Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие и одобрение




Руководство

Внимание

Прикосновение

Выживание

Все мы выжили благодаря тому, что о нас кто-то заботил­ся. Как только новорожденный остается без попечения, он умирает. Для физического выживания новорожденному не­обходимо удовлетворить его материальные потребности в пище, оптимальной температуре окружающей среды.

Однако даже в этом возрасте мало удовлетворить лишь материальные нужды. Для полноценного выживания, для последующего гармоничного развития ребенку нужно еще что-то сверх удовлетворения этих видимых потреб­ностей.

Вы думаете, что кормящая грудью мать дает лишь необ­ходимые питательные вещества своему младенцу? Не толь­ко. Оказывается, очень важно прикосновение тел матери и ребенка, очень важна улыбка матери, ласковые погла­живания тельца ребенка. От этих «добавок» к питатель­ным веществам зависит качество выживания, гармонич­ность душевного склада ребенка.

Вы заметили, что большинство мадонн на картинах эпо­хи Возрождения, а также Богоматерь на русских иконах

держат младенца у левой части груди? Это не случайно. Наиболее проницательные художники подметили, что ре­бенку на левой руке матери комфортнее, чем на правой, так как ребенок быстрее успокаивается, когда слышит биение сердца матери. Он так привык к этому ритму в ут­робе. Для ребенка в этом прикосновении, в этом спокой­ном ритме сердца заключается вся надежность и безопас­ность существования.

Обратите внимание, как носят детей матери в некото­рых африканских странах. Они их мягко привязывают к себе либо спереди, либо сзади. Близость к телу матери обес­печивает ребенку ту же безопасность, которая так нужна для выживания и нормального развития.

Дорогие юные мамы! Чаще гладьте своих детей, посто­янно поддерживайте хотя бы контакт взора, если не може­те соприкасаться с ними кожей. Я видела, как мамы возят детей в коляске сзади себя. Это очень плохо для души ре­бенка, потому что нет связи с матерью. Вы очень родные люди. Дайте знать об этом улыбчивым лицом, нежными руками, ласковым голосом.

Обеспечить выживание ребенку можно при соблюде­нии таких условий, как безопасность, стабильность, по­стоянство, защищенность. Все это обязаны создать роди­тели.

Взрослые выживают при тех же условиях. Для взрослых еще очень важно ощущение, что они могут управлять сво­ей жизнью, что именно от них самих зависит течение их жизни. Имеется прямая связь между удовлетворением этих потребностей у ребенка и ощущениями у взрослых — бе­зопасности, стабильности и так далее. Травматическое дет­ство оставляет трещины в фундаменте выживания.

Не только маленьким, но и взрослым прикосновение ис­ключительно важно для полного душевного благополучия. Считается, что детям и пожилым людям требуется больше прикосновений, чем людям среднего возраста. А иначе, зачем бы люди обнимались при встречах, разлуках, то есть в моменты наивысшего напряжения эмоций?

Известный специалист в области семейных взаимоотно­шений Вирджиния Сатир считала, что каждому из нас для душевного благополучия необходимо от 4 до 12 объятий в день. Естественно, имеется в виду, что обнимаются близ­кие люди. И это не прихоть, не выдумка, а важнейшая че­ловеческая потребность.

Как-то я пожаловалась в кругу друзей, что мне будет тя­жело с ними расставаться. Дело было в Ратгеровском уни­верситете, где я училась быть семейным консультантом. В ответ на свои жалобы я услышала: «А мы вас обнимем на прощание, и вам станет легче». Это был ответ людей, спе­циализировавшихся, так же как и я, в налаживании семей­ных взаимоотношений. Это был психологически грамотный подход к решению маленькой проблемы, а вовсе не шутка.

Рекомендацию Вирджинии Сатир (4—12 объятий в сут­ки) я применяю на близких в своей семье и другим реко­мендую. Результаты, с моей точки зрения, очень хорошие.

А вот результаты научно контролируемых эксперимен­тов. В 1985 году американский ученый Л. Доссей опублико­вал работу, в которой показано величайшее значение при­косновения для здоровья. Кроликов длительное время под­вергали специальной диете, вызывающей атеросклероз (уплотнение артерий). В исследовании было задействова­но две группы кроликов. Одной группе сотрудники лабо­ратории ставили пищу и сразу уходили. В этой группе ате­росклероз удалось вызвать диетой. Другую группу кроли­ков кормили той же пищей, но сотрудники лаборатории вели себя иначе — никогда не забывали погладить кроли­ка. У кроликов этой группы атеросклероз не наблюдался. Вот уж поистине верно, что ласковое поглаживание и для кроликов полезно, да еще как! Поглаживание буквально продлило им жизнь.

Психологи утверждают, что дети, лишенные ласковых прикосновений, растут неуверенными в себе людьми, час­то терпят неудачи. На взрослых благотворность прикосновений я неоднократно могла наблюдать в группе незнако­мых людей, собравшихся для психотерапии. Перед нача­лом совместной работы проводим разминку. Все двигают­ся по кругу без определенного порядка, как бы «врассып­ную», подходят друг к другу, внимательно смотрят в глаза, дотрагиваются рукой. Пять минут такой разминки делают только что чужих людей уже не такими далекими, во вся­ком случае, не чуждыми друг другу. Атмосфера в группе сразу теплеет.

Советую вам, если вы работаете с группой детей в сади­ке, школе, даже в техникуме и вузе, предложить им начать знакомство с такой разминки, а затем предл°жите сесть за столы или за парты так, как им хочется. Пусть каждый вы­бирает себе пару. Вы увидите, насколько дело пойдет быс­трее и лучше. Меньше времени истратится на адаптацию, то есть «притирку» друг к другу.

А дома в благотворности прикосновений можете убе­диться на своем сыне или дочери. Вам нужно его разбу­дить в определенное время? Пусть будильник служит этой цели в крайнем случае. Подойдите к спящему ребенку и разбудите его ласковым прикосновением. Вы в награду получите его счастливую улыбку. Если же он закаприз­ничает, это будет значить только одно: ему мало вашей ласки, и капризами он дает вам знак: «Мама (папа), по­втори».

Любому человеку — как ребенку, так и взрослому — не­обходимо внимание. Для ребенка оно обеспечивает надеж­ность, безопасность. Взрослому внимание позволяет утвер­диться в мысли: «Я кому-то интересен, я что-то значу, я пред­ставляю собой ценную личность». Положительная само­оценка — исключительно важное состояние души. Мы еще вернемся к этому при дальнейшем обсуждении других по­требностей человека. В конце концов, они все связаны меж­ду собой. Даже между материальными и духовными по­требностями нет непроходимой грани, все взаимосвязано.

При длительном пользовании некоторые наши вещи оду­хотворяются нами.

Как выразить свое внимание к другому человеку? Мож­но сказать: «Я тебя внимательно слушаю». Можно внима­ние выразить только жестом. Близким людям не нужен офи­циальный тон.

Каждый из нас множеством нюансов своего голоса, по­зой, мимикой может сообщить другому человеку очень зна­чимую информацию. Каждый человек есть и передатчик информации и приемник, улавливающий ее от других.

Нам жизненно необходимо знать, что на все перемены, происходящие в нас, кто-то откликается, как эхо в горах. Нет, еще сложнее. И это гораздо больше того, что может вместить фраза: «Вас внимательно слушают». К тому же есть возраст, когда эта фраза просто неприемлема.

Когда мать откликается на поведение ребенка выраже­нием лица, позой, голосом, она как бы посылает ему вес­точку: «Я тебя поняла, будь спокоен». Ребенок в это время получает подтверждение, что он живой, чувствующий и даже мыслящий человечек и его понимают самые дорогие, самые значимые для него люди. Без удовлетворения по­требностей в прикосновении, внимании ребенок останав­ливается в росте, чахнет, не развивается должным образом как физически, так и умственно, эмоционально и духовно.

Когда возможна такая неблагоприятная ситуация для ре­бенка? Естественно, когда нет мамы. В таких случаях нуж­ны люди, заменяющие мать. Может ли случиться так, что ребенок обделен и тогда, когда мама есть? Сколько угодно! Это бывает, когда мама сама была обделена вниманием и пониманием со стороны своих воспитателей и ребенок ну­жен ей для удовлетворения ее потребностей.

Потребности отменить нельзя. Мать сама все еще нуж­дается во всем, о чем вы уже здесь прочитали. Ее душа про­должает оставаться в недостаточно зрелом состоянии, что­бы посылать целительные лучи ребенку. Ее душа жаждет взять от ребенка. Что? Да то же самое, в чем нуждается каждый человек.

Это удивительно, как малые дети начинают улавливать специфические потребности матери и начинают удовлет­ворять их. Дети посылают какие-то свои знаки матери о том, что она им очень необходима, что она очень ценный чело­век, что она самая хорошая и т. д.

Дети как бы стремятся повысить самооценку матери. В конце концов, воспитание всегда было двусторонним про­цессом. Но что происходит при этом с ребенком? Он вы­нужден заплатить за это очень дорого — подавить нормаль­ные, естественные ростки в своей душе и затормозить свое развитие, рост. Вы видели таких детей. Их называют «ма­ленькими старичками».

Руководить действиями ребенка или взрослого, вести его по жизни — это значит, в первую очередь отказаться от дик­тата и приказа. А что же надо делать? Прежде всего, помо­гать расти (не только физически, но и психически). Такая помощь может включать совет, доброе слово или невер­бальные формы поддержки. По-латыни «вербус» значит слово, невербальные формы — это любые виды помощи и поддержки, когда действуют не слова. Сюда входит также моделирование и обучение уместным для определенных слу­чаев здоровым социальным навыкам. Невербальные фор­мы общения играют огромную роль в нашей жизни. Дружес­кая рука ложится вам на плечо, и уже никаких слов не надо.

В разговорах с родителями я часто слышу о том, что они хотят воспитать хорошего, честного, чуткого человека. Цель благородная, хотя и довольно общая цель. Тем не менее, да­вайте думать о средствах достижения этой цели. Как надо вести ребенка по жизни, чтобы он стал добрым, чутким? Что может влиять на него? Влияет абсолютно все, но по-разному.

Слово, конечно, действует на ребенка, но психологи ус­тановили, что на маленьких, да и не очень маленьких детей сильнее слова действует картинка. Вам, верно, доводилось замечать, что люди всегда больше доверяют тому, что видят, чем тому, что слышат. Еще больше по силе воздействия на ребенка — движущаяся картинка (кино, телевидение, компьютерная игра). А еще больше, глубже, прочнее дей­ствует на ребенка пример поведения окружающих. Боль­ше всего впечатляет пример любимого и авторитетного че­ловека, то есть родителя. В юношеском возрасте возника­ют новые кумиры, авторитет родителей отодвигается на второй план. Так спешите моделировать социальные навы­ки детей, пока они еще маленькие.

Все услышанное, увиденное, пережитое в детстве откла­дывает свой отпечаток в душе и остается с человеком на всю жизнь, даже если сам он забудет об этом. Я знаю одну семью, которая для меня всегда служит примером трога­тельных взаимоотношений, как между супругами, так и между родителями и детьми.

Глава семьи рассказал мне эпизод из своего детства: он видел, как его отец завязывал шнурки на ботинках на но­гах его матери, когда она была беременной (у него есть млад­шая сестра). Естественно, что в такой семье мальчик мог наблюдать и другие проявления заботы родителей друг о друге. Думаю, что впечатления детства сыграли большую роль в том, что он стал хорошим семьянином.

А недавно мне пришлось общаться с пятнадцатилетним юношей, драчуном и мучителем кошек. В раннем детстве он был свидетелем того, как пьяный отец пытался бить мать. Почему-то так получалось, что в трезвом состоянии отец хотя и не дрался, но ничего вместе с сыном не делал. Обеда­ла семья в разное время, часто каждый ел отдельно, а если и собирались вместе за столом, то отца не было дома. Я вижу здесь «модель пустого стула». Так говорят психологи, ког­да у ребенка не было положительного образца для подра­жания. Пример всегда берут только с близких и значимых людей. А чему может научить «пустой стул»?

Культура общения начинается с умения слушать. Каж­дому из нас крайне важно знать, что кто-то нас слышит, даже если этот кто-то и не всегда нас понимает. Слышит — значит, принимает участие в нашей судьбе... Слышит — может означать, что любит... Слышит — значит, восприни­мает меня. Слышит — значит, относится ко мне серьезно...

Родители демонстрируют свою приязнь к ребенку тем, что уважают его, ценят и понимают его чувства. Принятие ребенка таким, каков он есть, дает ему внутреннюю свобо­ду для настоящего личностного роста.

Мы так воспитаны, что в общении друг с другом склон­ны, в первую очередь, слышать факты, смысл слов. А душе нашей угодно в первую очередь другое — слышать чувства. Нам приятен собеседник, чутко откликающийся на то, как мы говорим, а не на то, что мы говорим. Вот вы случайно встретились на улице с давним знакомым:

Здравствуй!

Здравствуй!

Куда спешишь?

В больницу.

Если собеседник услышал только тот факт, что знакомый спешит в больницу, то понял лишь направление его движе­ния. Он мог в этой фразе уловить грустное чувство — боль­ница? Сам заболел или идет навестить близких людей? Он подавлен? Собеседник мог подумать: нужна моя поддерж­ка. Только в этом случае он принял информацию как чело­век, а не как робот.

Для повышения уровня общения мы чутко воспринима­ем то, что стоит за сообщаемыми фактами. Можно даже пропустить мимо ушей то, что вам говорит человек, но глав­ное «услышать» его состояние, настроение и себя настро­ить на восприятие его эмоций.

Мы даем знать человеку, что мы его видим, слышим и принимаем. Хорошо, когда ни одно сколько-нибудь полез­ное или доброе дело ребенка не останется без похвалы и одобрения. Пусть он всего лишь вылепил из пластилина носорога или справился с доставанием воды из колодца, он будет счастлив услышать от мамы или папы: «Ах, какой ты у нас маленький да удаленький!»

Некоторые строгие родители боятся похвалой испортить ребенка: как бы не возомнил о себе много и не утратил стремления к совершенствованию. Не бойтесь, уважаемые папы и мамы! Все в один голос — педагоги, психологи, фи­зиологи — твердо стоят на одном: чего не добьешься пори­цанием, того добьешься похвалой. То же самое и в физио­логии: положительное подкрепление рефлексов (награда в виде похвалы) делает их более прочными, чем отрицатель­ное подкрепление (наказание, порицание нежелательного поведения).

По моим наблюдениям, отсутствие всякого подкрепле­ния поведения ребенка со стороны родителей оказывает самое нехорошее влияние на душу ребенка, причем это влияние длится долго и сказывается на его судьбе и в зре­лом возрасте.

В неблагополучных семьях разного типа есть общая чер­та — там не замечают нужд, потребностей ребенка, в том числе и потребности в принятии, одобрении. Как на эту ситуацию реагируют дети?

Очень плохо жить невидимкой, не замечаемым суще­ством среди тех, кого ты любишь и ценишь. Я знала одну девочку, которая могла сорвать урок в школе тем, что пы­талась насмешить окружающих. Что она только ни дела­ла! То усы себе нарисует, то запищит по-мышиному. А дома однажды, когда мать была занята с гостями, она прошла по карнизу балкона на соседний балкон. Не де­вочка, а сорвиголова.

Когда я узнала жизнь этой семьи, я поняла, как одинока эта девятилетняя девочка. Ее почти не замечали мама и ба­бушка. Конечно, они обе работали. Но вечером-то встреча­лись все вместе, и никто не спрашивал девочку, был ли удач­ным ее день, что она сегодня узнала, увидела, с кем разго­варивала, о чем.

Поведение девочки — типичная реакция на постоянное неудовлетворение ее насущных нужд. Причем выбирает эту линию поведения ребенок почти неосознанно. Каждой своей выходкой он призывает, почти кричит: «Заметьте меня,

я живая, мне нужна ваша любовь». Есть даже типологичес­кое название такой реакции — «ребенок-клоун, шут».

Все дети разные. Они по-разному реагируют на неудов­летворение своих психологических потребностей. Есть реакция типа «герой семьи». Вот вам живой пример. Бесе­дую с десятилетним сыном женщины, больной алкоголиз­мом. Умный такой мальчик, положительный во всех отно­шениях. Не надо думать, что у женщин с этой болезнью бывают только умственно отсталые дети. Это неправда. Всякие бывают, немало и умных сыновей, дочерей. Так этот мальчик хорошо ведет хозяйство, ухаживает за младшей сестренкой, хорошо учится. Спрашиваю:

Что ты делаешь, когда у мамы обостряется ее бо­лезнь?

Ну, я тогда за старшего в доме. Я на нее покрики­ваю, да только не помогает.

Перед лицом трудностей дети быстро взрослеют. Труд­ности закаляют, быстро развивают чувство ответственно­сти. Поведение мальчика прямо-таки образцовое. Он с ма­мой поменялся ролями — мальчик стал родителем для мамы, а мама — опекаемым ребенком.

Что же в этом плохого, что он стал хозяином и «героем семьи», что все положительное выпукло обозначилось в его характере? Плохо то, что это все же была реакция на беду в семье, что он вынужден был стать героем семьи, больше ведь некому.

Мальчики должны быть мальчиками. Всему свое время. У него нет детства, он сразу начал жить как взрослый. Не наигравшись в детстве, легко сломаться в будущей жизни.

Довольно часто мальчики на семейное неблагополучие реагируют поведением типа «бунтовщик». Не обязательно это тяжелая болезнь родителя. Семейное неблагополучие заключается уже в том, что никто дома не спрашивает: «Как ты себя чувствуешь?» Бунтовщики презирают все, что про­исходит в доме, пытаются противиться зачаткам установ­ленного порядка. Настоящего порядка в неблагополучных семьях мало, жизнь характеризуется скорее хаосом, чем размеренным ходом событий, соблюдением установленных норм. Драчуны, циники — все это бунтовщики. Все они испытывают недостаток внимания, принятия и одобрения в своем доме. Их мало любят.

Девочки часто пытаются своим поведением все уладить, изменить ситуацию к лучшему и становятся если не «геро­ями семьи», то «миротворцами» — всех бы они помирили, сами же боятся нашалить, рассердить своих суровых ро­дителей. Тоже жизнь скованная, без свободных порывов души. Вот и вырастают потом «закомплексованными» под­ростками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.