КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с ОНР
Отношения антонимии и синонимии характеризуют отношения внутри семантического ноля. В связи с этим изучение антонимии и синонимии позволяет выявить осо- « бенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в которое включено данное слово, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак, сопоставлять слова по существенному семантическому признаку. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд. По определению О. С. Ахмановой «антонимы — это слова, имеющие в своем значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.,1969. С. 50). Антонимически противопоставленными могут быть существительные, значение которых включает какое-либо качество или отношение (друг — враг, горе — радость), качественные прилагательные, характеризующие пространственные, временные, оценочные и др. признаки предметов и явлений, а также глаголы и наречия. Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов. У детей с ОНР наблюдается при этом разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: а) слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день — вечер, быстро — тихо); б) слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро — медленнее, медленный; горе — весело; высоко — низкий; далеко — ближе); в) слова-стимулы с частицей не (брать — не брать, говорить — не говорить, далеко — не далеко, шум — не шум, нет шума); г) слова, ситуативно близкие исходному пишу (говорить — петь, смеяться, высоко — далеко); д) формы слова-стимула (говорить -говорит); е) слова, связанные синтагматическими связями со словами –стимулами (поднимать — выше); ж) синонимы (брать — отнимать). Таким образом, у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий: 1) трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; 2) недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; 3) недостаточная активность процесса поиска слона; 4) несформированность семантических полей внутри лексической системы языка; 5) неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка; 6) ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, противопоставляют слова но несущественным, ситуативным признакам. Вследствие этого дети часто воспроизводят слова, не противоположные по значению, а другие, семантически близкие слову-антониму, что свидетельствует о неумении выделить существенный признак исходного слова. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является воспроизведение слов другой грамматическом категории. В ряде случаев на слово-стимул существительное дети воспроизводят прилагательное, а на слово стимул прилагательное — наречие, что свидетельствует о недостаточной дифференциации категориальных значении слои. Одной из сложных проблем речевого онтогенеза является проблема формирования синонимии. Синонимы (равнозначные слона) по определению О. С. Ахмановой — это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению. 32 Дошкольники 6-летнего возраста в большинстве случаев правильно подбирают синонимы к хорошо знакомым им словам, допускают лишь единичные ошибки. В то же время все дети с речевой патологией того же возраста допускают ошибки при подборе синонимов. В большом количестве случаев дети отказываются от ответа. Дошкольники с нормальным речевым развитием часто актуализируют несколько синонимов на 1 слово-стимул (боец — солдат, воин, рыцарь; верный — правильный, хороший; улица — проспект, переулок), что свидетельствует о начале усвоения многозначности слова. Дети с ОНР, как правило, воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул (боец — солдат, праздничный — красивый, улица — проспект). При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят: а) семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк — зоопарк, праздничный — весенний, улица —дорога, торопиться — бежать, идти быстро); б) слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (огромный — маленький, верный — не верный, доктор — не доктор, шагать — не шагать, шагать — стоять); в) слова, близкие по звучанию (здание — создание, парк — парта); г) слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица — красивая); д) формы исходного слова или родственные слова (боец — бой, праздничный — праздник, радостный — радостно). В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака. Одним из наиболее существенных методов изучения структуры значения слова является объяснение значения слова. Характер объяснения значения слова выявляет соотношение понятийного и денотативного компонентов в структуре значения слова, отражает уровень интеллектуального развития ребенка, так как «запас понятий, характер этих понятий, способ «^
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |