Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модернизация экономики на основе технологических инноваций




Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.

Создание эффективной национальной инновационной системы.

Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.

В результате решения этих задач по мере развития потенциала и формирования адекватной спросу структуры предложения сектора исследований и разработок предполагается реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти объем экспорта научных услуг и результатов деятельности сектора исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.

Существенными ограничениями реализации активного сценария являются:

ограниченность ресурсов федерального бюджета, которые могут быть направлены на развитие преимущественно государственных секторов: исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образования;

ограниченная инвестиционная привлекательность России для размещения высокотехнологических бизнесов.

К благоприятным факторам относятся:

растущий профицит федерального бюджета при осуществлении благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1-2 года, позволяющий осуществлять меры бюджетной поддержки реализации Стратегии;

наличие сохраненного потенциала РАН и других отраслевых академий наук, имеющих государственный статус;

эффективная и количественно измеримая (с широким спектром индикаторов) конкурсная деятельность Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;

рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию высокотехнологических секторов промышленности;

общая конъюнктура глобального рынка;

начавшийся процесс интеграции высшего образования и сектора исследований и разработок;

позитивные тенденции последних 2-х лет развития инновационной инфраструктуры и предпринимательского интереса к инновационной деятельности;

развитая научная российская диаспора за рубежом;

рост расходов на военные технологии в стране и в мире.

Бенефициарами реализации данного сценария являются:

активная часть научной и технической интеллигенции, в том числе молодежь, получающая перспективы развития (в науке, промышленности и малом технологическом предпринимательстве);

академическое научное сообщество;

вузовское научное сообщество;

предпринимательское сообщество в части крупного и среднего промышленного и финансового бизнеса, получающее реальные институциональные ориентиры, помощь в преодолении государственных ограничений повышения своей конкурентоспособности, снятие внеэкономических ограничений эффективным способам ведения бизнеса в высокотехнологичных секторах промышленности;

прагматично настроенные общественные организации бизнеса, получающие поле для участия в формировании правил игры, интересной большинству их членов;

государство;

международные транснациональные корпорации, получающие возможность использования хорошо оснащенной территориальной площадки для формирования технологических комплексов нового поколения;

страны – стратегические партнеры, получающие возможность на долгосрочную перспективу кооперации в создании развитых технологических комплексов.

 

Основными оппонентами станут:

руководители и коллективы малоэффективных предприятий и научных организаций государственного сектора, в том числе некоторых компаний, занимающих монопольное положение на рынках товаров и услуг.

Финансирование реализации данного сценария складывается из бюджетной и внебюджетной составляющих.

Объем бюджетной составляющей формируется из следующих источников:

бюджетные НИОКР и фундаментальные исследования, в рамках которых происходит перераспределение ресурсов в направлении закрытия части малоперспективных и принципиально недофинансируемых прикладных исследований узко отраслевого характера в пользу развития фундаментальной науки, перспективных прикладных исследований на конкурентоспособных направлениях и создания инновационной инфраструктуры. Рациональный рост финансирования около 20% в год в сопоставимых ценах от бюджета исследований и разработок 2005 г. (около 2 млрд. долл.), при условии существенной реструктуризации его размещения;

кредитные ресурсы государственных банков, предоставляемые в режиме кредитов развития на технологическое переоснащение и на вхождение в международные технологические проекты (3 - 5 млрд. долл. в год);

средства на технологическое переоснащение и вхождение в международные технологические проекты, привлекаемые экономическими субъектами, в том числе субъектами Российской Федерации. Лимитирующим фактором финансирования данного процесса является не объем доступных средств, а готовность российских компаний к квалифицированному вхождению в технологические инвестиционные проекты. Ежегодно представляется реалистичным привлечение инвестиций на указанные цели в пределах 10 - 15 млрд. долл.

Основные риски реализации данного направления связаны со следующим:

1. Неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов исполнительной власти предлагаемому рациональному перераспределению бюджетных ресурсов в пользу расширения объема финансирования исследований и разработок и концентрации ресурсов на приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетах технологического развития, противодействие изменению законодательной и нормативной базы (операционные риски). Вероятность возникновения этих рисков высока. Наиболее реалистичные последствия – неполное достижение целей, срыв сроков и превышение стоимости результатов, какие бы сроки и лимиты не были заданы. Адекватная реакция на указанные риски может быть осуществлена органами исполнительной власти в рамках совершенствования структуры системы управления, процедур принятия и реализации решений, кадровых изменений.

2. Ухудшение макроэкономической ситуации, снижение возможностей федерального бюджета (макроэкономические риски). Вероятность высокая в силу исчерпания ресурсов роста экономики на основе сырьевого экспорта. Ведет к увеличению сроков реализации Стратегии и неполному достижению планируемых значений целевых индикаторов. Возникновение ситуации, хуже предусмотренной пессимистическим прогнозом, потребует рациональных решений в рамках системы управления (перераспределение ресурсов по приоритетным направлениям финансирования, дополнительные усилия по привлечению внебюджетных средств, изменение тактики реализации мероприятий).

3. Ошибки в прогнозе эффективности сектора исследования и разработки в худшую сторону, включая дефицит интеллектуального потенциала. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя. Ведет к увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления реализацией Стратегии.

4. Ошибки в прогнозе предпринимательского климата, активности и эффективности деятельности предпринимательского сообщества. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя. Ведет к увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления реализацией Стратегии. Может потребоваться дополнительное изменение законодательной и нормативной базы.

5. Неблагоприятные изменения международной политической, экономической и технологической конъюнктуры. Вероятность не подлежит формализованной оценке (обстоятельства непреодолимой силы). В рамках управления реализацией Стратегии могут производиться возможные корректировки, предугадать направление которых не представляется возможным.

В целом, реализация активного сценария является наиболее рациональным вариантом действий в рамках рассматриваемой Стратегии. Вероятность его успешной реализации может быть оценена как умеренная. Этот сценарий предполагается реализовать в рамках выполнения Стратегии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.