КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434) Астрономия-(809) Биология-(7483) Биотехнологии-(1457) Военное дело-(14632) Высокие технологии-(1363) География-(913) Геология-(1438) Государство-(451) Демография-(1065) Дом-(47672) Журналистика и СМИ-(912) Изобретательство-(14524) Иностранные языки-(4268) Информатика-(17799) Искусство-(1338) История-(13644) Компьютеры-(11121) Косметика-(55) Кулинария-(373) Культура-(8427) Лингвистика-(374) Литература-(1642) Маркетинг-(23702) Математика-(16968) Машиностроение-(1700) Медицина-(12668) Менеджмент-(24684) Механика-(15423) Науковедение-(506) Образование-(11852) Охрана труда-(3308) Педагогика-(5571) Полиграфия-(1312) Политика-(7869) Право-(5454) Приборостроение-(1369) Программирование-(2801) Производство-(97182) Промышленность-(8706) Психология-(18388) Религия-(3217) Связь-(10668) Сельское хозяйство-(299) Социология-(6455) Спорт-(42831) Строительство-(4793) Торговля-(5050) Транспорт-(2929) Туризм-(1568) Физика-(3942) Философия-(17015) Финансы-(26596) Химия-(22929) Экология-(12095) Экономика-(9961) Электроника-(8441) Электротехника-(4623) Энергетика-(12629) Юриспруденция-(1492) Ядерная техника-(1748)
Экзамен проводится в устной форме по билетам Тема 18. Психология в России в советский период и на современном этапе.
Укажите основные научные направления в российской психологии XX в. и охарактеризуйте их особенности. Какие проблемы стояли перед советской психологией? Какие психологические школы существовали в России в советский период? Как понимался предмет педологии? Опишите достижения и недостатки педологии и психотехники. В чем проблематика и основное содержание методологических дискуссий 20-30-х гг. в отечественной психологии - реактологической и рефлексологической? Как понимал предмет психологии В.М. Бехтерев? В чем состояли особенности развития психоанализа в советской психологии? Как происходила ликвидация отечественных прикладных направлений психологии в 30-е гг. XX столетия? Укажите основные итоги развития отечественной психологии в 20-30-е гг. XX столетия. Перечислите основные направления и формы деятельности советских психологов в годы войны. Какими общими тенденциями характеризуется развитие отечественной психологии в 60-80 г. XX в.? Какие новые отрасли психологической науки сформировались в 60-е гг. XX в. и что явилось причиной этого? Как развивались школы Бехтерева и Выготского во второй половине XX века? Какие тенденции в развитии отечественной психологии наметились в конце XX века?
8.2. Вопросы для подготовки к экзамену
Предмет, значение, методы, актуальные задачи истории психологии. Характеристика основных периодов развития психологических воззрений. Натурфилософские представления о душе в Древней Греции. Афинская школа. Учение Анаксагора. Афинская школа. Новое понятие о душе Сократа. Афинская школа. Учение Платона. Афинская школа. Система представлений о душе Аристотеля. Новые тенденции в психологии эпохи Эллинизма (киники, эпикурейцы, стоики). Основы христианского воззрения на природу души. Неоплатонизм и ранняя схоластика (Плотин, Августин). Психологические идеи в средневековой Европе (Фома Аквинский, Р.Бэкон, Д.Скотт, В.Оккам). Психологические идеи арабских мыслителей. Возрождение учения Аристотеля и натурализма (Авиценна, Аверроэс). Основные тенденции в философии и психологии в эпоху «великого восстановления наук» в XIV – XVII веках. Психологическая мысль эпохи Возрождения (П.Помпонацци, Б.Телезио, Х.Уарте). Эмпирическое направление в философии и психологии XVII века (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк). Рационалистическое направление в философии и психологии XVII века (Р.Декарт – дуализм, Б.Спиноза – материализм, Г.Лейбниц – идеализм). Развитие английский ассоциативной психологии в XVIII веке (Д.Гартли, Д.Беркли, Д.Юм).
Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века (Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, П.Кабанис).
Психологические идеи в немецкой классической философии XVIII века. Основания критики И.Кантом психологии как науки. Зарождение психологии как самостоятельной науки. Естественнонаучные основы психологии. Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии. Развитие ассоциативной психологии в XIX веке (Д.Милль, Дж.С.Милль, И.Гербарт., А.Бэн, Г.Спенсер). Первые программы построения психологии как самостоятельной науки: В.Вундт, Ф.Брентано, И.Сеченов. Развитие экспериментальной психологии в конце XIX – начале ХХ века в Германии (Г.Эббингауз, К.Штумпф, Вюрцбургская школа мышления и др.). Развитие экспериментальной психологии в конце XIX - начале XX века в США (У.Джеймс, С.Холл, Дж.Кеттелл и др.). Развитие экспериментальной психологии в конце XIX – начале ХХ века во Франции (Т.Рибо, А.Бине, П,Жане и др.). Структурализм в психологии (В.Вундт, Э.Титченер и др.) Функционализм в психологии (Ф.Брентано, У.Джеймс, Д.Дьюи и др.) Описательная (понимающая) психология (В.Дильтей, Э.Шпрангер) Французская социологическая школа (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюлль, Г.Тард). Методологический кризис в психологии: причины, содержание и динамика протекания. Предпосылки возникновения бихевиоризма, его основные положения и значение. Необихевиоризм: основные идеи и теории. Социальный бихевиоризм: основные идеи и теории. Возникновение психоанализа, его основные положения и значение. Глубинная психология: основные теории. Предпосылки, возникновение и основные положения гештальтпсихологии. Развитие идей гештальтпсихологии, основные концепции. Возникновение и развитие гуманистического направления в психологии. Основные идеи и теории экзистенциальной психологии. Истоки и основные направления когнитивной психологии. Истоки, основные идеи и теории трансперсональной психологии. Современные научные направления и системы в мировой психологии. Психологическая мысль в России XVIII – первой половины XIX века. Основные направления в развитии российской психологии второй половины XIX – начала XX века. Развитие экспериментальной психологии в России. Психология в России в советский период. Учение о поведении, психотехника. Психология в России в советский период. Педология, культурно-историческая психология. Российская психология во второй половине XX века. Московская психологическая школа. Российская психология во второй половине XX века. Ленинградская психологическая школа. Психология в России на современном этапе.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Марцинковская Т. Д. История психологии. Учебник для студентов вузов. М., Академия, 2009. Гриф УМО по классич. университетскому образованию.
2. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. – М.: Академический проект, 2008. Гриф МО РФ.
б) дополнительная литература:
Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII – XIX вв. – М., 1947. Анцыферова Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. – М., 1974. Богданчиков С.А. Советская психология 1920-х годов (восемь очерков). – Саратов, 2007. Великие психологи / Сост. С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2000. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии ХХ век. – М., Екатеринбург, 2003. Дессуар М. Очерк истории психологии. – СПб., 1912. История зарубежной психологии. 30 – 60-е годы XX века. Тексты. – М., 1986. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. - М., 1990. Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Развитие психологии внутри естествознания. – Л., 1985. Лихи Т. История современной психологии. – М., СПб.: Питер, 2003. Лучинин А.С. История психологии. – М.: Экзамен, 2005. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира. – М., 1995. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 1, 2 – Ростов-на-Дону, 1996. Петровский А.В. История советской психологии. – М., 1967. Петровский А.В. Психология в России: ХХ век. - М., 2000. Психологическая мысль России: век просвещения / Ред. В.А. Кольцова. - СПб., 2001. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. – М., 1997. Робинсон Д. Интеллектуальная история психологии. – М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. (Глава III. История психологии) – СПб., 1999. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие. – СПб., 2001. Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1974. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: Русский путь. – М., 1996. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. – М. 1974. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 2002.
в) интернет-ресурсы:
http://www.pedlib.ru/ - представлены основные учебники по истории психологии.
http://psyche.ru/ – история отечественной психологии.
http://www.magister.msk.ru/library/philos/ - содержит тексты работ по философии и психологии. Часть из них рассматривает вопросы истории психологии (В.В.Зеньковский, П.А.Флоренский, Н.Федоров, Н.Бердяев, В.Соловьев и др.)
http://books.atheism.ru/philosophy/ - содержит фундаментальные классические и дискуссионные философские произведения различной направленности.
http://ananev.psyhistory.ru/ - персональный сайт Б.Г.Ананьева.
http://lomov.psyhistory.ru/ - персональный сайт Б.Ф.Ломова.
http://lazursky.psyhistory.ru/ - персональный сайт А.Ф. Лазурского.
http://rossolimo.psyhistory.ru/ - персональный сайт Г.И.Россолимо.
http://ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/nauchnye_s/sergej_leo.html - интернет-страница «Научная школа С.Л.Рубинштейна».
http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex1 - электронный вариант книги «История психологии в лицах. Персоналии / Под. ред. Л.А. Карпенко.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Конспект лекций по дисциплине «История психологии»
Дата добавления: 2017-01-14 ; Просмотров: 370 ; Нарушение авторских прав? ; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет