Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогической технологии, основанной на ТРИЗ




ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, ОСНОВАННАЯ НА ТРИЗ

III. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Два мира есть у человека: один, который нас творил,

Другой, который мы от века творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В современной педагогике альтернативными технологиями называются такие, которые пересматривают, изменяют концептуальные, то есть самые существенные (социальные, психологические, философские) основания традиционного педагогического процесса.

 

(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

С.Е. Анфисова

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

Ф.Д. Мокринская

МДОУ ЦРР детский сад №167 «Долинка», г.о. Тольятти

Поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная проблема сегодняшнего дня для многих педагогов. Важной составляющей данного направления работы является выбор педагогической технологии, способствующей формированию ключевых компетентностей у дошкольников.

Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.

Раскрывая основные характеристики данной технологии, мы основывались на модели анализа и описания педагогических технологий, предложенной Г.К. Селевко. Классификационные параметры данной технологии представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификационные параметры

Название технологии Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Авторы: Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук.
Вид педагогической технологии по уровню применения Общепедагогическая.
По основным философским позициям Прикладная диалектика.
По отношению к факторам развития Психогенная.
По особенностям применения научной концепции освоения опыта Развивающая.  
По ориентации на сферу развития индивида ЗУН (информационная), СУД (операционная), РТВ (эвристическая).
По принадлежности к определенной содержательной области Компетентностно-ориентированная.
По преобладающим видам социально-педагогической деятельности Обучающая, воспитывающая, гуманитарная, общеобразовательная.
По типу управления педагогическим процессом Система «малых групп», индивидуальная.
По преобладающим организационным формам педагогического процесса Клубная, групповая, индивидуальная.
По воспитательной ориентации и подходу к ребенку Педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу Творческая, построенная на процессе поисковой и изобретательской деятельности (проблемно – поисковый метод).
По направлению модернизации существующей традиционной системы Альтернативная.
По категории обучающихся Массовая, технология продвинутого уровня.

 

Рассмотрим целевые ориентации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ.

Направление - становление основ творческой личности.

Цель - обучение способам творческой деятельности.

Задачи:

1. Научить детей классифицировать объекты окружающего мира по разным основаниям.

2. Способствовать освоению детьми приемами сужения поля поиска какого-либо объекта по выясненным признакам.

3. Способствовать освоению детьми типовыми приемами фантазирования для развития воображения и решения проблем.

4. Сформировать у детей понятие, что у любого объекта есть основное назначение и неиспользованные возможности (ресурсы), с помощью которых можно решать проблемы.

5. Сформировать у детей понятие, что у всех объектов материального мира есть имена признаков (они общие для всех) и у конкретных объектов есть конкретные значения этих имен признаков.

6. Сформировать у детей чувствительность к противоречиям, возникающим при предъявлении к объекту двух противоположных требований.

7. Научить детей решению творческих задач.

Концептуальную основу педагогической технологии, основанной на ТРИЗ, составляют следующие психолого-педагогические теории и положения:

- Положение теории творчества Я.А. Пономарева: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.

- Теоретические положения Н.Е. Вераксы о развитии основ диалектического мышления дошкольников.

- Теоретические положения ТРИЗ Г.С. Альтшуллера:

· Теория ТРИЗ - катализатор творческого решения проблем.

· Творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).

· Творчеству, как любой деятельности, можно учиться.

· Необходимо включить доступные детям типы проблем, характерные для данной разных сфер науки или практики и научить применять алгоритмы при их решении.

- Теоретические положения ОТМС Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук о том, что в основе ТРИЗ - технологии лежат:

· Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ-развитие творческого воображения).

· Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных жизненных задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления).

· Воспитательная система, построенная на ТРТЛ (теории развития творческой личности).

· ОТСМ базируется на классической ТРИЗ, развивает и дополняет ее с целью разработки универсальных, не зависящих от конкретной области знаний, инструментов анализа и решений сложных комплексных проблем. В состав аппарата ОТСМ входят три блока: аксиомы, модели, технологии.

Система аксиом задает допущения и ограничения в процессе мышления. Выполняет функцию максимально общих инструментов решения проблем.

В ОТСМ разработаны две базовые модели. Первая модель «ЭЛЕМЕНТ-ИМЯ ПРИЗНАКА ЭЛЕМЕНТА - ЗНАЧЕНИЕ ЭТОГО ПРИЗНАКА». Вторая модель «МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ ВО ВРЕМЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ».

В ОТСМ и ТРИЗ используется комплекс четырех технологий: технология «Типовое решение», технология «Новая проблема», технология «Противоречие», технология «Поток проблем». Каждая из технологий предназначена для решения определенной задачи в процессе анализа проблемной ситуации и построения приемлемого решения.

На этапе дошкольного образования первая модель является базовой. Осваивая ее, ребенок учится представлять объекты через их признаки и значения этих признаков. В дальнейшем осваиваются более развернутые формы моделей.

· Основная характеристика творческих способностей по ТРИЗ - ОТСМ: способности познавать признаки объектов и способности преобразовывать признаки объектов.

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ, как и любая технология имеет свои этапы, для которых конкретно определена деятельность педагога и детей. От четкости следования этапов и целенаправленности деятельности детей и взрослых во многом зависит результат применения данной технологии. Условно в данной технологии можно выделить пять этапов, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные этапы педагогической технологии,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.