Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение элементам техники стрельбы




Хват

Ранее было отмечено, что при правильном хвате пистолета пальцы кисти плотно, но без лишнего напряжения охватывают рукоятку. Указательный палец находится на спусковом крючке третьей фалангой. Однако эти требования соблюдаются не всеми обучаемыми. Многие пользуются разными приемами удержания оружия, от выстрела к выстрелу меняют хват пистолета, все это приводит к разным углам вылета пули из канала ствола и нестабильным результатам. Один раз стрельба оценивается на «хорошо», другой раз – «неудовлетворительно».

При такой стрельбе можно наблюдать следующие ошибки в хвате пистолета при стрельбе с одной руки:

1. Большой палец стреляющего согнут и не участвует в удержании оружия (рис. 30).

При этом возникает такое положение, когда при выстреле действующие на пистолет силы не встречают противодействия с левой стороны оружия. Как только пуля начнет движение по каналу ствола и вращение по нарезам, в доли секунды сила отдачи возрастает и передается пистолету, который движется в направлении, противоположном движению пули. Затвор резко устремляется назад, осуществляя перезаряжание. Движение затвора назад создает опрокидывающий момент пистолету, подбрасывая его вверх и влево (рис. 31), стреляющему приходится затрачивать значительное усилие, чтобы удержать его после выстрела. В этой операции должен активно участвовать большой палец руки, удерживающей оружие. В противном случае оружие лишится устойчивого положения, и будут отмечаться значительные угловые смещения ствола пистолета.

Все это приведет к снижению результативности стрельбы (случайным попаданиям и даже промахам).

Рис. 30. Неправильное положение большого пальца при удержании пистолета

а б

Рис. 31. Движение пистолета при отдаче:
а – вид с боку; б – вид спереди

Для устранения этой ошибки в хвате пистолета и для закрепления навыка правильного положения большого пальца можно рекомендовать обучаемым (особенно на первых занятиях) постоянно контролировать положение большого пальца руки в районе кнопки затворной задержки.

2. Пистолет удерживается не всеми пальцами руки (мизинец, безымянный и средний пальцы не охватывают плотно рукоятку пистолета). Результат такой ошибки аналогичен выше изложенному.

3. Стреляющий выполняет нажим на спусковой крючок пистолета средним пальцем руки. В этом случае может произойти травма указательного пальца при движении затвора пистолета назад или отказ оружия из-за неплотного запирания канала ствола затвором (рис. 23 а).

4. Недостаточная посадка пистолета в кисти – очень грубая ошибка, когда над кистью находится не только затвор, но и часть рукоятки пистолета. При стрельбе таким хватом создается впечатление, что пистолет выбрасывает из руки. Это заставляет стреляющего крепче сжимать рукоятку пистолета, чего делать не желательно, потому что излишнее напряжение мышц кисти приводит к дополнительному увеличению дрожи в руке (тремору) (рис. 32 б).

а б

Рис. 32. Неправильное удержание (хват) пистолета при стрельбе

 

Распространенные ошибки при хватах пистолета с поддержкой:

5. При стрельбе с использованием поддержки руки с пистолетом снизу (рис. 33) стрелок поддерживающей рукой нарушает хват руки с пистолетом, выдавливая рукоятку оружия из кисти вверх. Такая ошибка аналогична описанной выше.

6. Неправильное положение большого пальца поддерживающей руки (внакладку на большой палец вооруженной руки сверху) (рис.34). Стреляя из пистолетов со свободным ходом затвора, при движении затвора назад после выстрела можно сильно повредить палец поддерживающей руки острыми кромками тыльной части затвора.

Рис. 33. Недостаточная посадка рукоятки пистолета в кисти Рис. 34. Неправильная поддержка кисти руки с пистолетом кистью поддерживающей руки сбоку

 

Все названные выше ошибки в хвате оружия обычно хорошо видны. Своевременное обнаружение и устранение ошибок будет способствовать выработке правильных навыков техники стрельбы.

Управление дыханием

Следующий важный элемент в обучении технике выполнения выстрела – это задержка дыхания. Умение вовремя и правильно затаить дыхание оказывает существенное влияние на качество выполнения выстрела.

Ошибки при задержке дыхания:

1. Раннее затаивание дыхания. Иногда затаивают дыхание до уточнения изготовки и предварительной наводки оружия в цель, вследствие чего увеличивается время задержки дыхания, наступает кислородное голодание (гипоксия), что побуждает стреляющего ускорять нажим на спусковой крючок без достаточной технической обработки выстрела. Уточняя свою изготовку и прицеливание, стрелок должен свободно дышать, затаивая дыхание лишь на короткие моменты для производства выстрела.

2. Позднее затаивание дыхания. При нажиме на спусковой крючок обучаемый продолжает дышать и затаивает дыхание только непосредственно перед самым выстрелом. Это приводит к тому, что ему не остается достаточного количества времени на уточнение прицельных приспособлений. Такую ошибку можно обнаружить, наблюдая за движением ствола оружия в вертикальной плоскости, прекращающимся лишь непосредственно перед выстрелом. Пробоины на мишени при такой ошибке располагаются преимущественно в вертикальной плоскости. На тренировках без патрона и на стрельбах нужно проследить, чтобы стрелок не нажимал на спусковой крючок, прежде чем он задержит дыхание.

3. Длительная задержка дыхания. Длительная задержка дыхания может вызвать в организме состояние гипоксии, или кислородное голодание. Все это требует лишних затрат энергии при стрельбе, и стрелок быстро устает. Для правильного, спокойного выстрела достаточно затаить дыхание на 6–8 секунд. Если обучаемый, затаив дыхание, не выполнил выстрел в течение 10–12 секунд, то ему следует отложить выстрел, отдохнуть и начать все снова. Во всех указанных случаях целесообразно временно прекратить стрельбу и усилить тренировку без патрона по специальной тренировочной мишени (рис. 37).

Прицеливание

Для обучения прицеливанию можно использовать пристрелочный станок (для закрепления оружия), показную мушку и плакаты. При этом более удобно применять длинноствольное оружие, которое легче закрепить в станке. Каждому обучаемому рекомендуется попрактиковаться «лежа» в установлении ровной мушки на оружии, закрепленном в станке и наведенном на экран чистой бумаги.

После этого обучают прицеливанию непосредственно с пистолетом из положения «стоя» с упора, когда пистолет находится в выпрямленной руке. Желательно подобрать такой упор, с применением которого корпус стреляющего оставался бы прямым, а угол между туловищем и рукой, направленной в цель, сохранялся бы около 90°. При этом предплечье может касаться упора или лежать на нем.

Можно использовать разнообразные тренажеры, выполненные по принципу ортоскопа. Стоя сбоку от стрелка, удерживающего пистолет в руке, руководитель занятий в зеркале наблюдает изображение прицельных приспособлений и указывает на ошибки в прицеливании.

Общеизвестно, что в начальном периоде обучения помогает стрельба по экрану (белому листу), что позволяет сосредоточить внимание на прицельных приспособлениях и не «подлавливать» момент внезапного подхода и остановки мушки на мишени.

Стрельба по мишени по сравнению со стрельбой по белому листу – упражнение повышенной координационной сложности.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки при прицеливании.

1. С осредоточение взгляда на мишени. Эту ошибку сложно определить со стороны, она проявляется только во время стрельбы. Встречается она не только у новичков, но и у более опытных стрелков, поэтому ее нужно своевременно предупреждать, особенно на первых занятиях, при выявлении исправлять и не допускать повторений. Известно, что глаз не может одновременно четко видеть предметы, находящиеся на разном удалении от глаза, и что смотреть во время прицеливания необходимо на прицельные приспособления, а не на мишень. Для того чтобы более наглядно показать начинающим стрелкам особенности человеческого зрения, нужно ознакомить их с сущностью центрального и периферического зрения на опыте, предложенном В.А. Кальченко (1981).

Сотруднику предлагается сесть за стол и положить перед собой в один ряд два листа печатного текста. Затем предложить ему, читая содержание одного из них и не переводя взгляда, постараться разобрать буквы на соседнем листе.

При правильном соблюдении указанных условий невозможно рассмотреть или прочитать содержание текста на соседнем листе, так как при чтении используется центральное зрение, а соседний лист просматривается периферическим.

Если же листы расположить на разном удалении от глаз, т. е. один ближе, а другой дальше, то задача еще более усложнится. Закономерности центрального и периферического зрения проявляются и в прицеливании.

Поэтому на начальном этапе обучения стрельбе следует неоднократно акцентировать внимание стрелка на правильной фокусировке зрения и для этой цели использовать стрельбу по белому экрану.

2. Выбор точки, а не района прицеливания. Район прицеливания – это площадь круга, ограниченная окружностью с центром в точке прицеливания (рис. 26 а). В этом случае стреляющий стремится на мишени выбрать точку, а не район для прицеливания (рис. 35 б). Практически выполнить это невозможно в связи с тем, что система «стрелок – оружие» не может находиться в пространстве неподвижно, в любом случае оружие на цели будет совершать колебания.

Обучаемым необходимо объяснить, что для стрельбы нужно выбирать не точку, а район прицеливания. Район прицеливания зависит от степени тренированности стрелка, чем выше квалификация, тем район меньше.

При прицеливании необходимо стремиться к уменьшению колебаний оружия, а если они и происходят, то только с «ровной мушкой».

Рис. 35. Варианты прицеливания:
а
– выбор района прицеливании; б – выбор точки прицеливания

 

3. Н арушение визуального контроля над положением «ровной мушки»:

– крупная мушка (рис. 36 а) – вершина мушки расположена выше краев прорези прицела, средняя точка попадания переместится вверх;

– мелкая мушка (рис. 36 б) – вершина мушки расположена ниже краев прорези прицела, средняя точка попадания переместится вниз;

– мушка придержана вправо или влево (рис. 36 в) – вершина мушки, находясь на уровне с краями прорези прицела, расположена ближе к правому или левому краю. Средняя точка попадания переместится соответственно вправо или влево.

Рис. 36. Ошибки при прицеливании

Существуют комбинированные ошибки когда обучаемый берет крупную или мелкую мушку и одновременно придерживает ее вправо или влево. Средняя точка попадания переместится соответственно: вправо–вверх; влево–вверх; вправо–вниз; влево–вниз.

Спуск курка

Следующим этапом в обучении технике выполнения выстрела является обработка спускового крючка, т. е. обучение управлению спуском курка с боевого взвода. Управление спуском курка – самый трудный технический элемент при выполнении выстрела.

В начальном периоде обучения формирование навыка управления спуском курка с боевого взвода занимает особое место, так как нажим на спусковой крючок является техническим элементом, который завершает всю цепь действий стреляющего при выполнении выстрела.

Методика начального периода обучения управления спуском строится на кажущемся парадоксальном принципе, противоречащем взглядам новичков на стрельбу. Этот принцип основан на некотором пренебрежении обучаемым точностью прицеливания и за счет этого большей сосредоточенности на управлении спуском. Дело в том, что у людей с детства представление о меткой стрельбе связано главным образом с точностью наводки оружия. Нет четкого понимания необходимости и сложности совмещения точной наводки с таким нажимом на спусковой крючок, который бы не сдвигал оружие при выполнении выстрела.

Колебания пистолета у начинающего стрелка очень велики, и ему кажется, что при плавном, медленном нажиме на спусковой крючок он не попадет в цель, поэтому сознательно или непроизвольно он «дергает» спусковой крючок, когда мушка на короткий промежуток времени останавливается в районе прицеливания. Стреляющий не замечает, что при этом в момент выстрела пистолет смещается в сторону от этого района. Это главная причина плохой стрельбы новичков и борьба с этим явлением – основное направление в работе с начинающими. Указанная особенность выражается индивидуально у каждого обучаемого и наблюдается иногда длительный период времени.

Первоначальное освоение навыка управления спуском курка – довольно сложный процесс, в котором ярко проявляются индивидуальные особенности обучаемого, его возраст и темперамент. Обучение должно строиться с обязательным учетом этой особенности, как в начальном периоде, так и при дальнейшем совершенствовании.

Обучение управлению спуском курка осваивается отдельно от прицеливания, чтобы была возможность сосредоточить внимание только на этом элементе.

Первые занятия по обучению спуску курка рекомендуется проводить в классе. Для отработки плавного движения указательного пальца можно выполнить следующее упражнение. Обучаемому предлагается взять учебный пистолет, положение которого должно создавать возможность свободного зрительного контроля за указательным пальцем. Проверив правильность хвата пистолета, свободной рукой выключить предохранитель и поставить курок на боевой взвод. Наложив указательный палец на спусковой крючок, выжать свободный ход. Нажимать на спусковой крючок рекомендуется третьей фалангой указательного пальца. Целесообразность этого объясняется не только повышенной чувствительностью этой фаланги, но и тем, что при таком нажиме в меньшей степени сбивается наводка оружия.

Нажим на спусковой крючок до момента срыва курка с боевого взвода на пистолете Макарова состоит из двух действий: свободного и боевого (рабочего) хода. Свободный ход – это движение спускового крючка до касания рычага взвода выступа шептала, т.е. до начала движения шептала. Боевой ход – это движение шептала в боевом взводе курка за счет движения спускового крючка до момента срыва курка.

Удерживая в указанном положении пистолет и наблюдая за указательным пальцем, следует выдавить боевой ход так, чтобы движение пальца почти не было видно.

Упражнение может выполняться как самостоятельно, так и в паре, когда партнер визуально следит за скоростью движения указательного пальца обучаемого.

Все подготовительные действия по выполнению выстрела при холостой стрельбе усваиваются начинающими довольно быстро, однако процесс обработки спускового крючка при стрельбе с боевым патроном долгое время для многих остается невыполнимым действием. Этому мешает ряд ошибок, которые допускаются при нажиме на спусковой крючок.

Наиболее распространенные ошибки, встречающиеся при спуске курка:

1. «Ловля мишени». Эта ошибка наблюдается не только у начинающих, но часто допускается и опытными стрелками. Стремясь нажать на спусковой крючок в тот момент, когда «ровная» мушка совместится с районом прицеливания, обучаемый резко усиливает нажим на спусковой крючок, что приводит к рывку, он как бы «подлавливает» район прицеливания на мишени. Угловое отклонение ствола при резком спуске (дергании) значительно усиливает разброс попаданий.

Эту ошибку легко обнаружить, наблюдая за дульной частью ствола оружия, которая непосредственно перед выстрелом резко отходит вниз. Для большей наглядности, а также для того, чтобы обучаемый убедился в своей ошибке, преподаватель заряжает оружие и незаметно подкладывает холостой (учебный) патрон. Резкое отклонение ствола оружия при спуске курка (без выстрела) при этом будет служить хорошей иллюстрацией неправильных действий стрелка. Для предупреждения и исправления ошибки необходимо, прежде всего, чтобы обучаемый хорошо понял сущность плавного спуска курка и уяснил, что даже значительное отклонение «ровной» мушки от точки прицеливания при плавном спуске курка не даст сильного отрыва, тогда как малейший рывок спускового крючка из-за углового смещения ствола приводит к промаху.

На занятиях следует добиваться, чтобы обучаемый уверенно, равномерно с одним ускорением нажимал на спусковой крючок, независимо от колебаний оружия, удерживая лишь «ровную» мушку в районе прицеливания, без стремления произвести выстрел в какой-то определенный момент.

2. Слишком медленный спуск курка. Затягивая спуск курка, стреляющий вынужден задерживать дыхание на более продолжительное время, а также напрягать зрение при прицеливании, из-за чего он делает выстрел в менее благоприятных условиях. Положение стреляющего к моменту выстрела становится напряженным, глаз устает и хуже различает положение мушки. Сокращаются перерывы для отдыха между выстрелами, а ведь оптимальное время, затрачиваемое от начала прицеливания (на задержке дыхания) до выстрела, не должно быть более 5–10 секунд.

3. Ожидание выстрела. Стрелок ожидает звук выстрела и импульс отдачи оружия, тем самым, ускоряя нажим на спусковой крючок, нарушая плавность спуска курка. О том, что обучаемый ожидает выстрел, можно судить по напряженному взгляду и сокращению мышц лица. Для предупреждения и исправления данной ошибки следует учить делать отметку каждого выстрела. Следить за тем, чтобы стреляющий после выстрела на некоторое время (1–2 секунды) оставался неподвижным и продолжал прицеливаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.