Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исковое заявление 3 страница




 

Подсистема продажи и учета проездных документов во всех видах сообщений. Ее основная, отличительная от «Экспресс-2», особенность заключается в том, что она включает в себя и обслуживание пригородных пассажир­ских перевозок совместно с системой АСУКУПЭ. При этом ведется учет пассажиров, как при продаже билетов, так и при проходе их через турникеты. Это позволяет отслеживать почасовые потоки отправления пассажиров по всем направлениям, а также иметь детальную информацию о контингенте перевозимых пассажиров в пригородном сообщении и о доходах, получаемых от их перевозок.

В дальнем пассажирском сообщении предусмотрена продажа билетов с указанием номеров мест на станциях по всему ходу поезда. Однако при этом должна быть исключена пересадка пассажиров проводниками и внесено соответствующее изменение в пятое тарифное руководство. Практически на сети будут курсировать поезда как с указанием номеров мест по ходу поезда, так и без них. Такое положение будет сохраняться до полной замены всех систем «Экспресс-2».

Для совершенствования контроля учета бланков проездных документов, исключения финансовых злоупотреблений при оформлении проездных документов и их учета в поездах проводниками в системе «Экспресс-3» введены новые трехслойные бланки проездных документов со штрих-кодами. Эти бланки можно использовать и в системе «Экспресс-2». Однако при этом необходимо использовать билетопечатающие устройства, работающие со штрих-кодами «Экспресс-3». Накопленный опыт использования новых бланков показал их высокую эффективность в защите от злоупотреблений.

Подсистема комплексного справочно-информационного обслуживания пассажиров (ЭКА-СИС) позволяет пассажирам, в отличие от системы «Экспресс-2», получать широкую гамму информационных справок во всех видах сообщений, на всех пунктах продажи, в офисах и в домашних условиях при обращении через Интернет к системе «Экспресс-3». При получении информации об опозданиях поездов (от поездных диспетчеров) она может выдаваться на табло и платформенные указатели.

Для обслуживания пассажиров по телефону в агентствах крупных городов с большим числом операторов (Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других) устанавливаются специальные серверы, связанные с системой «Экспресс-3». Через них операторы выдают справки населению по телефону.

В случае небольших справочных потоков заказы могут обслуживаться без серверов, поступая непосредственно в систему «Экспресс-3». В пунктах продажи на станциях, вокзалах, в агентствах пассажиры имеют возможность сами получать необходимые справки через специализированные устройства (киоски, справочные устройства и др.)

Подсистема управления багажной работой (АСУБР) осуществляет оформление и учет багажа, грузобагажа, погрузку, выгрузку, хранение, розыск багажа и составление плана формирования багажных перевозок. С ее помощью осуществляется регулирование багажных перевозок путем назначения, отмены и изменения маршрутов следования багажных вагонов и поездов для получения наибольшего эффекта от перевозок.

 

Подсистема управления парком пассажирских вагонов (АСУПВ) автоматизирует все основные технологические процессы, связанные с эксплуатацией и ремонтом пассажирских вагонов. Это дает возможность командному составу дорог видеть состояние подвижного состава, включая его дислокацию, на различных уровнях управления (МПС, дорог и линейных подразделений).

Для работы с этой подсистемой специализированные АРМы устанавливаются в пассажирских службах дорог и на линейном уровне у руководителей вагонных групп, диспетчеров пунктов формирования поездов и других руководителей. АРМы АСУ ПФ позволяют следить за безопасностью движения путем автоматического учета пробега каждого вагона, получать разнообразную статистическую и оперативную отчетность, планировать ремонт вагонов и анализировать его результаты, учитывать все случаи брака и характеристики каждого вагона, атакже их использование и подготавливать составы в рейс с учетом работы поездных бригад.

Подсистема финансового и статистического учета пассажирских перевозок (АФИС) позволяет получать всю финансовую и статистическую отчетность по пассажирским перевозкам в различных разрезах (ежесуточно, по месяцам, декадам и т.п.). Она осуществляет взаиморасчеты за пассажирские перевозки между железными дорогами России и других государств. Подсистема ведет учет и контроль финансовой деятельности билетных и багажных кассиров, а также поступления на дороги бланков строгого учета, проездных и перевозочных документов, включая их расход каждым кассиром.

Подсистема сервисного обслуживания пассажиров (СЕРВИС) предоставляет разнообразные сервисные услуги пассажирам, как в железнодорожном, так и в смешанном сообщении путем взаимодействия с автоматизированными системами на других видах транспорта, а также с системами, обслуживающими гостиницы, такси, театры и другие организации.

Подсистема «Расписание» обеспечивает подготовку, ввод и хранение всей необходимой нормативно-справочной информации в АСУ «Экспресс-3». Она ведет в реальном масштабе времени учет прохождения по расписанию всех поездов, включая их опоздания, с выдачей необходимой информации о поездах на табло, платформенные указатели, на печать для изготовления служебных расписаний движения поездов дальнего и пригородного сообщения.

Подсистема взаимодействия с другими АСУ обеспечивает совместную работу с различными автоматизированными системами, функционирующими на железнодорожном и других видах транспорта, включая другие системы различных организаций и предприятий.

Разработан поэтапный переход к системе «Экспресс-3» с обеспечением на дорогах совместного функционирования на переходный период старой и новой систем. Все эти проблемы решены на Московской дороге. Система «Экспресс-3» работает со старыми и новыми терминалами по разным протоколам, используя оборудование старой системы «Экспресс-2» в качестве шлюза для преобразования протоколов.

К новым функциональным возможностям системы относятся также продажа билетов с номерами мест по ходу следования поезда, произвольное определение нумерации мест в вагоне, распределение их по купе и учет характеристик купе, выделение нормы мест отдельным промежуточным станциям (трафаретная норма внутри вагона) с ликвидацией понятия «трафаретная нитка». Вагоны инвентарного парка «привязываются» к информации о вагонах конкретного рейса данного поезда. Учитывается изменение номера поезда по ходу следования, причем можно использовать пятизначную нумерацию. Реализуется табло наличия мест, что повышает производительность работы системы.

В числе других осуществляемых системой функций: гибкая тарификация билетов в зависимости от сроков продажи, от характеристик вагонов, купе, мест (верхние/нижние/боковые), станций маршрута следования, дней недели и других факторов; динамическое регулирование продажи билетов на поезд по различным моделям (например, равномерное распределение пассажиров по всем вагонам данного типа или, наоборот, «открытие» новых вагонов данного типа для продажи только после определенного уровня заполнения ранее «открытых» вагонов).

Помимо этого вводятся функции изменения структуры информации оперативного финансового учета с выделением основных объектов учета кассир и станция. Обеспечиваются возможности более гибкого определения номенклатуры учитываемых показателей и информации о предварительных и групповых заявках с унификацией по всем видам перевозок, в том числе, о взаимно увязанных заявках на несколько перевозок и заявках с определением характеристик поездки без указания конкретного поезда.

Реализуется лист ожидания, иобеспечивается возможность авансовых расчетов и оперативного учета всех видов кредитовых расчетов, в том числе с ограниченным максимумом кредита.

Унифицируются функции резервирования мест и приема заявок во всех видах сообщения, включая международное, изменяется структура информации о тарифах и льготах в международном сообщения.

Возможны также печать и использование при возврате и гашении штриховых кодов для обеспечения зашиты проездных документов и реализация нового языка общения кассиров с системой, дополнительно к существующему, с использованием форматированных экранов («масок») и меню.

Справочно-информационная система получает новые возможности, в том числе выдачи комплексных справок по маршрутам следования с пересадками, подбора маршрута и др. Реализуется комплексная сквозная технология внесения оперативных изменений в нормативно-справочную информацию.

В настоящее время в связи с возникшей острой необходимостью предусматривается опережающая реализация отдельных функций системы «Экспресс-3» в существующем программном обеспечении «Экспресс-2». Такая реализация зависит от ряда условий, и будет носить ограниченный характер.

Развитие сетей передачи данных общего пользования в России и создание единой сети передачи данных Российских железных дорог требуют от системы «Экспресс» использования современных сетевых технологий, а следовательно, практически полной модернизации программно-аппаратного комплекса телеобработки данных. Поэтому новое терминальное оборудование к «Экспресс-3», в том числе к «переходной» системе, будет подключаться по стеку протоколов TCP/IP.

К функциям, реализуемым в первую очередь, относятся:

- ведение архива возвращенных проездных документов (на дороге продажи, дороге отправления и дороге назначения) для блокировки попыток неоднократного возврата и гашения проездных документов, в том числе случаев восстановления утраченных и испорченных проездных документов;

- автоматическая передача информации о проданных и возвращенных проездных документах на дорогу - отправителя поезда и на дорогу - владельца состава (передача предполагается в часы наименьшей нагрузки).

Для задействованного ныне терминального оборудования сохраняется существующая система телеобработки с протоколом BSC3. При этом предполагается, что такое терминальное оборудование из-за морального старения и выработки, установленных сроков эксплуатации будет интенсивно заменяться новым. Часть существующих терминалов может быть перепрограммирована для работы по новым протоколам.

Для взаимодействия автоматизированных рабочих мест с HOST ЭВМ предусматривается использование Web-технологии, которая в отличие от технологии клиент-сервер обеспечивает меньшую загрузку каналов связи, более высокий уровень производительности системы, безопасности данных и управляемости системы в целом.

Наиболее существенными технологическими отличиями системы «Экспресс-3» в части резервирования мест и продажи билетов от существующей будут реализация продажи билетов по ходу следования поезда с нумерацией мест и хранение всех проездных документов, оформленных в течение последних шести месяцев, в базе данных, доступной в оперативном режиме.

Именно эти два момента позволят поставить на качественно новый уровень как управление пассажирскими перевозками, так и обслуживание пассажиров. Учет нумерации мест по каждому участку следования поезда позволит, помимо этого, ликвидировать многие искусственные понятия типа «трафаретных ниток» и «станции первого уровня», повысить гибкость тарификации билетов, что, в конечном счете, должно увеличить доходы железных дорог. Благодаря наличию информации обо всех проданных проездных документах станет возможным экономический и управленческий анализ по любым критериям, а также более гибкое и точное распределение доходов между подразделениями железнодорожного транспорта.

 

37. Базы данных, системы управления базами данных

Хранение информации – одна из важнейших функций компьютера. Одним из распространенных средств такого хранения являются базы данных.

 

База данных (БД) – совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных при наличии такой минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений.

 

Создание базы данных, ее поддержка и обеспечение доступа пользователей к ней осуществляется централизованно с помощью специального программного инструментария – системы управления базами данных.

 

Система управления базами данных (СУБД) – это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания баз данных, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации.

Основные функции СУБД

управление данными во внешней памяти;

управление буферами оперативной памяти;

управление транзакциями;

 

Транзакция – в информатике – совокупность операций над данными, которая, с точки зрения обработки данных, либо выполняется полностью, либо совсем не выполняется. Транзакция – в информационных системах – последовательность логически связанных действий, переводящих информационную систему из одного состояния в другое. Транзакция либо должна завершиться полностью, либо система должна быть возвращена в исходное состояние.

журнализация и восстановление БД после сбоев;

поддержание языков БД.

Виды моделей данных

 

Организация данных рассматривается с позиций той или иной модели данных. Модель данных является ядром любой базы данных. С помощью модели данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними.

 

Модель данных – совокупность структур данных, ограничений целостности и операций манипулирования данными. Модели используются для представления данных в информационных системах.

 

Различают три типа моделей данных, которые имеют множества допустимых информационных конструкций:

иерархическая; Иерархическая структура представляет совокупность элементов, связанных между собой по определенным правилам. Объекты, связанные иерархическими отношениями, образуют ориентированный граф (перевернутое дерево)

сетевая;В сетевой структуре при тех же основных понятиях (уровень, узел, связь) каждый элемент может быть связан с любым другим элементом.

реляционная. Реляционная модель ориентирована на организацию данных в виде двумерных таблиц. Каждая реляционная таблица представляет собой двумерный массив и обладает следующими свойствами:

каждый элемент таблицы – один элемент данных;

все столбцы в таблице однородные, т.е. все элементы в столбце имеют одинаковый тип (числовой, символьный и т.д.) и длину;

каждый столбец имеет уникальное имя (заголовки столбцов являются названиями полей в записях);

одинаковые строки в таблице отсутствуют;

порядок следования строк и столбцов может быть произвольным.

 

38. Базы знаний и экспертные системы

База знаний (knowledge base) — совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения.

Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где с их помощью представляются навыки и опыт экспертов, занятых практической деятельностью в соответствующей области (например, в медицине или в математике). Обычно база знаний представляет собой совокупность правил вывода.

Экспертная система — это комплекс компьютерного программного обеспечения, помогающий человеку принимать обоснованные решения. Экспертные системы используют информацию, полученную заранее от экспертов — людей, которые в какой-либо области являются лучшими специалистами.

Экспертные системы должны:

хранить знания об определенной предметной области (факты, описания событий и закономерностей);

уметь общаться с пользователем на ограниченном естественном языке (т.е. задавать вопросы и понимать ответы);

обладать комплексом логических средств для выведения новых знаний, выявления закономерностей, обнаружения противоречий;

ставить задачу по запросу, уточнять её постановку и находить решение;

объяснять пользователю, каким образом получено решение.

 

Желательно также, чтобы экспертная система могла:

сообщать такую информацию, которая повышает доверие пользователя к экспертной системе;

«рассказывать» о себе, о своей собственной структуре.

Экспертные системы могут использоваться в различных областях — медицинской диагностике, при поиске неисправностей, разведке полезных ископаемых, выборе архитектуры компьютерной cистемы и т.д

39. Организация вычислительной сети на железной дороге

На сетевом уровне функционирует Главный вычислительный центр МПС России (ГВЦ МПС России), на дорожном уровне – Информационно-вычислительный центры (ИВЦ). ГВЦ с дорожными ИВЦ и ИВЦ между собой связаны прямыми (выделенными) волоконно-оптическими каналами. Также используется спутниковая связь (например, Калининградская ж.д., схема).

Для связи дорожных ИВЦ с отделениями дорог и линейными подразделениями организуются прямые телефонные каналы. На ряде дорог уже имеются волоконно-оптические кабели.

В качестве оконечной аппаратуры при небольших объемах передаваемой информации на некоторых станциях ещё используются телеграфные аппараты, работающие по коммутируемым телеграфным каналам. Также используются выделенные телефонные каналы. По мере развития опто-волоконных сетей передачи данных организуется подключение абонентами этих сетей объектов линейного уровня. Скорость передачи информации у волоконно-оптических каналов выше. Телефонный канал имеет скорость передачи данных максимум – 128Кбит/с, а опто-волоконные каналы реализуют скорость передачи данных в GBit/с. В настоящее время протяженность волоконно-оптические линий связи составляет 36 000 км.

Спутниковая связь ранее обеспечивала в основном телефонные переговоры, использовалась аналоговая техника связи. В результате развития спутниковой системы связи сегодня можно передавать огромное количество информации – четыре информационных потока с максимальной скоростью – 2Мбита/с. Одновременно с данными передаются два стереофонических сигнала (или четыре моноканала), а также телевизионный сигнал в современном формате «MPEG-2». Все это позволяет в «прямом эфире» передавать информацию, например с места аварии на магистрали. Сеть «ТрансТелесат» охватывает почти всю территорию России

Целью функционирования вычислительной сети является создание непрерывных информационных цепочек. Обмен информацией в таких сетях осуществляется на основании международных стандартных протоколов.

Пользователям сети необязательно знать о том, как она действует. Для работы сети необходимы следующие элементы (устройства):

Сетевая интерфейсная карта. Внутри любого сетевого компьютера встроена специальная электронная схема, которую называют сетевой платой или сетевой интерфейсной картой (network interface card –NIC);

Сетевой кабель. Сетевой кабель соединяет компьютеры вместе. Он подсоединяется к сетевой интерфейсной карте с тыльной стороны компьютера. Самый обычный тип кабеля – коаксиальный (coaxial). Он похож на тот, по которому передаются программы кабельного телевидения. Коаксиальные кабели имеют следующие особенности: от внешних помех этот кабель защищается с помощью экранирования; при прокладке на длинные расстояния он действует как антенна, "собирая" помехи от двигателей, радиопередатчиков и других электроисточников. Это может исказить передаваемый сигнал; у него существуют проблемы с заземлением; он генерирует сигналы, которые могут перехватываться злоумышленниками; он стоит от 0.6 до 1$ за метр (огнеупорный - около 1.5$ за метр).

Волоконно-оптический кабель - наиболее дорогой сетевой кабель, но в последнее время его цена снижается. Он имеет следующие особенности:

- используется обычно в сочетании с кабелями других типов и соединяет серверы и сегменты локальных сетей; имеет большую потенциальную длину сегмента и обеспечивает большую скорость передачи, по сравнению с другими линиями связи; не генерирует сигналы, обеспечивая тем самым высокую степень защиты; на него не влияют внешние электропомехи; стоит от 3.75 до 4.5$ да метр (огнеупорный - 5.4$ за метр).

Кабель типа "витая пара" приобретает все большую популярность при организации сети. В некоторых зданиях такой кабель уже проложен, обеспечивая телефонные линии, но нет гарантии, что он имеет правильный тип. Кабель типа "витая пара" имеет следующие особенности: это наиболее экономичная кабельная система; позволяет использовать существующие телефонные линии; имеет ограничение по длине, но для связи удаленных сегментов можно использовать коаксиальный или волоконно-оптический кабель; восприимчив к некоторым внешним помехам; имеет стоимость от 0.25 до 0.75$ за метр.

 

40. Интеллектуальные информационные системы

 

Интеллектуальная информационная система (ИИС) - это один из видов автоматизированных информационных систем, иногда ИИС называют системой, основанной на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и математических средств для реализации основной задачи: осуществление поддержки деятельности человека и поиска информации в режиме расширенного диалога на естественном языке.

 

 

Классификация интеллектуальной информационной системы

Экспертные системы

Собственно Экспертные системы (ЭС)

Интерактивные баннеры (web + ЭС)

Вопросительно-ответственная система (в некоторых источниках «системы общения»)

Интеллектуальные поисковые системы (например, система Старт)

Виртуальные собеседники

 

ИИС могут размещаться на каком-либо сайте, где пользователь ставит системе вопросы на естественном языке (если это вопросительно-ответственная система) или, отвечая на вопрос системы, находит необходимую информацию (если это экспертная система). Но, как правило, ЭС в интернете выполняют рекламно-информационные функции (интерактивные баннеры), а серьезные системы (такие, как, например, ЕС диагностику оборудования) используются локально, поскольку выполняют конкретные специфические задачи.

 

Интеллектуальные поисковые системы отличаются от виртуальных собеседников тем, что они достаточно безликие и в ответ на вопрос выдают некоторое выдержка из источников знаний (иногда достаточно большого объема), а собеседники обладают «характером», особой манерой общения (могут использовать сленг, ненормативную лексику), и их ответы должны быть предельно лаконичными (иногда даже просто в форме смайликов, если это соответствует контексту:-)).

 

Для разработки ИИС раньше использовались логические языки (Пролог, Лисп и т. д.), а сейчас используются различные процедурные языки. Логико-математическое обеспечение разрабатывается как для самих модулей систем, так и для стыковки этих модулей. Однако на сегодняшний день не существует универсальной логико-математической системы, которая могла бы удовлетворить потребности любого разработчика ИИС, поэтому приходится либо комбинировать накопленный опыт, либо разрабатывать логику системы самостоятельно. В области лингвистики тоже существует множество проблем, например, для обеспечения работы системы в режиме диалога с пользователем на естественном языке необходимо заложить в систему алгоритмов формализации естественного языка, а эта задача оказалась куда сложнее, чем предполагалось на заре развития интеллектуальных систем. Еще одна проблема - постоянная изменчивость языка, которая обязательно должна быть отражена в системах искусственного интеллекта.

 

 

Обеспечение работы интеллектуальной информационной системы

Математическое

Лингвистическое

Программное

Техническое

Технологическое

Кадровое

 

 

Классификация задач, решаемых интеллектуальной информационной системы

интерпретация данных. Это одно из традиционных задач для экспертных систем. Под интерпретацией понимается процесс определения содержания данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предполагается многовариантный анализ данных.

диагностика. Под диагностикой понимается процесс соотношения объекта с некоторым классом объектов и обнаружения неисправности в некоторой системе. Неисправность - это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с единых теоретических позиций рассматривать и неисправность оборудования в технических системах, и заболевания живых организмов, и всевозможные природные аномалии. Важной спецификой является здесь необходимость понимания функциональной структуры («анатомии») диагностирующей системы.

мониторинг. Основная задача мониторинга - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы - «пропуск» тревожной ситуации и инверсное задача «ложного» срабатывания. Сложность этих проблем в размытости симптомов тревожных ситуаций и необходимость учета временного контекста.

проектирование. Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов - чертеж, пояснительная записка и т.д. Основные проблемы здесь - получение четкого структурного описания знаний об объекте и проблема «следа». Для организации эффективного проектирования и в еще большей мере того, что перепроектирование необходимо формировать не только сами проектные решения, но и мотивы их принятия.Таким образом, в задачах проектирования тесно связываются два основных процесса, выполняемых в рамках соответствующей ЭС: процесс вывода решения и процесс объяснения.

прогнозирования. Прогнозирование позволяет предсказывать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятностные последствия из заданных ситуаций. В прогнозирующие системе обычно используется параметрическая динамическая модель, в которой значения параметров «подгоняются» под заданную ситуацию. Выводы, которые выводятся из этой модели, составляющие основу для прогнозов с вероятными оценками.

планирование. Под планированием понимается нахождение планов действий, относящихся к объектам, способных выполнять некоторые функции. В таких ЭС используются модели поведения реальных объектов с тем, чтобы логически вывести последствия планируемой деятельности.

обучения. Под обучением понимается использование компьютера для обучения некоторой дисциплины или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ и подсказывают правильные решения. Они аккумулируют знания о гипотетическом «ученике» и его характерные ошибки, затем в работе они способны диагностировать слабости в знаниях учащихся и находить соответствующие средства для их ликвидации. Кроме того, они планируют акт общения с учеником в зависимости от успехов ученика с целью передачи знаний.

управления. Под управлением понимается функция организованной системы, поддерживающей определенный режим деятельности. Такого рода ЭС осуществляют управление поведением сложных систем в соответствии с заданными спецификациями.

поддержка принятия решений. Поддержка принятия решений - это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решение, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающие процесс принятия решения. Эти ЭС помогают специалистам выбрать и сформировать нужную альтернативу среди множества выборов при принятии ответственных решений.

 

В общем случае все системы, основанные на знаниях, можно подразделить на системы, решающие задачи анализа, и на системы, решающие задачи синтеза. Основное отличие задач анализа от задач синтеза заключается в том, что если в задачах анализа множество решений может быть перечислено и включено в систему, то в задачах синтеза множество решений потенциально не ограничено и строится из решений компонент или проблем. Задачами анализа являются: интерпретация данных, диагностика, поддержка принятия решения; к задачам синтеза относятся проектирование, планирование, управление. Комбинированные: учение, мониторинг, прогнозирование.

 

 

Типовая схема функционирования интеллектуальной системы

 

Функционирование интеллектуальной системы можно описать как постоянное принятие решений на основе анализа текущих ситуаций для достижения определенных целей. Естественно выделить отдельные этапы, которые образуют типичную схему функционирования интеллектуальной системы:

Непосредственное восприятие внешней ситуации; результатом является формирование первичного описания ситуации.

Сопоставления первичного описания со знаниями системы и пополнение этого описания; результатом является формирование вторичного описания ситуации в терминах знаний системы. Этот процесс можно рассматривать как процесс понимания ситуации, или как процесс перевода первичного описания на внутреннюю речь системы. При этом могут изменяться внутреннее состояние системы и ее знания. Вторичный описание может быть не единственным, и система может выбирать между различными вторичными описаниями.Кроме того, система в процессе работы может переходить от одного вторичного описания к другому. Если мы можем формально задать формы внутреннего представления описаний ситуаций и операции над ними, мы можем надеяться на определенный автоматизированный анализ этих описаний.

Планирования целенаправленных действий и принятия решений, т.е. анализ возможных действий и их последствий и выбор того действия, которое лучше всего сочетается с целью системы. Это решение, вообще говоря, формулируется некоторой внутренней языке (сознательно или подсознательно).

Обратная интерпретация принятого решения, то есть формирование рабочего алгоритма для осуществления реакции системы.

Реализация реакции системы; следствием является изменение внешней ситуации и внутреннего состояния системы, и т. д.

 

Очень важным является следующее соображение. Не следует считать, что указанные этапы являются полностью разделенными в том смысле, что следующий этап начинается только после того, как полностью закончится предыдущий. Напротив, для функционирования интеллектуальной системы характерно взаимное проникновение этих этапов. Например, те или иные решения могут приниматься уже на этапе непосредственного восприятия ситуации. Прежде всего, это решение о том, на какие внешние раздражители следует обращать внимание, а на которое не обязательно. Внешних раздражителей так много, что их восприятие должно быть выборочным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.