КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование словоизменения прилагательных
Формирование словоизменения глаголов Формирование словоизменения глагола у дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласованию с существительным
уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом. Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обозначающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается, легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола. 1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе: а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе Речевой материал: идет — идут, стоит — стоят, говорит — говорят, молчит — молчат, поет — поют, звенит — звенят, стучит — стучат, гремит — гремят и др.); б) с безударным окончанием без, чередования звуков в в) с чередованием звуков в основе (течет — текут, бежит — бегут, печет — пекут, стережет — стерегут, толчет —толкут, стрижет — стригут и др.). 2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица: а) дифференциация в единственном числе; б) дифференциация во множественном числе; в) дифференциация 1,2,3-го лица единственного и множественного числа. 3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе: а) согласование глагола и существительного в мужском роде; б) согласование глагола и существительного в женском роде; в) согласование глаголов и существительных среднего рода; г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного. Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства. При формировании системы словоизменения прилагательных учитывается последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагательных. Рекомендуется следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа: 1) Формы мужского рода: а) с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое); б) с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.). 2) Формы женского рода: а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая); б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная). 3) Формы среднего рода:
а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое); б) г безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа: 1) в беспредложных конструкциях, 2) в предложных конструкциях. Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа: 1) в беспредложных конструкциях, 2) в предложных конструкциях. Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее — в предложениях различной структуры, позднее — в связной речи. Задания и игровые упражнения по закреплению
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |