Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жукова Н.С. Формирование речи у детей с моторной алалией 11 страница




Значительно более обстоятельное и технически более совершенное рентгенологическое исследование, имеющее большое значение для постановки проблемы механизма речи, было произведено в 1931 г. Рессе-лем 2'. В этой работе исследовалось положение активных органов речи не только при произнесении гласных, но и согласных. Трудная задача рентгенографической фиксации произнесения согласных была решена путем уменьшения экспозиции до 1/128 сек., что требует высококачественной рентгеновской трубки, увеличения силы тока и напряжения, а также высокочувствительной пленки. На рентгенограммах видна вся область надставной трубки — от губ до гортани. Рессел подтверждает и значительно уточняет выводы, полученные в других исследованиях. Им устанавливаются две области в зависимости от положения языка: а) передняя и б) более задняя. В заднюю область входит и глотка. Хотя рентгено- 1 П. Елько, Опыт применения рентгенографии к изучению артикуляции, «Известия отделения русского языка и словесности АН», 1912, т. XVII, кн. 4Г стр. 275. 2 О. Rüssel, Speech and voice, New York, 1931. граммы показывают отчетливую картину изменения формы глоточного резонатора не только в зависимости от положения языка, но и в результате модуляций самой глоточной трубки, Рессел не придал этому большого значения. Традиционная концепция об активной роли языка и пассивном поведении глотки довлела и над этим автором. Рессел придает большее значение не форме резонатора, а особенностям его поверхности. Мягкие и твердые стенки резонатора по-разному меняют тембр звука, оказываются на его «яркости» и «тусклости». Это положение сближает "точку зрения Рессела с концепцией Л. В. Щербы о разной напряженности звуков речи. В английском слове peep долгое / отличается по напряженности стенок резонатора от i в слове pip. Следует, однако, заметить, что изменение поверхности стенок резонаторов зависит от их формы, следовательно, является величиной производной. При произнесении и (i) сжиматели глотки расслабляются, вся трубка расширяется, поэтому поверхность глотки делается более мягкой, чем.при произнесении а в суженной глоточной трубке. Таким образом, как будет сказано более подробно в дальнейшем изложении, различия в резонансе происходят все-таки от изменения формы глоточной трубки. Звуковой луч при произнесении и не проходит прямо в ротовую полость, а задерживается в верхней части глотки, где образуются воздушные завихрения именно в результате особой формы глоточной трубки. Независимо от этого следует подчеркнуть, что тщательное применение рентгенографической методики привело Рессела к необходимости обратить внимание на роль глоточной трубки в процессе речевого произнесения. Обстоятельное рентгенографическое исследование артикуляции было^ проведено в 1937 г. Хольбруком1. Перед исследователем стояла чисто описательная сравнительно-фонетическая задача. Изучалось положение органов речи при произношении в английском, французском, немецком, польском, русском и испанском языках. Хотя в работе не делается никаких выводов о механизме речи, представленные в ней рентгеносхемы интересны и с этой точки зрения. Хольбрук заметил, что форма глоточного резонатора имеет очень большое значение для образования тембров и различна при произнесении слов на разных языках. Рентгеносхемы, полученные для русского языка, совпадают с теми материалами, которые были найдены и в нашем исследовании. Хольбрук предлагает следующие параметры измерений рентгенограммы: 1) расстояние между резцами; 2) расстояние между губами; 3) подъем верхней губы над резцами; 4) выступ у нижней губы над резцами; 5) наибольший подъем языка над нижними зубами; 6) подъем над верхними зубами; 7) расстояние между высшей точкой языка и резцами. По этим данным могут быть вычислены объемы ротового резонатора, хотя автор дает лишь описательную картину, а не производит самих вычислений. Для измерения глоточного резонатора Хольбрук предлагает три весьма важных промера: а) вверху (у зёва); б) в середине и в) внизу глоточной трубки. В дальнейшем будет показано, что полное определение формы и объема глоточного резонатора должно производиться в 10 промерах, однако отмеченные Хольбруком являются основными. Самый факт включения глоточного резонатора в орбиту внимания, вызванный наличием убедительного рентгенографического материала, представляет значительный интерес. Однако Хольбрук, преследуя описательную задачу, не делает выводов о роли и функциях резонаторов и не ставит в связь резонаторную, генераторную, и энергетическую системы. Отсутствие комплексного подхода к изучению речевого процесса не дает оснований для объяснения закономерно меняющейся формы глоточной трубки при произнесении разных звуков. Вопрос же об< управлении речевыми органами вообще не ставится. ] Richard H o 11 b r o o k, Francis С a r m о d y, X. Ray studies of speech articulations, University of California, 1937. Особенно ясно значительные преимущества рентгенографии -перед.другими методами исследования артикуляции видны из работы чешского фонетиста Хлумского 1 «Рентгенография французских гласных и полугласных». При помощи тщательного анализа рентгенограмм И. Хлумский решает некоторые спорные проблемы фонетики французского языка и подтверждает ряд ранее установленных положений. На хорошо репродуцированных в книге рентгенограммах с большой «наглядностью можно установить перечень определенных признаков, которые варьируют при образовании столь различных во французском языке тембров гласных по закрытости, открытости, долготе и краткости. В этой работе фонологический аспект тесно связан с фонетическим. Рентгенография дает в руки реально ощутимый материал для фонологических функциональных противопоставлений. Однако Хлумский скептически относится к динамической рентгенографии, т. е. к кинорентгеносъемке. Он получил рентгенограммы гласных только IB статике, что не дает возможности проследить изменения в резонирующих полостях за слоговой период. На представленных рентгенограммах хорошо видна вся область надставной трубки, при этом Хлумский придает значение размерам глоточного резонатора, но не производит никаких измерений этой части надставной трубки. Здесь также сказалось влияние статической, описательной фонетики, имеющей дело со звуком, а не со слогами и игнорирующей слог как основную произносительную единицу речи. Наиболее интересные факты, имеющие отношение к механизму речи, представлены в работе Тарно2. Книга Тарно, ларинголога Парижской консерватории, и Борель-Мезони, заведующей отделом исправления речи при детской больнице, является систематическим изложением основных проблем фониатрии, певческого голоса и речи. Она опирается на последние достижения в этой области разных исследователей и оригинальные наблюдения самого Тарно. Подведенный итог в области изучения механизма дыхания, типов дыхания и механизма фонации, за исключением некоторых деталей, не вносит чего-либо принципиально нового. В частности, вопрос о речевом дыхании затрагивается вскользь. Вместе с тем следует отметить важное положение, защищаемое Тарно, о том, что не существует полной и постоянной синхронности между движениями грудной клетки, диафрагмы и мышц живота. Хорошая фонация может происходить при малых колебаниях грудной клетки. Эти положения, подтвержденные рядом наблюдений, вскрывают большую сложность дыхательных движений во время фонации и заставляют искать новых путей для их изучения. Одним из таких путей, по которому Тарно не пошел, является рентгенокимография диафрагмы и трахеобронхиального дерева. Для нашей темы наибольший интерес представляют факты, изложенные Тарно по вопросу об образовании звуков речи, полученные путем рентгенографии надставной трубки. На основании этих фактов Тарно дает классификацию французских гласных, разделяя их на 4 группы: Г) гласные с большим объемом глоточного резонатора, такие, как i, щ 2) гласные с малым объемом глоточного резонатора, такие, как а, о, ои\ 3) гласные с широким сообщением резонаторов, такие, как oé, à, е; 4) гласные с носовым резонансом, образующиеся при опускании небной занавески (ап9 on, in, un). Эта классификация интересна в том смысле, •по она удачно обобщает материал, аналогичный тому, который был получен Ресселом. При этом обращено внимание на форму и соотношение обоих резонаторов — ротового и глоточного- В основу деления первых трех групп гласных положен принцип изменения объема глоточного резонатора- Эта концепция образования гласных совпадает с акустиче- 1 losef Chl um sky, Albert P аир h il et, Bohumir P o 11 а n d, Radiographie fracouzskych samohlasek a polosamohlâsek. Praha 1938. 