1.1. Текущая ситуация
1.2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии
1.3. Обоснование уровня решения системной проблемы
1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
1.5. Критерии и индикаторы решения системной проблемы
2. Выбор направления решения системной проблемы
2.1. Инерционный сценарий
2.2. Активный сценарий
3. Распределение ответственности по реализации Стратегии
4. Решаемые задачи
4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства
4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы
4.3 Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок
4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций
5. Этапы и сроки реализации Стратегии
6. Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций
7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование
Приложение 3.Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития
Приложение 4.Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии
Приложение 5. Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности
Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок
Приложение 7.Перспективный облик государственного сектора науки
1. Наименование Стратегии
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии
протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 24;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № МФ-П13-4480;
поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр;
выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1
3. Разработчик Стратегии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
5. Цель Стратегии
Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы
Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.
Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.
2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г.
3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и 5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%).
4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год.
5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах.
6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).
7. Задачи Стратегии
1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
8. Сроки и этапы реализации Стратегии
2006-2015 гг.
Первый этап: 2006-2007 годы;
второй этап: 2008-2010 годы;
третий этап: 2011-2015 годы.
9. Перечень целевых программ и основных мероприятий
Реализация действующих федеральных программ:
§ федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. (в редакции, постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540);
§ федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.;
§ федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы.
Разработка и реализация новых программ [66]:
§ федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы;
§ федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»;
§ ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»;
§ ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы;
§ ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»;
§ ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы»;
§ федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям:
- развитие российской авиатехники;
- освоение и использование космического пространства;
- развитие российской отрасли ИТ;
- развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг;
- разработка и производство оптоэлектронных устройств;
- развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения;
- разработка и производство высокотехнологичных материалов.
Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности:
§ Российского фонда фундаментальных исследований;
§ Российского гуманитарного научного фонда;
§ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
§ Российского фонда технологического развития.
Основные комплексы мероприятий:
§ осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития;
§ совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок;
§ поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки;
§ содействие интеграции науки и образования;
§ реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок;
§ активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике;
§ развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
§ обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии;
§ поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов;
§ развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.);
§ содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии;
§ подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту;
§ стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции;
§ стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР;
§ содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров;
§ системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе;
§ развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития;
§ формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.
10. Объемы и источники финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет)
4052,5 млрд. рублей, из них:
2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета;
257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации[67];
1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников[68].
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране «экономики, основанной на знании» и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление