение между экспирацией и громкостью звука не прямо пропорционально. Усиливая выдох,: например на а, мы увеличиваем его громкость, но, усиливая в той же степени экспирацию на и, мы всегда получим значительно меньшую громкость этого и, чем а. На разногромкость звуков речи обратил внимание еще Русело. Теперь это явление широко известно, нужно лишь найти ему объяснение и определить роль в общем механизме речи. Гипотеза сонорности как раз и строит свою концепцию, исходя из факта разногромкости звуков речи, в то время как экспираторная гипотеза предполагает зависимость громкости только от силы выдоха. Таким образом, обе эти теории не столько дополняют, сколько противоречат друг другу. Такое же несоответствие обнаруживается и при сравнении гипотезы сонорности с гипотезой напряженности. Согласно первой, вершина сонорности будет вершиной слога. Но очевидно, что слог может образоваться и в звуке однородного тембра, например а. Тогда уже нельзя считать, что вершиной слога будет звук с большим сонорным качеством (ибо тембр один). Приходится допускать, что в таком случае слог образуется или усилением экспирации или нарастанием мускульной напряженности. При таком сопоставлении гипотеза сонорности опровергается со стороны двух остальных. Но и гипотеза напряженности опровергается с двух концов. Спектр гласного звука обладает большей акустической мощностью, чем спектры большинства согласных, поэтому вершина слога будет зависеть не только от мускульной напряженности надставной трубки, но и от включения голосового генератора. Кроме того, усиление экспирации, хотя и в более сложном соотношении, чем допускает экспираторная гипотеза, все же вызовет усиление слога. Независимо от этого, группы /мышц/принимающих участие в образовании звуков речи, весьма различны. Очень трудно сравнить или сложить мышечную напряженность, например подъема диафрагмы и раствора челюстей для произнесения а. Едва ли вообще целесообразно искать сумму напряженности совершенно различных мышечных синергии, выполняющих при образовании звука совершенно разные функции. Вопрос следует свести к тому, чтобы узнать нет ли таких специальных мышц, сжатие которых и увеличение напряженности образовало слог. В дальнейшем мы увидим, что такой орган действительно существует и что его напряженность усиливается действительно именно на вершине слога и больше на ударном, чем неударном. Можно удивляться тонкой наблюдательности Л. В. Щербы, который уловил «темные» кинестезические ощущения мышечной напряженности какого-то органа. Однако даже найдя такой орган, объяснить слогоделение без учета речевого дыхания и без исследования изменений в спектрах звука невозможно. Таким образом, наибольшие методические затруднения, повлиявшие на результаты и теоретические концепции, возникли вследствие того, что не удавалось применить указанные выше четыре принципа комплексной методики. § 18. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АРТИКУЛЯЦИИ Акустические измерения применяются давно. Техника приемов измерения совершенствуется с каждым годом. В нашу задачу не входит излагать состояние этого вопроса. Стоит только заметить, что современная техника измерений располагает достаточно надежными средствами для того, чтобы: а) записать и воспроизвести речь на магнитофоне с точностью до 8—12 000 герц, б) получить суммарную осциллографическую кривую записи значительных по времени отрезков речи, в) разложить эту кривую на составляющие по основному тону, спектру, интенсивности и длительности. Этих данных вполне достаточно для анализа акустического эффекта речи. Указания на примененную для наших измерений аппаратуру будут даны в следующей главе. Значительно хуже решена задача исследования речедвижений. Мы остановимся на рассмотрении только тех работ, которые так или иначе относятся к изучению динамики речи. Об исследовании речевой статики можно лишь упомянуть, так как применяемые здесь методические средства, хотя и пополнились со времени Русело, но не внесли ничего принципиально нового, хотя обследование артикуляции сделалось более точным. Так, кроме обычных наблюдений за движением губ, производятся точные определения размеров выходного отверстия ротового резонатора -при помощи замеров на кадрах киносъемки произнесения слов и фраз. Для регистрации касаний языка к разным областям твердого нёба применяется палатографическая методика, сущность которой состоит в том, что в рот вставляется искусственное нёбо из пластмассы, покрытой краской, стираемой в момент прикосновения к ней языка. Для той же цели применяется ротовой измеритель Аткинсона. При этом способе в искусственное нёбо вставляются по средней линии вертикально к языку тонкие свинцовые проволочки, которые загибаются движением языка. Эта методика дает дополнительный материал к обычным палатограммам. В фонетических исследованиях Т. А. Бровченко 1 применялся миниатюрный фотоаппарат размером 31X12,5 мм системы Фельдштейна-Максутова, при помощи которого можно производить во рту несколько снимков одновременно в разных направлениях. Пользуясь ларингоскопом, можно вести наблюдения за движением надгортанника и осматривать голосовые 1 «Ученые записки МГПИИЯ», т. VIII, 1954, стр. 24. связки. Однако введение ларингоскопа в рот, конечно, делает невозможным произнесение речи. Применяется также пальпация кадыка и подъязычной кости для определения их движений в процессе речи. Основные положения современной фонетики об артикуляционной базе разных языков установлены вышеуказанными способами. Однако для целей изучения механизма речи применения этих методических средств недостаточно. Фонетика преследует преимущественно описательные цели, поэтому для установления сравнительных особенностей ротовой артикуляции в разных языках указанные средства вполне пригодны и будут применяться, наверное, и в дальнейшем, для изучения же механизма речи они дают мало, так как охватывают слишком узкую область речевых движений. Вместе с тем уже установленные в области ротовой артикуляции факты вполне достаточны для основных выводов о механизме речи, если эти факты связать с данными речевой динамики. Детали в положении языка при произнесении тех или других звуков данного языка не представляют интереса, а иногда даже запутывают и самих фонетистов, так как индивидуальные отклонения и приспособления к изменившимся условиям произнесения довольно значительны. Выпавший или вставленный зуб вначале вызывает неудобства и может повлиять на разборчивость речи, но через некоторое время пропадает и то и другое. В фонетике применяется также пневматическая методика. Целый ряд работ, в частности исследование русских гласных Л. В. Щербой, произведен этим способом. Произнесение 'производится через- ротовой амбушюр, от которого идет резиновый шланг к мареевскому барабанчику. В этом случае измеряется главным образом послеротовое воздушное давление и частично регистрируется основная частота на гласных. Определение частоты основного тона по этому прибору не представляет интереса и несравнимо по качеству с электроосциллографической записью/ Измерение же воздушного давления в относительных условных единицах амплитуды подъема записывающей иглы, угла подъема и площади под кривой очень показательно. Достаточно точно может быть определено и время. Пересчет на миллиметры ртутного или водяного столба требует специальных расчетов для данной установки и обычно не производится. Серьезным недостатком этой методики является то, что произносимая в амбушюр речь не может быть записана на магнитофоне и даже проконтролирована слухом в момент произнесения. Вследствие этого трудно сказать, в какой мере зарегистрированное произнесение является нормативным и естественным. Из полученных по этой методике данных отчетливо видно, что при произнесении, например, взрывных согласных, особенно глухих, послеротовое давление быстро нарастает и затем так же быстро падает, при произнесении же гласных давление значительно меньше по амплитуде, но держится более длительно. Эти данные имеют значение для суждения о механизме речи. Пневматический прибор может быть приспособлен к месту, соответствующему положению подъязычной кости или щитовидному хрящу гортани. Через резиновый шланг колебания этих частей передаются на ма-реевский барабанчик и записываются на ленте кимографа. В 1913 г. Л. Н. Скородумов 1 провел работу, используя эту методику. Он пришел-к весьма парадоксальным, но для нашей темы интересным выводам. По наблюдениям Л. Н. Скородумова, оказалось, что подъязычная кость поднимается всякий раз в момент ударения на слове. Из этого он заключил, что ударение в слове производится движением подъязычной кости — вывод столь же парадоксальный, /как и нелепый. Л. Н. Скородумов заметил, что псдъязычная кость смещается при всяком мышечном напряже- 1 Л. Н. Скородумов, Новый метод экспериментального исследования речевой функции и ее приложения в психиатрии. «Обозрение психиатрии», 1913, № 1; Сущность и происхождение ударений и ритма речи, «Вестник психиатрии», 1914, № 2. -нии, например при сжатии кисти в кулак. Он полагает, что дрожание подъязычной кости может быть индикатором мышечного напряжения при словесном ударении. В. А. Богородицкий дал справедливую отрицательную критику этой концепции 1, указав на то, что подъязычная кость, на которой держатся мышцы, лежащие ниже ее, и на которую опираются мышцы, расположенные выше ее, колеблется вообще при всяких движениях тех и других мышц. Из материалов Л. Н. Скородумова видно, что подъязычная кость не всегда поднимается на ударном слоге, нередко она поднимается и на безударных слогах, чего и следовало ожидать. Эта работа, произведенная врачом, представляет лишь тот интерес, что является первой попыткой при изучении речевой динамики спуститься для наблюдения процесса несколько ниже ротовой полости и подойти к изучению глоточной трубки. При явной неудаче, сама идея — найти в глоточном резонаторе разгадку речевой динамики — представляет интерес. Движения подъязычной кости, конечно, являются производными от множества мышечных движений и не могут играть сами по себе никакой роли в образовании ударения. Кроме того, весьма тонкие и сложные движения подъязычной кости не могут быть зарегистрированы с достаточной точностью на грубой пневматической аппаратуре. Однако нельзя отрицать того, что и а колебаниях этой кости отражаются именно динамические -процессы, происходящие в глоточной трубке. Для изучения механизма речи наибольший интерес представляет рентгенологическая методика. Наряду с акустическими измерениями она необходима и достаточна для того, чтобы подойти к решению основных вопросов в этой области. Сочетание акустической и рентгенологической методик обеспечивает применение четырех принципов комплексного изучения работы речевых эффекторов. Рентгенография позволяет зафиксировать движения тех скрытых во внутренних полостях органов, которые участвуют в произнесении и отсутствие сведений о которых в наибольшей мере затрудняет построение общей концепции механизма речи. 'Однако распространение этой методики весьма ограничено. Своеобразное промежуточное положение проблемы механизма речи среди других дисциплин оказало влияние на выбор методических средств. Казалось, что рентгенология относится к узкой области медицины и служит лишь целям специальной диагностики, хотя этому и противоречило широкое применение рентгенографии в промышленности. Даже физиологи при изучении, например, механизма внешнего дыхания в большинстве случаев применяют пнеймограф, который по богатству и точности результатов не может идти ни в какое сравнение с рентгенографией. Что касается психологов, то трудно найти такую работу, которая учла бы для своих целей рентгенографию, хотя та же пнеймография, кардиография, плетизмография, гальваноскопия, энцефалография и т. п. находят в психологии широкое применение. История применения рентгенографии для изучения движений органов речи бедна, хотя уже первые шаги в этом направлении позволили установить весьма существенные факты, из которых, правда, не было сделано выводов о механизме речи. Одним из первых применил рентгенографию сурдопедагог П. Енько2. В отличие от Колле (Collet), который в Институте глухонемых и слепых в Брюсселе (1910) провел аналогичное исследование, П. Енько применил Технику, обеспечивающую более точные из- 1 В. А. Богородицкий, Курс экспериментальной фонетики, Казань, 1917, вып. 1, стр. 51—52; Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных, "Казань, 1930, стр. 226—228. 2 П. Енько, Опыт применения рентгенографии к изучению артикуляции, «Известия отделения русского языка и словесности АН», 1912, т. XVII, кн. 4. Применение рентгенографии для изучения певческого голоса началось вскоре после открытия Рентгена. См. Seh ei er (Шейер), Zur Aufwendung der Röntgenstrahlen für Phisiologie der Gesang, Berlin, 1898. мерения интересующих объектов. Он не обмазывал испытуемому весь язык барием, а проводил по шву языка и твердому нёбу тонкую бариевую полоску. Эта техника принята и в настоящее время. Работа была проведена с целью выяснения разницы между произнесением твердого и мягкого слога (например, та, тя). На основе изучения рентгенограмм, фотографическое качество которых достаточно удовлетворительно, П. Енько приходит к выводу о том, что твердость слога обусловлена свойствами резонанса гласного, входящего в слог, при этом основное влияние здесь имеет не столько положение языка во рту, сколько резонанс гласного в более глубоких частях рта — между корнем языка и входом в гортань. Резонанс твердых слогов образуется преимущественно в более глубоких частях глоточноротовой полости. Для подтверждения этого П. Енько добавляет, что при вставленном в рот ламповом стекле, мешающем изменить величину отверстия, удается произнести узнаваемые слухом гласные. С другой стороны, говорит он, сравнение рентгенограмм показывает, что, например, при размыкании губ в мягком слоге, т. е. в начале второй фразы слога, язык еще не перешел в положение,, нужное для твердого а. Таким образом, следует думать,, что в смягченных слогах смягчается не только гласная часть первой фазы слога, но и начало второй фазы. Как видно, полученный П. Енько материал представлял богатейшие возможности для изучения механизма образования слога. Однако внимание исследователя было сосредоточено все-таки на ротовой полости и в наблюдениях не было замечено ничего из того, что происходит ниже зёва. Кроме того, П. Енько исходил из неправильных теоретических положений, оставленных современной наукой, о том, что мягкостью обладает не согласный звук, а следующий за ним гласный1. Можно научиться, говорит П. Енько, произносить /ся, поставив язык 'как для /ш, так, чтобы смычка образовалась далеко 'позади у мягкого нёба. В момент размыкания можно быстро перенести язык вперед для смягчения а. Однако по предложенному П. Енько способу произнесения получится не /ся (/c'a), а kja. При переносе языка вперед между ним и твердым нёбом появится сужение, в.котором возникнет турбулентный поток воздуха и соответственно палатальный звук /.Вместе с тем материал П. Енько показывает, что гласный в слоге меняется в зависимости от соседства с тем или другим согласном. В этом и состоит динамика изменения спектров в составе слова. В этой части наблюдения и примененная П. Енько методика забыты несправедливо. Современные фонетисты в таких случаях обычно пользуются лишь слуховым наблюдением и не устанавливают точного соответствия между резонансными полостями и акустическим результатом, например, в позициях мягких и твердых слогов.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.