2 Tarneaux avec la collaboration de S. B o r е 1-М a i s o n n у, Traité pratique •de phonologie et de phoniatrie. La voix, la parole, le chant, 1941. ской теорией, развитой Крендалом в 1927 г. Педжет еще раньше (1923) построил модели из мастики двух спаренных резонаторов, при прохождении через которые звука, возбужденного пищиком, происходит образование искусственных гласных. Все это имеет очень большое значение для выяснения вопроса о способе образования формант гласных и их количестве. Эта проблема в полной мере еще не решена на сегодняшний день, но указанные выше факты, полученные разными исследователями в разное время, позволяют думать, что у гласных существуют две формантные области и что глоточный резонатор вносит свою особую форманту. Материал наших наблюдений подтверждает это положение и позволяет установить функцию глоточной форманты как динамическую. Данные, излагаемые Тарно, относятся не только ко французскому языку, но имеют значение вообще для механизма речи. Во всех без исключения рентгенограммах, полученных нами, равно как и в многочисленных рентгенограммах, полученных другими на материале разных языков и просмотренных нами, соотношение резонаторных полостей при произнесении гласных может быть сведено к трем видам: а) узкий ротовой резонатор и широкий глоточный; б) широкий ротовой резонатор и узкий глоточный; в) средний объем обоих резонаторов. Однако Тарно, как и другие исследователи, не выходит из границ чистого описания и не связывает изменяющиеся объемы резонаторов с изменяющимися аэродинамическими условиями. Поведение глоточного резонатора при произнесении согласных остается неизвестным. Вопроса о слоговых модуляциях не возникает. Все это результат того, что еще не осознана необходимость применения комплексной методики к изучению речевого процесса. При всей значительности отмеченных Тарно фактов, они остаются лежать полумертвым описательным грузом. В области певческого голоса Тарно обратил внимание также на некоторые новые явления. Он приходит к выводу о том, что при образовании певческого голоса (лучше говорить о певческой форманте) глоточный резонатор играет весьма существенную роль. Подъем гортани укорачивает глотку, что при форсировании голоса приводит к усилению высоких гармоник, делает тембр резким, острым, хриплым и скрипучим. В таком резонаторе голос теряет значительную долю энергии. При низком положении гортани глоточный резонатор удлиняется и резонирует нормально. Эти наблюдения, которые нетрудно проверить, если контролировать пальцем положение подъязычной кости, еще раз подтверждают роль глоточной трубки как модулирующего резонатора. В книге Тарно представляет также интерес материал, приведенный нз исследований Канун (Canuyt), Гюнзе (Gunsett) и др., в которых производились рентгенотомограммы в фронтальной ''проекции гортани при произнесении гласных. На томограммах видны разная степень раскрытия голосовой щели и разное наполнение воздухом морганиевых желудочков. Аналогичные томограммы, полученные у нас В. Г. Гинзбургом в Институте рентгенологии, будут приведены в дальнейшем при обсуждении некоторых вопросов, связанных с механизмами речи. В Советском Союзе рентгенологическая методика в последнее время начинает входить как часть в большинство исследований по изучению артикуляции. Они проводятся в совместной работе лаборатории экспериментальной фонетики и психологии речи МГПИИЯ (руководитель проф. В. А. Артемов) и Института рентгенологии (под руководством В. Г. Гинзбурга, разработавшего методику речевой рентгенографии). Основная задача этих исследований остается чисто фонетической. В них дается сравнительное описание артикуляции при произношении звуков разных языков. Так в работе Ф. Я. Кязимова сравнивается азербайджанский и английский языки, в работе E. H. Степановой — чувашский и немецкий, в работе Т. А. Бровченко — украинский 10 Н. И. Жинкин 145 и английский *..Общей особенностью рассмотренных и других аналогичных исследований, в которых применяется рентгенографическая методика, является то, что изменения в резонаторах изучаются независимо от речевого дыхания и деятельности голосовых связок. К достижениям следует отнести то, что в орбиту наблюдения в большей или меньшей мере включается описательное изучение глоточного резонатора. Изучение механизма внешнего дыхания в физиологии ведется также отдельно и обычно вне зависимости от процесса артикуляции и фонации. Установившаяся с XIX в. концепция Дондерса продолжает до сего дня излагаться во всех учебниках по общей физиологии, хотя w опубликован целый ряд исследований, в которых представлены факты, резко противоречащие этой концепции. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе о речевом дыхании, здесь же следует остановиться на тех немногочисленных, но поучительных как по догадкам, так и по ошибкам, концепциях, которые рассматривают механизм дыхания все же в связи с фонацией. Прежде всего представляет интерес концепция, предложенная. Л. Д. Работновым2, который применял пнеймографическую методику, Им было сконструировано специальное пнеймографическое ярмо. На внутренней поверхности деревянных планок, которые в виде замкнутого прямоугольника опоясывали корпус испытуемого, были вделаны резиновые капсулы, соединяющиеся резиновыми шлангами с мареев-скими барабанчиками. Ярмо дает возможность получить на кимографе запись дыхания одновременно с передней части грудной клетки, сбоку и сзади. Обычным пнеймографом велась регистрация движений грудной клетки в разных местах по вертикальному направлению. Для учета давления в носоглотку вставлялась капсула, а для регистрации движений нёбной занавески капсула помещалась около нее. Пользуясь этой методикой, Л. Д. Работнов приходит к следующим выводам. Первой и самой значительной силой, определяющей фонационное дыхание,, является гладкая мускулатура бронхов и трахеи. При увеличении бокового давления гладкие мышцы сокращаются. Этому моменту в точности соответствует закрытие голосовой щели. Внутренняя тяга легких обусловлена сжиманием их гладкой мускулатуры. Воздух, проходя через голосовую щель, вызывает фонацию. Как только голосовая щель широко раскрывается, бронхи рефлекторно вновь расширяются — происходит вдох. При смыкании голосовой щели процесс снова повторяется. Участие гладкой мускулатуры бронхов в поддержании дыхания очень целесообразно, так как эта мускулатура может действовать плавно, без толчков, в противоположность поперечно-полосатым мышцам, которые судорожно сокращаются и быстро утомляются. Ссылаясь на наблюдения Тенделоо, Л. Д. Работнов замечает, что во время сокращения стенок бронхов, альвеолярные ходы и легочиые пузырьки отделяются от бронхиол особыми клапанами. Альвеолярный воздух выключается из активного непосредственного влияния на общее давление и остается замкнутым в раздутых дольках легких. Из этого следует, что вдыхание большого количества воздуха при пении и речи бесполезно и даже вредно. Это последнее положение подтверждается и в наших наблюдениях прямыми фактами (стр. 294—295) и имеет очень важное значение для понимания процесса сжатия динамического диапазона речи и квантования ее по слоговым ступеням. Втором силой, участвующей, по Л. Д. Работнову, в певческом дыхании, является движение диафрагмы. Наилучшее выполнение голосовой задачи при образовании самого полного и красивого голоса, названного Л. Д. Работновым третьим типом, достигается тем, что диаф- ! Эти работы напечатаны в «Ученых записках МГПИИЯ», т. VIII, 1954. 2 Л. Д. Работнов, Основы физиологии и патологии голоса певцов, Гос. муз.-изд-во, М.. 1932. рагма или остается неподвижной или немного поднимается. Это значит, что лучший тип голоса образуется преимущественно за счет сжимания гладкой мускулатуры бронхов и при очень малом участии диафрагмы. Это положение является центральным во всей концепции образования певческого голоса, выдвинутой Л. Д. Работновым. Третьей силой Л. Д. Работнов считал спадание грудной клетки. Степень спадания, колеблющаяся у разных лиц в бесконечных вариациях, оказывается весьма различной в разных местах грудной клетки. Трудно допустить, говорит Л. Д. Работнов, чтобы сокращением произвольных поперечно-полосатых мышц могло регулироваться внутрибронхиальное давление. Они действуют толчками, требуют пауз, быстро утомляются. В этой же главе будет изложена концепция Стетсона, которая опирается на обратное положение. Толчкообразное опускание грудной клетки, по мнению Стетсона, является главным средством образования слогов. К четвертой силе Л. Д. Работнов относит давление брюшного пресса. Он не придает значения этой силе при образовании голоса. Ьолее существенную роль выполняет пятая сила — сдвиг гортани при фонации. Напряжение наружных мышц гортани вызывает ее опускание, противодействует внутрибронхиальному давлению и поэтому усиливает и поддерживает воздушное давление на нужном для фонации уровне. Наоборот, мышцы, поднимающие гортань, способствуют снижению давления. Здесь подмечается тот же факт, который был указан при изложении раоиты Тарно. Л. Д. Работнов также указывает, что напряжение мышц языка, челюсти и рта приводит к поднятию гортани. Этим определяется существенное различие между певческой и речевой фонацией. Специальных наблюдений за речевым произнесением у Л. Д. Работ-нова очень мало. Указанные выше положения интересны в том смысле, что ставят вопросы, общие как для процесса пения, так и для речи. К этим положениям следует добавить общий принцип динамики дыхания. Л. Д. Работнов формулирует его в общих выражениях. В трубках, постепенно расширяющих свое общее русло, давление больше в узком месте и пропорционально скорости истечения воздуха. Если давление в бронхиоле принять за единицу, то в трахее оно будет в 20, 30 раз больше. Из этого положения Л. Д. Работнов не сделал выводов об образовании звуков речи, в частности согласных, возникающих в условиях турбулентного потока воздуха. Наоборот, Л. Д. Работнов считает, что невозможно установить точных форм движений надставной трубки {. Они могут быть весьма многообразны, точно так же, как и акустические оттенки каждого произносимого звука. Однако Л. Д. Работнов приводит весьма интересные данные о силе послеротового давления разных гласных в миллиметрах ртутного столба: А О E У И 10 мм 11 мм 12 мм 12,5 мм 13,Ь мм В третьей части работы будет показано, что эти данные в сопоставлении с изменениями объемов глоточной трубки раскрывают очень многое в механизме речи. Независимо от ряда точно установленных фактов, общая концепция механизма певческого дыхания, предложенная Л. Д. Работновым, не получила признания. Я. Л. Шик 2 показал, что для изучения тонких дыхательных движений тшеймографическая методика ненадежна. Я- Л. Шик производил одновременную запись пнеймограммы, спирограммы и рент-генокюмограммы3. Прямое наблюдение за движениями диафрагмы при 1 См. указанную выше работу, стр. 57. 2 Я. Л. Шик, Рентгенофизиология дыхания, «Вопросы общей и частной рентгенологии», изд-во АН СССР, 1937, Труды Гос. ин-та усовершенств. врачей им. С. М. Кирова. 3 Техника рентгенокимографии будет раскрыта в следующей главе. ю* 147 помощи рентгенокимографа дает другие показания, чем пнеймограмма. Инспираторное увеличение грудной полости при реберном типе дыхания может происходить через сокращение брюшных мышц так, что брюшная пнеймограмма в сравнении со спирометрической кривой будет иметь противоположно направленные сдвиги. Я. Л. Шик получал рентгенокимо-грамму при «пении баса tenuto la voce в трех регистрах. Везде видно прерывистое движение диафрагмы и равномерное движение реберной кривой. Наличие третьего типа дыхания, по Л. Д. Работнову, наилучшего для пения, при котором отсутствуют диафрагмальные и реберные движения, ни разу не было обнаружено. Ф. Ф. Заседателев, отдавая должное Л. Д. Работнову в том, что он первый обратил внимание на роль гладкой мускулатуры в пении, решительно отказывается признать слабые непроизвольные мышцы «главной силой» 'При существовании исключительно сильной диафрагмы и других дыхательных мышц. Ф. Ф. Заседателев выдвигает другую концепцию механизма дыхания при тонких певческих и речевых модуляциях1. Здесь, думает он, применим закон Дюшена.. Агонисты и антагонисты могут действовать одновременно. В результате этого движения делаются плавными, равномерными и эластичными. Так при накалывании капель в рюмку одни мышцы сдерживают движения других, вследствие чего возможна весьма тонкая координация этих движений. Подобным образом и при фонации вдыхатели и выдыхатели являются антагонистами, действующими одновременно. Первостепенный вопрос о механизме речевого (и певчекжого) дыхания, от решения которого зависит понимание всей динамики речи и овладение этой динамикой, не решен до сегодняшнего дня. Точка зрения Л. Л. Работнова был я забыта, ж> в связи с исследованиями фтизиатра Ф. М. Михайлова (1936—1937), а в дальнейшем и целого ряда других, занимающихся применением искусственного пневмоторакса, эта концепция бурно возродилась вновь в виде гипотезы о рефлекторной сократимости легких. Этот вопрос булрт разобран более подробно* в связи с изложением полученного нами фактического материала. Здесь же следует заметить, что гладкая мускулатура бронхов действительно является слабой и не может обеспечить ни речевой, ми тем более певческой фонации. При речи всегда обнаруживаются совершенно' определенные движения диафрагмы и ребер. Это не косвенные наблюдения через пней-мограф, а прямые рентгенографические наблюдения за фактическими движениями диафрагмы. Однако это не значит, что Ф. Ф. Заседателев прав, пытаясь применить к речи и пению закон Дюшена об ^-^вистах и антагонистах. Едва ли слогоделение, которое не может осуществиться без дыхательных толчков, происходит подооно накалыванию. апель в рюмку, если учесть не только эффекторный результат, но и центральное управление. При накалывании идет подсчет каждой капли, весь процесс контролируется в оптимальном очаге возбуждения, и иннервация идет по пирамидному пути к произвольным поперечно-полосатым скелетным мышцам. В дыхательные же движения при слогоделении входит мощный вегетативный компонент, иннервация идет по сложным экстрапирамидным путям и весь процесс совершенно не похож на тщательное и напряженное отмеривание капель. Оба эти явления психологически резко различны. При накалывании предметом действия является само накалывание, тогда как в речи предметом действия является содержание сообщения, а слогоделение — лишь средство формирования звуковой оболочки слова. Челоье^ накапывает для того, чтобы в рюмке оказалось определенное количество капель, а говорит он не для того, чтобы в слове было определенное количество слогов. 1 Ф. Ф. Заседателев, Научные основы постановки голоса", изд. 2-е, Гос. муз, изд во, 1929. В концепции Л. Д. Работнова о роли гладкой мускулатуры бронхов в процессе фонации есть и здоровое зерно. Если бы легкие сжимались в процессе речи только под воздействием их эластической тяги, то количество' подаваемого воздуха не регулировалось бы. Но при речи все воемя происходит изменение объемов резонаторов, образование узких щелей и затворов, сменяющееся широким раскрытием резонатора. Если бы подача количеств воздуха и изменения объемов резонаторов не были согласованы, речевые звуки не могли бы возникнуть в том точном, стандартизированном составе признаков, которые необходимы для процесса речевого общения. Надо доказать, чгго такие модуляции воздушных давлений могут возникнуть или только путем регулировки вдыхателей и выдыхателей, что, как только что видели, сомнительно*, или признать, что совместно с вдыхателями и выдыхателями вступает в действие рефлекторная сократимость бронхов и модуляции гортанного сфинктера. Для решения этого вопроса нужны факты, а не только догадки. В главе о речевом дыхании эти факты будут представлены, сейчас же следует подчеркнуть, что- недостача в фактах обусловлена отсутствием комплексной методики пр<и исследовании речевого процесса. Изучение речевого дыхания не может дать ничего без учета работы резонаторов и акустического эффекта. На фоне редко встречающихся в литературе указаний по вопросу о речевом дыхании особенный интерес 1вызывает книга Отетсона!, специально посвященная этому вопросу. Стетсон рассматривает фонетические явления с широких общепринципиальных позиций. Он является сторонником резкого разделения фонетики и фонологии. Так же как и фонологи крайнего направления, фонетику он относит к физиологии, а фонологию — к языкознанию. Сам он занимается только фонетикой. Фонология изучает смысловые явления языка, фонетике же нет никакого дела до смысла, она может наблюдать интересующие ее факты на бессмысленных звукосочетаниях. Дыхательные движения человека и животных, говорит Стетсон, имеют много общего, поэтому и у животных можно обнаружить некоторые из тех типов слогов, которые встречаются и у человека. В противоположность фонологии, которая видит в языке только смыслоразличающие фонемы, Стетсон выдвигает как основную и для него единственную единицу изучения — слог. Фонология не знает слогов, фонетика изучает только слоги. Стетсон считает, что у Соссюра была двойственная и нерасчлененная позиция. Соссюр полагал, что звук входит в состав слога, но меняется в таких бесконечных вариациях, что оказывается неуловимым, хотя вместе с. тем в звуках есть тождество, при помощи которого различаются слова. После Соссюра стало все более отчетливо выделяться два направления. Одно из них, начиная с Трубецкого и пражской школы лингвистов, отказалось от изучения слога и сосредоточило' внимание только на фонемах, что дало импульс к составлению интернационального' фонологического алфавита. Другое направление, начатое еще в 1897 г. работами Маршалла (Marichalle — автор «Visible Speech») из лаборатории Белла, придает особое значение изучению слога и роли согласного в слоге. К этому направлению, по Стетсону, относятся: Херлен (Herlin), Граммон (Crammont),Сепир (Sepir), Зоммерфельт (Sommerfeit), Фуше (Fouché). Стетсон и себя причисляет к этому же направлению. По его мнению, фонемы — это идеальные слова в языке. Фонология.игнорирует экспериментальные методы исследования. И действительно, говорит он 2, «мыслимые платоновские слова», 'невозможны для наблюдения. Так называемые ритмические и дыхательные группы (The foot and Breath group), как слоговое явление, изучаются в фонетике, а как 1 R. Н. Stetson, Motor phonetics a study of speech movements in action, second ed. Oscilograph laboratory Oberlin college, Amsterdam, 1951. 2 T a M же........... «?:! смысловое — в фонологии. Например, такие пары слов, как: Telegraph— teleer* raphy; Monotone — mono' tonus; An icehous (ледник) и nice house (хорошенький домик), в фонетике различаются только по ритмической группировке слогов, в первом случае: — -— —, во втором -^- / — —. «Двигательная фонетика» (Motorphonetic) занимается изучением сложившихся в навыке (ckilled) артикуляционных движений, как языковых сигналов, независимо от значения этих сигналов. Таким образом, Стетсон сознательно и при этом весьма радикально предлагает изучать сигналы, независимо от их сигнального значения. Он находит способы изучать речь просто как сумму внешних, периферических движений. Остается непонятным, как он узнает, какие из этих движений являются речевыми, а какие не относятся к речи, не говоря уже о том, что и в самой-то речи он не сможет отделить те явления, которые относятся к фонематическим, от тех, которые называются слоговыми, если отказаться от учета сигнальных значений. Стетсон, в связи с этим, является принципиальным противником комплексной методики. По его мнению, достаточно регистрировать внешние речедвижения, не считаясь ни с акустическим анализом, ни с управлением речевыми эффекторами. Полученная таким способом группа фактов едва ли может быть отнесена к физиологии, как думает Стетсон, не говоря уже о фонетике и психологии речи. Внешне, по количеству индикаторов, примененная Стетсоном методика имеет вид комплексной, но по конечной задаче она ограничена фиксацией периферических движений в момент образования слога. Стетсон измеряет внутриротовое давление в миллиметрах водяного столба путем подвода воздуха изо рта через трубку в два поставленных друг на друга сосуда с водой. Кроме этого, через микрофон и усилитель записывается осциллограмма произнесения. Осциллограмма нужна только для того, чтобы оппеделить место гласного и согласного в тех записях, где отмечаются основные для этой методики показатели. К этим последним относится регистрация мышечных движений. На шести пунктах тела ставятся электроды и при отведении миотоков определяется мышечное напряжение и расслабление 1) Электроды кладутся на прямой мускул живота (m. rectus abdormnalis); 2) на боковую часть косого наружного мускула живота (m. obliqus externus abdominalis); 3) электроды для регистрации движения диафрагмы прикладываются к спине; 4) электроды для регистрации движений ребеп — на один из наружных межреберных мускулов (m. intercostales externi); 5) на один из внутренних межреберных мускулов (m. intercostales interni); 6) кроме того, электрод ставится на один из внутренних мускулов гортани 1. Применив эту методику, Стетсон пришел к следующим выводам. Гласные образуют слоговой толчок или слоговой пульс, согласные лимитируют, ограничивают этот пульс. На образование слога действуют три фактора: 1) фактор запуска, освобождения дыхания (relascting), что производится дыхательными мышцами; 2) фактор формирования гласного звука, который возникает в результате движений мышц языка, губ, челюсти и глотки; 3) фактор задержки (arresting factor) дыхания мышцами груди или артикуляцией согласного. Если знаком О обозначить освобождение и задержку дыхания грудными мышцами на гласном, знаком V — формирование звука гласного и знаком С — освобождение и задержку дыхания согласным, то можно установить четыре типа слогов. Тип OVO обозначает слог, состоящий из одного гласного с освобождением дыхания в начале формирования звука и с задержкой в конце (а] Тип CVO (beau] начинается с освобождения его согласным и кончается задержкой дыхания грудными мышцами. Тип OVC (ope) про-



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.