Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Паспорт Стратегии




На период до 2015 года

Стратегия

развития науки и инноваций в Российской Федерации

Оглавление

 

Паспорт Стратегии    
1. Описание системной проблемы    
1.1. Текущая ситуация 1.2. Главная системная проблема и цель реализации Стратегии 1.3. Обоснование уровня решения системной проблемы 1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии 1.5. Критерии и индикаторы решения системной проблемы      
2. Выбор направления решения системной проблемы    
2.1. Инерционный сценарий 2.2. Активный сценарий      
3. Распределение ответственности по реализации Стратегии    
     
4. Решаемые задачи    
4.1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства 4.2. Создание эффективной национальной инновационной системы 4.3 Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок 4.4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций        
5. Этапы и сроки реализации Стратегии    
     
6. Финансирование Стратегии в области развития науки и инноваций    
     
7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации    
     
ПРИЛОЖЕНИЯ    
Приложение 1.Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах    
Приложение 2. Целевые показатели и их обоснование    
Приложение 3.Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития    
Приложение 4.Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии    
Приложение 5. Реформирование законодательства Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности    
Приложение 6. Комментарии по отдельным направлениям повышения результативности сектора исследований и разработок    
Приложение 7.Перспективный облик государственного сектора науки    
     

 

1. Наименование Стратегии Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
2. Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии протокол заседания Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. № 24; поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № МФ-П13-4480; поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № МФ-П13-40пр; выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2005 г. ПП-48-1
3. Разработчик Стратегии Министерство образования и науки Российской Федерации
4. Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора.
5. Цель Стратегии Целью реализации Стратегии является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.
6. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. Создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором и соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран. Технологическая модернизация экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий.   Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются: 1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г. 2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г. 3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и 5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (к 2011 г. до 15 % и к 2016 г. до 30%). 4. Устойчивый рост малых инновационных предприятий (с ежегодным приростом их числа до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г), при этом ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях технологического профиля составляет не менее 10% в год. 5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем собственных затрат российских компаний на НИОКР растет не менее чем на 10% в год в сопоставимых ценах. 6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2011 г. – до 15%, к 2016 г. – до 18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. – до 12%, к 2016 г. – до 15%).  
7. Задачи Стратегии 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства. 2. Создание эффективной национальной инновационной системы. 3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок. 4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.  
8. Сроки и этапы реализации Стратегии 2006-2015 гг. Первый этап: 2006-2007 годы; второй этап: 2008-2010 годы; третий этап: 2011-2015 годы.  
9. Перечень целевых программ и основных мероприятий Реализация действующих федеральных программ: § федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы. (в редакции, постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №540); § федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2002-2006 гг.; § федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Разработка и реализация новых программ [66]: § федеральная целевая программа «Научно-технологическая база России» на 2007-2012 годы; § федеральная целевая программа «Трансфер двойных технологий»; § ведомственная целевая программа «Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня»; § ведомственная целевая программа «Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России» на 2007-2009 годы; § ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»; § ведомственная целевая программа «Поддержка уникальных установок и коллективных форм использования научного оборудования на 2007-2009 годы»; § федеральные целевые программы технологического профиля по следующим направлениям: - развитие российской авиатехники; - освоение и использование космического пространства; - развитие российской отрасли ИТ; - развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг; - разработка и производство оптоэлектронных устройств; - развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения; - разработка и производство высокотехнологичных материалов. Осуществление программ фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности: § Российского фонда фундаментальных исследований; § Российского гуманитарного научного фонда; § Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере § Российского фонда технологического развития. Основные комплексы мероприятий: § осуществление эффективной государственной поддержки фундаментальной науки и обеспечение ее опережающего развития; § совершенствование механизмов и принципов бюджетного финансирования прикладных научных исследований и разработок; § поддержка эффективного воспроизводства кадрового потенциала науки; § содействие интеграции науки и образования; § реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок; § активное позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике; § развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; § обеспечение непрерывности финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии; § поддержка формирования и развития системы государственных научно-технических и инновационных фондов; § развитие производственно-технологической инфраструктуры (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры и т.п.); § содействие развитию связей в рамках инновационной деятельности и «диффузии» знаний, поддержка совместных исследований на доконкурентной стадии; § подготовка кадров для инновационной сферы, обучение инновационному менеджменту; § стимулирование наукоемкого экспорта и расширения международной технологической интеграции; § стимулирование компаний к производству новой продукции, технологическому перевооружению и проведению НИОКР; § содействие формированию устойчивых кооперационных связей и инновационных кластеров; § системное влияние государства на формирование предметного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе; § развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации крупных перспективных направлений инновационного развития; § формирование системы эффективного управления в инновационной сфере, в том числе выработки и реализации долгосрочной государственной инновационной политики.  
10. Объемы и источники финансирования Стратегии на 2006-2015 (в ценах текущих лет) 4052,5 млрд. рублей, из них: 2688,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета; 257,1 млрд. рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации[67]; 1107,1 млрд. рублей – средства из внебюджетных источников[68].

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля 2004 г. №24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. №МФ-П13-40пр. Стратегия подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 г. №Пр-576) и Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 г. №2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.

Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая, по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране «экономики, основанной на знании» и приводит к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного развития страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.