Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С общим недоразвитием речи




ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Строя у детей с общим недоразвитием речи

По формированию лексики и грамматического

Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР

У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.

Е. Ф. Соботович выделяет 2 группы детей с ОНР (моторной алалией). В 1-й группе детей наблюдается преимуществен­ное нарушение морфологической системы языка при относи­тельной сохранности глубинно-семантической структуры пред­ложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2—3 слов, правильно воспроизводят семанти­ческие связи между словами, порядок слов. Например: Мама мыэ мяси (Мама моет мячик); Деси иду коле (Дети идут в школу); Деська касалъ касена (Девочка качалась на качелях). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из 3 семантических компонентов: субъект — предикат объект; субъект —предикат — локатив.

Как видно из примеров, в структуре предложении со­хранен порядок слов, но отсутствуют морфологические сред­ства связи между словами. Таким образом, в:m>ii группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языки.

Во 2-й группе наблюдается нарушение не только мор­фологической системы языка, но и синтаксической структу­ры предложения.

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что про­является даже при повторении предложений: Много а лесу


(Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Мо­локо разлито котенком).

Особенно большую трудность для детей с ОНР пред­ставляют инвестированные предложения, предложения пас­сивные, а также сложноподчиненные предложения.

Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.

На глубинном уровне нарушения синтаксиса прояв­ляются в трудностях овладения семантическими компонен­тами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудно­стях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нару­шении грамматических связей между словами, в неправиль­ной последовательности слов в предложении.


Глава 2. Логопедическая работа

2 .1. МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре зна­чения слова, закономерностях формирования лексики и онто­генезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой пато­логией. С учетом этих факторов формирование лексики прово­дится по следующим направлениям:

— расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

— уточнение значений слов;

— формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

— организация семантических полей, лексической системы;

— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимо­сти от этапа работы, общелогопедических задач, программы дет­ского сада, контингента и возраста детей.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на сло­вообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грам­матических значений, закрепление связей между словами.


Дидактические игры и задания

1. Развитие ассоциаций.

Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называют­ся по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, серди­тый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему при­помнилось именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание раз­ложить их на две группы (критерий классификации не на­зывается). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:


б) Домашние и дикие животные.


а) Овощи и фрукты.


в) Домашние и дикие птицы
д) Одежда и обувь.


е) Птицы и насекомые.


г) Посуда и мебель.




 


3. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди кото­рых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изобра­женные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

Примерные серии картинок:




 

4. Игра «Назови лишнее слово».

Логопед называет слова и предлагает детям плавать «лиш­нее» слово, а затем объяснить, почему это слово «липшее».

а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

Чашка и стакан

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Тарелка и миска

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

дом, сарай, изба, хижина, здание;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

кисточка, карандаш, лист, краски, картина;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

месяц, день, год, небо, час;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

минута, секунда, час, вечер, сутки;

грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.


в) «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов

Помидор и тыква

Стул и кресло

Кофта и свитер

Яблоко и груша


Грузовик и легковая машина


 


Самолет и птица


6. Разложите картинки по сходству. На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос


 






Береза и дуб


Дерево и куст


Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шап­ка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картин­ке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «коло­сья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки.

Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он поло­жил именно так.

7. Назвать одним словом серию картинок. После вос­произведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Примерные серии картинок:





8. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились по­хожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

9. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?
Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

10. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

11. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.



Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

12. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смыс­ловые ряды).

Гвоздь — молоток, шуруп...

Дом — крыша, книга...

Квадрат — куб, круг...

Птица — яйцо, растение...

Хорошо — лучше, медленно...

Огонь — пожар, вода...

Зерно — амбар, деньги...

Электричество — выключатель, вода...

Одежда — голый, обувь...

Школа — обучение, больница...

Человек — ребенок, собака...

Резина — шина, сталь...

Птица — гнездо, человек...

Пальто — пуговица, ботинок...

Утро — ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.

13. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

1) для прикрепления бумаги к доске;

2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

3) сдать в металлолом;

4) провести маленький круг (окружность);

5) положить на стол и т. д.

Гвоздь —.., ботинок —.., помидор —.., шнурок —.., одеяло —...

14. Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).


15. Игра «Назови части».

Возможны два варианта:

а) по картинке;

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —.., дом —.., дерево —.., часы —...

16.Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

17.Объясните, что общее у предметов.

У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, муравей (животные).

У 3 предметов: мяч, солнце, шар —...

тарелка, ваза, чашка —...

лист, трава, крокодил —...

18. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

Растут на деревне в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

19. Отгадать название предмета по описанию его признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять.

— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.


 


— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

20. Отгадывание загадок по картинкам с использова­нием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из кото­рых надо выбрать нужную.

— Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами Он на севере живет, вместо сена мох жует.

— Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы.

— Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.

— Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

— Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

— Он большой, серый и злой.

21. Подберите соответствующие картинки к следую­щим словам:

— Высокий, тонкий, пятнистый...

— Лохматый, косолапый...

— Голодный, серый, злой...

— Маленькая, быстрая, проворная...

— Хищный, сильный, полосатый...

— Яркое, теплое...

— Серый, колючий...


22. Выбрать из 3 слов 2 слова Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный.

Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. Покупать, продавать, отдавать. Короткий, маленький, длинный Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.


— «неприятеля».


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.