Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей дошкольного возраста




Название технологии Компетнтностно-ориентированная технология экологического образования детей дошкольного возраста. Авторы: О.И. Овчинникова, Н.А. Чихалова, О.А. Кичатова, С.Е. Анфисова.
Вид педагогической технологии по уровню применения Общепедагогическая.
По основным философским позициям Приспосабливающаяся, педагогическая технология на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования.
По отношению к факторам развития Социогенная.
По особенностям применения научной концепции освоения опыта Ассоциативно-рефлекторная, деятельностная.
По ориентации на сферу развития индивида ЗУН (информационная), СУД (операционная), СДП (действенно-практическая).
По принадлежности к определенной содержательной области Личностно-ориентированная, компетентностно-ориентированная.
По преобладающим видам социально-педагогической деятельности Обучающая, воспитывающая, общеобразовательная, светская.
По типу управления педагогическим процессом Система «малых групп», программное обучение, система «консультант».
По преобладающим организационным формам педагогического процесса Подгрупповая, индивидуальная.
По воспитательной ориентации и подходу к ребенку Личностно-ориентированная, технология сотрудничества.
По преобладающему методу Проблемно-поисковая.
По направлению модернизации существующей традиционной системы На основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала. Целостная технология авторской модели.
По категории обучающихся Массовая.

 

Компетентностно-ориентированная технология экологического образования детей дошкольного возраста направлена на комплексное решение задач экологического образования дошкольников через экологизацию различных видов детской деятельности и экологизацию развивающей предметной среды, а также на формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников экологического содержания.

Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение ее содержания за счет экологического компонента. Для экологии как науки характерен высокий уровень интеграции: философии, науки, искусства, практической деятельности. На дошкольном уровне это проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка.

Целью компетентностно-ориентированной технологии экологического образования детей дошкольного возраста является реализация интегрированного подхода к экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Задачи, решаемые в ходе реализации данной технологии, следующие:

1. Формирование у детей основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире.

2. Интеграция различных видов деятельности детей на основе экологической деятельности как системообразующей.

3. Развитие у детей творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов.

4. Формирование у детей навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, способности к преобразованию, активной позиции в познании.

Концептуальную основу компетентностно-ориентированной технологии экологического образования детей дошкольного возраста составили следующие психолого-педагогические теории и положения:

- Концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности М.В. Крулехт в которой убедительно доказывается, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социльный статус в группе сверстников связаны с осознанием позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Освоение ребенком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, которая бы позволила ребенку участвовать в разнообразной детской деятельности и способствовала формированию его ключевых компетентностей.

- Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский), который опирается на представление о структуре целостной деятельности (потребности – мотивы – цели – условия – действия) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задач состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата.

Данный подход предполагает описание поэтапной (пошаговой) структуры деятельности, графическую фиксацию полученных результатов. В ее основе лежит идея о принципиальной общности внутренней и внешней деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин).

Деятельность – единственный способ саморазвития, самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

- Положения и методические подходы к деятельности экспериментирования Н.Н. Поддьякова, согласно которым в качестве основного вида поисковой деятельности выделяется особая детская деятельность – экспериментирование. Н.Н. Поддьяков в своих исследованиях утверждает, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, подчеркивая, что это - «истинно детская деятельность». В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий разными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Н.Н. Поддьяков выделяет особый вид социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях, когда дети (осознанно и неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов.

Основой деятельности экспериментирования является противоречие между сложившимися знаниями, умениями и навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми проблемными ситуациями, возникающими в процессе постановки цели эксперимента и ее достижениями, что способствует формированию навыков экспериментирования и компетентностно-ориентированных умений дошкольников.

Принципами, обеспечивающими эффективность реализации компетентностно-ориентированной технологии экологического образования детей дошкольного возраста, являются:

Принцип проблемности предполагает создание педагогом проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Проблемное обучение тесно связано с принципом системности, так как предполагает реализацию разработанной системы постепенно усложняющихся задач.

Принцип системности предполагает систему занятий, которая реализуется через комплекс различных деятельностей ребенка. Принцип системности реализуется через проблемный подход.

Принцип наглядности связан с наглядно-образным и наглядно-действенным мышлением ребенка дошкольного возраста и учитывается при организации различных видов деятельности ребенка в развивающей среде. Его использование предполагает, что для решения целей и задач педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении. В методическом плане принцип наглядности предполагает активное использование педагогом наглядного материала.

Принцип научности предполагает, что педагог в своей работе применяет только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей, учитывающие их психологические особенности.

Принцип гуманистичности проявляется, прежде всего, в выборе педагогами гуманистической модели образования, подразумевающей переход на новый тип отношений педагога и ребенка, когда они оба участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения. С позиции воспитания применение данного принципа означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

Принцип целостности отражает целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с миром природы.

Принцип последовательности прослеживается в системе последовательного развертывания знаний от простого – к более сложному.

Принцип деятельности предполагает построение системы занятий на деятельностной основе. В процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда».

Принцип интеграции подразумевает, что при интегрированном подходе все педагоги дошкольного учреждения сотрудничают между собой на всех этапах работы с детьми.

Компетентностно-ориентированная технология экологического образования детей дошкольного возраста основана на интеграции различных видов детской деятельности (игровая, трудовая, поисковая, деятельность экспериментирования), включающих в себя экологический компонент. Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Они помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. Настольные дидактические игры предполагают использование природных объектов. В самостоятельные игры детей должно включаться экологическое содержание.

Экологизация поисковой деятельности может осуществляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения дошкольника.

Компетентностно-ориентированная технология экологического образования детей дошкольного возраста отражает проблемный подход в обучении и воспитании. Проблемный подход был взят нами за основу при разработке основных этапов компетентностно-ориентированной технологии экологического образования детей дошкольного возраста, представленных в таблице 2.

Таблица 2 - Основные этапы компетентностно-ориентированной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.