КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование словообразования глаголов
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте. В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов. Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности. 1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок: -с- (играть — сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),* -на- (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать), -по- (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать), -про- (читать — прочитать); б) образование глаголов Несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть — застегивать, умыть — умывать, заталкивать — затолкнуть). 2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов. 3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в- мы-, под- от-, при-, у-, пере-, за- от, на----- вы- входпт выходит, подходит — отходит, влетает - вылетает, подлетает—отлетает, въезжает — выезжает, подплывает — отплывает, прибегает — убегает, подъезжает — отъезжает, приезжает — уезжает, закрывает — открывает, прилетает — улетает, наливает — выливает, приходит — уходит, насыпает — высыпает. Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов 1.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла — вымыла, вешает — повесила, умывается — умылся рисует — нарисовал одевается — оделся прячется — спрятался гладит — погладила стирает — постирала рисует — нарисовал пишет — написал поливает — полил ловит — поймал чинит — починил красит — покрасил рубил — срубил догоняет — догнал убирает — убрал строит — построил
1ОЯ
2. Игра «Чем отличаются слова?» Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается.
Делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой. Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ) С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам. 3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам). а) В импрессивной речи. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал: входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит, влетает — вылетает, переходит — перебегает, наливает — выливает, залезает — слезает. Аналогичным образом проводится игра в лото. У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. б) В экспрессивной речи. Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами. 4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам: в клетку...(влетает), из клетки...(вылетает), через дорогу...(переходит), от дерева...(отходит), к дому...(подъезжает), в стакан...(наливает), из стакана...(выливает), на дерево...(влезает), с дерева...(слезает). 5. Найти общую часть в словах (по картинкам). Переходит — перебегает Наливает — выливает з
] Подходит — подбегает; подходит — уходит Подлетает — отлетает
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |