Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жукова Н.С. Формирование речи у детей с моторной алалией 12 страница




1 Назначение этого электрода мало понятно, так как внутренние мышцы горта-ян закрыты мышцами шеи. Стетсон и не приводит кривых движений m. vocalis. -гивоположен предшествующему. Тип CVC (pope), слог освобождается и задерживается согласным. По мнению Стетсона, единственной силой, производящей слог, являются освобождающие и задерживающие дыхание движения грудной ^клетки. Только одна артикуляция согласного не может вызвать слога. При отсутствии дыхательных движений никакая артикуляция не способна образовать слога. Поэтому роль согласного вспомогательная, он может освободить или задержать тот воздух, который поступает в полости.артикуляции. Основное слоговое движение производится грудными мышцами. Стетсон не замечает, что дыхательные движения, хотя и являются необходимым условием образования слога, не могут быть признаны до статочным условием. Без резонаторных полостей и без генерации звука слог также не может возникнуть, как и без дыхательной энергетической системы. Механизм движения грудных мышц, по Стетсону, состоит из трех звеньев. К первому звену относятся фиксирующие движения. В этот момент оппозиционные группы мышц ставят орган, в данном случае—грудную клетку, в исходную позицию. Перед началом речи человек забирает воздух, поднимает грудь и фиксирует ее до того, как появился первый слог. Ко второму звену принадлежат контролирующие движения. Это те движения, о которых упоминалось при изложении концепции Ф. Ф. Заседа-телева. Агонисты и антагонисты грудных мышц (имеются в виду внутренние и внешние межреберные мышцы) вступают в действие одновременно, взаимно контролируя друг друга. Эти движения могут быть медленными и быстрыми и как бы наслаивающимися одно поверх другого. Так при произнесении фразы идет медленное спадение грудной клетки и одновременно с этим, как рябь на волне, возникает движение слогового пульса. Это выразительное сравнение Стетсона вполне соответствует тому, что можно наблюдать в акустических записях динамики фразовых произнесений, но далеко не исчерпывает даже внешнего описания дыхательных движений. Третьим звеном дыхательных движений, по Стетсону, являются баллистические сдвиги. Эти движения уже нельзя изменять по направлению. Они совершаются моментально, идут сами собой и только к концу задерживаются антагонистами. Так, при игре в теннис мышцы руки мгновенно сокращаются и рука на протяжении */4 пути движется как снаряд, и только после этого антагонисты ее задерживают. То же происходит с мышцами груди при образовании слога. Как видно, Стетсон последовательно разрабатывает экспираторную теорию слога. Однако он рассматривает только движения грудной клетки, которым и приписывает слогообразующую роль, а не весь сложный процесс внешнего дыхания при речи. Примененная методика не разрешала делать выводов обо всем дыхательном процессе в целом. Движения диафрагмы не могут точно определяться путем отведения миотоков со спины. Из кривых в работе Стетсона (приведенных на стр. 54 его книги) видно, что межреберные мышцы совершают в слоге два движения (освобождение — задержка), в то же время диафрагма дает только один двигательный импульс. Однако хорошо известно, что диафрагма и ребра движутся синхронно при всех возможных различиях по глубине этих движений. По записям Стетсона получается, что опускание грудной клетки ни в одном случае не совпадает с подъемом диафрагмы. Она поднимается после того, как стала опускаться грудная клетка, и опускается раньше, чем грудная клетка остановилась в задержке дыхания. Известно, что любая рентгено-кимограмма нормального, спокойного и, добавим, речевого дыхания показывает другую картину. Преимущество рентгенокимограмм в том, что они прямо фиксируют реальные положения диафрагмы, а не импульсы миотоков, взятых со спины против диафрагмы. Независимо от этого было бы наивным вместо того, чтобы по индикаторам судить о процессе в целом, рассматривать эти индикаторы как сущность самого процесса. Но так именно поступает Стетсон. Он отождествляет движения грудной клетки со слогоделением, не стараясь выяснить весь путь воздуха по воздухоносным путям и самый процесс образования слога как звукового явления. Если посмотреть на концепцию Стетсона с этой точки зрения, то обнаружатся бросающиеся в глаза противоречия и недоумения. Допустим, как это делает Стетсон и другие представители экспираторной теории, что при произнесении слогов грудная клетка спадает толчками, соответственно толчками же поднимается и диафрагма. Согласно точеым рентгенокимографическим наблюдениям Я. Л. Шика *, диафрагма при спокойном дыхании совершает экскурсию в среднем на 1,16 см и при усиленном дыхании на 2,45 см. Речь не требует усиленного дыхания, для нее можно принять среднюю величину в 2 см. Если считать, что на каждом слоге диафрагма поднимается только на 2 мм, то весь свой путь она пройдет уже за 10 слогов. Длительность слога 0,2 секунды. Таким образом, 10 слогов будут выданы за 2 секунды, после чего необходимо делать новый вдох. Иначе говоря, в минуту придется производить 30 вдохов. Известно, что при спокойном дыхании производится 16 вдохов, при пении 8. Расход воздуха при речи и чтении вслух на 20— 30% меньше, чем при спокойном дыхании 2, Да и простое наблюдение показывает, что в действительности за один выдох можно без форсирования произнести значительно больше, чем 10 слогов, Вполне понятно, почему получилось это противоречие. Стетсон наблюдает одно звено из всего механизма речи и только ему вменяет весь эффект, производимый механизмом в целом. Так, нажатие курка, конечно, вызовет выстрел из винтовки, если она заряжена. При этом и здесь можно найти момент натяжения пружины курка и момент ее освобождения и все три типа движения, вплоть до баллистических. Однако никто не думает, что этим исчерпывается весь механизм и теория выстрела. Курок воспламеняет пистон, который горит с определенной скоростью по определенному закону и создает определенное давление газов в стволе. Состав пороха, длина и поверхность ствола, размер и форма пули, сопротивление воздуха — все это звенья механизма, соотношение которых учитывается для того», чтобы сформулировать теорию выстрела. Аналогично и при образовании слога. Движения межреберных мышц — это лишь одна из групп дыхательных движений. Они входят в состав сложного процесса слогообразО'Вания. В процессе артикуляции в резонансных полостях все время меняются аэродинамические условия. Воздухоносные пути то суживаются, то расширяются в самых разных местах. Подача воздуха из легких при этом должна происходить с определенным расчетом. Аэродинамические условия должны согласовываться с конечным акустическим эффектом. Такой расчет и согласование есть не что иное, как центральная аналитико'-синтетическая деятельность речедвигательного анализатора. Не изучая способов управления органами речи, нельзя понять механизма слогоо'бразования и слогоделения. Чисто внешний (как думает Стетсон, — физиологический) подход к изучению речевого процесса и сделал его ревностным апологетом концепции разрыва фонетики и фонологии. Если не учитывать смыслового членения речи, процесс слогоделения останется за семью замками, и наоборот, если отказаться от изучения механизма слогоделения, смысловая членораздельность речи останется не объясненной полностью. Конечно, слог сам по себе не несет предметного значения, но, включаясь в систему слова и синтаксических конструкций, слоговые группировки и выделения образуют динамику речи, ее живую ткань. Через слоговые перестройки меняется звуковой состав слова, изменяются речевые тембры, появляются разных видов и градаций ударения, которые уже вносят значительные перемены в предметные значения. Фонология, 1 Я. Л. Ш и к, Рентгенофизиология дыхания, «Вопросы общей и частной рентгенологии», 1937, стр. 73. 2 Ф. Ф. Заседателе в, Научные основы постановки голоса, 1929, стр. 22. выбросив слоговую динамику, потеряла бы так же много, как и стет'со-новская фонетика, которая отгораживается от анализа сигнальных значений слоговых образований. В 1956 г. вышла интересная книга чешского фонетиста Богу слав а Гала (Bohuslav Häla)!, в которой, кроме обстоятельного критического разбора разнообразных точек зрения по вопросу о природе слога, выдвигается собственная концепция слогообразования. Сущность этой концепции сводится к следующему. Слог — это основной элемент речи. Он образуется при звучании голоса, модифицированного образованием полостей над гортанью (особенно полости рта) в форме различных сонантов. Звучание голоса становится возможным благодаря перестановке органов речи из стриктуры в апертуру, т. е. из положения сомкнутости или совершенной (при смычных) или частичной (при щелевых) в полное или почти полное освобождение полостей над гортанью. Совершенное освобождение полостей и вследствие этого полное звучание голоса имеет место при гласных, почти полное освобождение с почти полным звучанием голоса — при слоговых сонорных. Стриктурное начало является необходимой частью слога, оно образуется или консонантом, или средствами, носящими характер консонантов ларингального происхождения (имеются в виду разного вида атаки звука, образуемые голосовыми связками: coup de glotte Spiritus lenis, Spiritus asper)." Слог не обязательно должен заканчиваться новым затвором (по автору — ре-стриктурой), так как дн может прекратиться просто выключением фонации. Для образования слога необходимы три моторных импульса — экспираторный, фонационный и артикуляционное движение органов речи. В этой концепции слогообразования есть точки соприкосновения с теориями Стетсона и Есперсена. С одной стороны, как у Стетсона, признается (хотя бы для начала слога) необходимость запора воздуха артикулирующими органами рта, с другой стороны, как у Есперсена, считается необходимым для образования слога сочетание несонооности (согласные) и полной ссеорности (гласные). Однако указанные Б. Гала особенности слогообразования выведены теоретически по слуховому опыту и резко противоречат простым фактам. Во-первых, слог может быть образован без участия голоса, например при длительном и сильном произнесении с или тс. В это время вначале будет нарастать силовая дуга громкости, а потом — падать. Во-вторых, стриктурное начало (сомкнутая артикуляция) не является необходимой частью слога. При произнесении простых слогов а, о, э, у, и нет никакой начальной стриктуры и все-таки производится слог, обладающий восходящей и нисходящей ветвями громкости. Стриктуры не будет и в сонорных неприкрытых слогах — an, а/с, ат и т. п., она будет только' в сонорных прикрытиях спереди слога па, ка, та и т. д. Но и в этом случае слог образуется не за счет стриктуры, так как на nt /с, т громкость возрастать не может, а за счет модуляций глоточной трубки при произнесении гласного (см. § 26, «Концепция глоточного образования слога»). В-третьих, при произнесении гласных нет полного освобождения (раскрытия) полостей над гортанью. Правда, при произнесении а рот раскрыт и язык лежит на 'его дне, но зато глоточная трубка максимально сужена, при произнесении и — наоборот: сужение во рту, расширение в глотке, при этом освобождение или перекрытие полости рта не мешает изменять силу голосовой фонации, например произвольно- з можно произнести громче, чем а. Слог будет в обоих случаях, этому не помогут и не помешают перекрытия или освобождения в ротовой полости. В-четвертых, для образования слога нет необходимости в артикуляционных движениях, если под ними разу-^grb движения в ротовой полости (как и думает Б. Гала и с чем можно v.. 1 Bohuslav H а 1 a, Slabika jeji podstata a vyvoj. Praha, 1956, Ceskoslovenské akademie vëd. вполне согласиться). Ведь если бы при произнесении простого слога а менялось положение языка, то образовалось бы уже не а, а какой-то другой гласный звук. Наконец, в-пятых,. слог не может закончиться просто выключением фонации. В таком случае не получалось бы плавной ниспадающей дуги громкости, которая всегда регистрируется на аппаратуре при записи слогов. Вот здесь и возникает вопрос о том, благодаря чему слоговая дуга громкости плавно то восходит, то затухает в ниспадающей ветви. Если этого не может сделать артикуляция в ротовой по-.лости, надо допустить существование специального и особого механизма слогообразования и слогоделения. Вопрос об аэродинамических условиях образования речевого звука в соотношении с акустическим эффектом, оставленный без внимания Стетсоном и рядом других исследователей, разрабатывается немецким фонетистом Мейер-Эпплером 1. Эта работа не претендует на раскрытие механизма слогообразования и речи, но представляет интересный фактический материал по более частному и мало разработанному вопросу об образовании шумных согласных, который должен быть учтен при изучении речевого процесса в целом. Основную идею исследования Мейер-Эпплер иллюстрирует на модели аэродинамической трубы. Надставную трубку (глотку и рот) можно рассматривать как ветровой канал, который перекрывается в каком-либо месте сужением. В такой трубе можно установить три области: а) перед сужением, б) сужение, в) полость резонанса за сужением. При произнесении немецкого придыхательного h полость резонанса занимает все надгортанное пространство1; при произнесении фарингиальных или велярных ft, к, ^она ограничивается только областью рта. Объем резонансной полости сужается еще больше при произнесении палатальных с и занимает только переднюю часть рта. Наибольшая редукция резонансной полости происходит при произнесении альвеолярных и постдентальных s. Наконец, при произнесении межзубных, губно-зубных и губных /, Ф, сужение не связано ни с какой резонансной полостью и звук идет прямо в свободное поле. Это различие аэродинамических условий и вызывает специфически разный акустический эффект при произнесении разных шумных согласных. Для нахождения закономерностей этого процесса Мейер-Эпплер применяет следующие измерения. Точное место сужения определяется по рентгенограмме, величина сужения — по палатограмме. Поперечный разрез сужения — при произнесении губных и губно-зубных по фото- и киносъемке губ. При помощи зонда в виде гибкого шланга может быть определено внутриротовое избыточное давление при произнесении губных, зубных, альвеолярных и палатальных звуков. Давление не может быть точно установлено при произнесении велярных, увулярных (uvula — язычок), фарингиальных и гортанных звуков. Одновременно могут быть установлены следующие акустические явления: звуковое давление на определенном расстоянии ото рта говорящего, спектральные и статистические данные о потоке колебаний в точке приема. Кроме того, на основа- -яии указанных выше артикуляционных измерений могут быть вычислены: а) скорость потока воздуха в сужении и б) «средняя широта» сужения в зависимости от его поперечного разреза. Таким образом, Мейер-Эпплер частично применяет комплексную методику. Он учитывает аэродинамические условия в полостях резонанса и измеряет акустический эффект. Однако исследование самого источника воздушного давления, т. е. самого речевого дыхания, остается в стороне. Кроме того, увлеченный моделью аэродинамической трубы, он учитывает лишь само сужение и полагает, чгго резонанс происходит кпереди от 1 W. Meyer-Eppler (Bonn), Zum Erzeugungsmechanismus der Geräuschknite, "Zeitschrift für Phonetik, 1953, Heft 3/4, S. 196. сужения, остальная же часть надставной трубки почему-то не резонирует. Вместе с тем факты и частный результат, к которому приходит Мейер-Эпплер, представляют значительный интерес для изучения механизма речи. „Мейер-Эпплер обозначает внутриротовое избыточное давление через pu, скорость потока воздуха в сужении через WE. Пользуясь формулой аэродинамики по Эккуl WE =400 }/~pü~~ и определив максимальное поелеротовое давление у согласных, равное 220 водного столба (W), он находит: 400 Y 220=5930 см/'сек или, округляя, 214 км/час. Как ъидко, скорость потока воздуха при образовании согласных очень значительна. Соотношение между шумным звуком согласного Ps и скоростью истечения воздуха можно установить из формулы: Ps =^(pü—/с). Значение 7 и к определяется по кривой, полученной в измерении, где звуковое давление обозначено в вольтах по ординате, а воздушное давление В миллиметрах водяного столба по абсциссе. Так, для звуков /, s кривые имеют следующий вид (см. рис. 2). Величина у соответствует углу подъема прямой, т. е. тангенсу угла наклона к линии абсцисс. Величина к соответствует месту пересечения прямой с линией абсцисс. При опреде- voet 15 10 5 0           I/o 15 10 5 n et     /     /     /           5 10 15 20 10 15 20 Рис. 2. Соотношение звука согласного со скоростью истечения воздуха по Мейер-Эпплеру ленном конечном значении, давление pu может быть равно к (ри = к). Это -значит, что внутриротовое давление равно давлению вовне (pu = 0). Таким образом, при ри = к появляется та граница, после которой возникает избыток давления, необходимый для образования шумного звука, Эту границу Мейер-Эпплер обозначает как критическую скорость — (ûtrfi. Аэродинамически критическая скорость является границей перехода ламинарного потока в турбулентный 2. Мейер-Эпплер дает весьма содержательную теорию образования шумных согласных в турбулентном потоке воздуха. Критическая скорость.для разных шумных согласных различна, например: ' krit 1270 1550 3100 смIсек Так как вопрос сводится к турбулентности, то переход условий к этому состоянию потока определяется числом Рейнольдса R= •—, где v --скорость течения газа, а —радиус трубы и v — кинематическая вязкость 1 Eck, Technische Strömungslehre, Berlin, 1944. 2 Если вода в тонкой трубке движется с малой скоростью, то пущенная в нее 'краска будет распространяться вдоль трубки в виде тонкой очерченной нити. Такое слоистое движение жидкости или газа в гидродинамике и аэродинамике называется ламинарным (lamina — слой). Если частицы воды или газа движутся перпендикулярно потоку, т. е, возникает их перемешивание, такое движение называется турбулентным. среды (для атмосферы в нормальных условиях она является постоянной и равна 0,15 см2/сек). В разбираемом случае v определяется из опыта, как показано выше; величина а не что иное, как h\ т. е. наименьшая высота сужения в надставной трубке. Мейер-Эпплер, проводя опыт с моделью на трубке, в 6 мм и с овальным сужением определенного размера, приходит к выводу, что существует пропорциональность между звуковым давлением, действительной величиной h и внутрирото'вым давлением {. Это положение может быггь обобщено для всех случаев сужения во всяком месте надставной трубки, а также и для голосовых связок. Особенно следует обратить внимание на следующее утверждение Мейера-Эоплера. Повышение (или понижение) звукового давления в процессе звучания глухих согласных может иметь две причины: 1) увеличение (или уменьшение) высоты сужения, 2) повышение (или понижение) внутриротового давления. Далее Мейер-Эпплер замечает, что произвольно и свободно изменяемой величиной является только высота сужения, его действующая ширина (wirksame Weite). Внутриротовое давление, хотя и регулируется очень грубо легочным давлением, но зависит дополнительно от действующей ширины сужения в надставной трубке. Собранные Мейер-Эпплером факты и предложенные вычисления оспаривать невозможно. Они соответствуют правильному пути, по которому и должно пойти исследование механизма речи. Однако последний, только что приведенный и подчеркнутый нами вывод, не обоснован на фактическом материале и противоречит некоторым дайным, как увидим дальше, установленным и самим Мейер-Эпплером. Мысль о том, что внутриротовое давление регулируется очень грубо легочным давлением и поэтому свободно меняющейся величиной является т о л ь к о> высота сужения, разделяется большинством фонетистов, особенно немецких, и ведет свое начало от теории сужения голосовой щели, развитой Форхаммером и поддержанной датским фонетистом О. Есперсеном. Действительно кажется, что громоздкий дыхательный аппарат не способен отмерять с необходимой точностью требуемые давления для образования согласных. Можно думать, что он подает только* грубые порции воздуха, из которых артикуляционные модуляции сужения формируют 'точные градации давления. Однако нельзя отважиться на такие утверждения,- не имея на руках относящихся сюда фактов. В этом пункте Мейер-Эпплер изменил комплексной методике. Он не собрал материала о величине давления в других частях воздухоносной системы, кроме надставной трубки. Ведь в многочисленных и широко разветвляющихся трубках трахеоброн-хиального дерева тоже в разных местах могут быть перекрытия и сужения. Уже рассмотренные выше данные Стетсона, несмотря на неправильность его общей концепции, показывают, что грудная клетка совершает весьма тонкие и размеренные слоговые движения, и это несомненно. Полученный нами и излагаемый в дальнейшем материал свидетельствует о поразительной точности тех порций воздуха, которые поступают из легких к резонаторам. Если бы величине сужения в надставной трубке rie соответствовала определенная масса и давление подходящего к нему воздуха, то у взрывных согласных мог бы не образоваться взрыв, т.- е. величина давления не перешла бы границу о^^или появился бы преждевременный взрыв. У длительных согласных в таком случае образовался бы не тот спектр, который требуется слуховым контролем, или образовалась бы не та сила, которая необходима по позиции данного слога в слове. Щель в резонаторе выполняет статическую функцию, изменение места щели меняет спектр. Динамические же модуляции при заданном месте и величине щели могут произойти только в результате изменения давления подаваемого к щели воздуха. Мейер-Эпплер разъясняет, чгго при расши- 1 Это соотношение он выражает формулой: Р6=а (7,1 - W Л* pu — 3,25 • 10<>). рении сужения в надставной трубке звуковое давление и, соответственно, сила шума вначале возрастают. Дальнейшее расширение компенсирует внутриротовое давление, и наступает снижение силы шума. Если согласный находится между гласными в таких слогах, как afa, asa, то теоретически возникает возможность, при которой артикуляция: широко—узко— широко приведет к такому сильному сужению в середине согласного, что эта середина будет тише, чем предшествующие и последующие части согласного звука. Иначе говоря, на осциллограмме должно появиться углубление, отмечающее ослабление интенсивности. К удивлению, говорит.Мейер-Эпплер, на полученных до сих пор осциллограммах такого углубления не наблюдается. Отсюда он делает вывод, что артикуляционное сужение, как правило, широко только настолько, насколько это необхо^ димо для максимальной громкости звука согласного и разборчивости •слова. Однако это не вывод и тем более не объяснение. Хорошо известно, что при произнесении гласного воздушное давление невелико. Если это давление сохранится при переходе к согласному, то никакое сужение в трубке не вызовет турбулентности потока и звука согласного. При взрывных согласных проход просто закроется, при длительных — сузится, но в обоих случаях звука не будет из-за недостачи воздушного давления. На согласном воздушное давление, поступающее из легких, должно быть заменено другим, более значительным, так как в этот момент происходит переход с одного звукогенератора на другой, каждый из которых требует для возбуждения звука разной энергии. Тот факт, что в осциллограмме согласного между гласными не получается углубления, объясняется постепенной регулировкой воздушного давления в момент звучания соглас-лого при относительно разных размерах сужения. Этим и определяется значение v (скорость потока) в числе Рейнольдса. В этом числе v в такой же мере влияет на турбулентность, как и а (или k — сужение). Мейер-Эпплер недооценивает и другое явление в механизме образования согласных, что также связано с тем, что его методика не является в полной мере комплексной. Он признает, что полость кпереди после сужения, несомненно, дает резонанс. Менее ясно, говорит он, принимает.ли участие в резонансе нижняя часть надставной трубки. Могут ли «прорасти» возникающие при турбулентности колебания звукового давления против потока воздуха, спрашивает Мейер-Эпплер и отвечает, что теоретически это возможно, так как максимальная скорость потока в сужении значительно^ меньше, чем скорость звука. Однако' его наблюдения показывают, что такой резонанс возможен лишь в очень ограниченных размерах. Будем артикулировать, говорит он, ф двугубно и испытаем при постоянной силе (контроль через измеритель звукового давления) характер звука при поднимании и смещении кончика языка или его спинки. До тех пор, пока во> рту не образуется второго сужения, едва ли можно заметить какие-либо изменения в оттенке звука ф, хотя происходит увеличение и уменьшение полости рта. По условиям опыта Мейер-Эпплер очень ограничивает возможности резонанса ф, но даже при этих условиях он все же возникает достаточно отчетливо. Ограничение состоит в том, что губы должны находиться в одинаковом положении. При этом условии резонанс на а, о, у действительно не может возникнуть, так как для его образования нужно было бы изменить положение губ (о, у) или при а раскрыть рот. Один язык в этом случае ровно ничего не сделает. Остается одна возможность — резонировать на смене мягкости и твердости, т. е. фи — $ы. Спинка языка будет то больше, то меньше подниматься к твердому нёбу. При этом требуемые условия будут соблюдаться, так как сужение во рту не достигает размеров сужения, вызывающего турбулентность при образовании согласного. Если Таким способом произносить ф—ф', ф—ф', ф—ф', то резонанс будет слышаться вполне отчетливо. Правда, для немецкого языка такая смена резонансов не характерна, так как там нет противопоставления фонем по мягкости и твердости, но независимо от этого и в-бессмысленных слогах, перемежающихся по мягкости и твердости,.любое ухо услышит резонансное различие. Надо только помнить, что резонанс возникает не к а одном согласном, а в слоге, т. е. при наличии гласного. ф' имеет мягкий резонанс потому, что оно и-образно; ф — имеет твердый резонанс потому, 'что оно ы-образно. Никакой согласный нельзя произнести без какого-либо гласного резонанса, так как после сужения всегда, возникнет какое-то расширение, подобно тому как после дождя всегда бывает хорошая погода. Все эти замечания и напоминания кажутся на первый взгляд мелочными и мало существенными. В действительности это не так. Утверждение, что слог является основной произносительной единицей, тоже кажется очень простым и очевидным, однако именно это положение и забывается, когда говорят о резонансе. Ни один звук нельзя произнести вне слога, а слогообразующим является гласный. Резонировать будут оба сливающиеся звука. Если к тому же собрать данные о всей резона-торной системе, то можно заметить, что при всех смягченных согласных меняется не только положение языка в ротовом резонаторе, но и форма глоточного резонатора. Он расширяется, и звук, образующийся в турбулентном потоке, проходит во всю резонаторную систему. Только при этом условии вообще может образоваться сама турбулентность, так как объем подаваемого к сужению воздуха должен регулироваться по близости от места сужения. Оба резонатора — рот и глотка—составляют саморегулирующуюся подсистему. Это положение в дальнейшем будет подтверждено фактическим материалом. К этому следует добавить, что изменение резонанса на согласном — это только частный случай переметного резонанса. В тот период, когда щелевой согласный длится однообразно, он приобретает резонанс во всей свободной от генерации звука трубке. По самому устройству речевого прибора звук, генерируемый в одном месте трубки, не может не резонировать в остальных местах той же трубки. То обстоятельство, что на каждом из согласных форма всей трубки специфична для данного согласного, обеспечивает в сплошном спектре согласного выделение амплитуд в некоторых полосах частот. Если бы этого не было, то вместо характерного звука данного согласного, выполняющего сигнальную функцию словоразличения, всякий раз получался бы случайный спектр белого шума, т. е. помеха. Мейер-Эпплер приводит еще один остроумный, но неубедительный аргумент в пользу отсутствия резонанса у некоторых шумных согласных. Он предвидит возражение против выставленного им положения, состоящее в том, что на альвеолярном или постдентальном с можно просвистать мелодию (т. е. вызвать смену резонанса), да и механизм oögaso-вания шума при произнесении двугубного ф имеет много общего со свистом. При ф и при свисте воздушный поток без всякого участия голосовых связок выходит из острого отверстия рта. Можно перейти от свиста к ф так, что внешняя картина не изменится. И все же, говорит Мейер-Эпплер, в обоих этих случаях происходят совершенно разные физические процессы. Свист — это синусоидальные звуко-вые колебания почти без примеси шума, шум же согласного — это чистый шум без периодических колебаний. Аэродинамические различия между свистом и произнесением ф делаются тотчас же заметными, если приложить ко рту две сложенных в трубку руки. В то время как ф приобретает немного «темный» (сходный с у) характер, свист теряет стабильность и превращается в шумный звук. То же произойдет, если во время свиста поставить перед ртом какое-либо препятствие, например палец — свист пропадет, шумный же согласный останется без всякого изменения. Все это объясняется тем,, «гго Щ>и свисте возникают собственные колебания, частота которых сев-падает с частотой резонатора, в результате чего собственные колебания усиливаются или ослабляются. При сравнении свиста и произнесения согласного особенно бросаются в глаза различия в аэродинамических условиях. При свисте нет и речи о линейной зависимости между звуковым давлением и внутриротовым воздушным давлением. Внутриротозое давление мгновенно возрастает в квадрате, и только в этот момент появляется звук свиста. Нельзя свистеть как угодно тихо, тогда как это вполне возможно при шипении и шиканий. Из этого объяснения делается вывод о том, что при произнесении с мелодия может получаться только за счет возможной при этом произнесении роговой артикуляции, которая меняет то«, но при палатальном с или х это уже невозможно без изменения звучания.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.