КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. История психологии как наука
Часть 1. Предмет и цель изучения истории психологии.
Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Первая система психологических понятий изложена в трактате Аристотеля «О душе». Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и человеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Как самостоятельная наука психология сложилась только к середине XIX века. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены научности. Длительное время психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими названиями. Ее называли ментальной философией (ментальный – от лат. mental – психический), душесловием, пневматологией (от греч. pneuma – дыхание). Было бы, однако, ошибочно искать корни психологии в одной философии. Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Информацию о прошлом психологии хранят не только сменявшие друг друга философские системы, но и естественные науки: в особенности биология, а также медицина, педагогика, социология. Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека.
В отличие от предмета психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Главной задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обычной практической деятельности, религиозные представления о психике, результаты других ненаучных способов умственной деятельности при этом не рассматриваются. За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как науки о душе, о сознании, о поведении. Современная постановка проблемы предмета психологии была намечена в отечественной психологии и развита в советский период. Ее основу составляют положения о роли деятельности в формировании психических свойств и процессов человека и животных. Если в целом история свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, то на отдельных отрезках пути ее развития положение является более сложным. Не всегда то знание, которое появилось позже, оказывалось одновременно и более содержательным, прогрессивным во всех аспектах; нередко в новой концепции отбрасывалось то положительное, что было в старой. Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс, на пути которого возможны зигзаги, неузнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте», кризисы. Явления, с которыми имеет дело психология, часто превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических проблем – это детская игра сравнительно с загадками детской игры.
Цель изучения истории психологии 1). Усвоить объективный процесс развития психологических научных знаний как закономерной смены одних взглядов другими под влиянием все более глубокого проникновения науки в психическую жизнь в интересах удовлетворения запросов общественной практики. Это значит, что любое новое направление в развитии научных психологических взглядов должно быть понято с точки зрения того, какие потребности общества не получили должного удовлетворения от существовавших теорий и идей психологов и какие новые идеи рождались в ответ на запросы общественной практики в исследованиях психологов. Иначе говоря, мало констатировать, что в такое-то время начались разработки таких-то проблем. Необходимо обосновать причины их появления, объяснить объективную логику такого развития исследований. 2). Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. 3). Образовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», - писал итальянский философ-гуманист XV века Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения. История психологии является памятью науки, но не ради себя самой, а для будущего психологии. Источники истории психологии Ими являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и, прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы, архивные материалы, воспоминания об их жизни и деятельности; историко-социологические материалы; художественная литература, помогающая воссоздать дух определенного времени. Важным источником развития психологических знаний является общественная практика – медицина, обучение и воспитание, юридическая практика, материальное производство и т.п. Источником психологических знаний являются также другие науки – естествознание (включая физику, химию, астрономию), языкознание, этнография, антропология и др. Этим определяется необходимость обращения истории психологии к истории других наук.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |