Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обработка результатов. Приведем шкалы (мотивационные домены) С




Приведем шкалы (мотивационные домены) С. Шварца. В скобках даны оригинальное наименование (англ.) и номера ценностей по опроснику. Значения переменных 1–12 вычисляются как средние значения.

 

– наслаждение (hedonism);

– достижения (achievement);

– социальная власть (social power);

– самоопределение (seft direction);

– стимуляция (stimulation);

– конформизм (restrictive conformity);

– социальность (prosocial);

– безопасность (security);

– зрелость (maturity);

– поддержка традиций (tradition maintenance);

– социальная культура (сulture specific values);

– духовность (spiritual).

 

Гипотеза авторов состоит в том, что эти шкалы в определенном смысле связаны биполярными отношениями и противоречия в конструктах возникают при выборе субъектом противоречивых (лежащих на разных полюсах в определенном конструкте) мотивационных, целевых и т.п. единиц. Например, стремление к самоопределению противоречит конформизму и если значения переменных 4 и 6 одновременно высоки или, наоборот, низки, то можно утверждать, что структура ценностей субъекта несет мотивационные динамические противоречия (термины – С. Шварца). Список гипотез о конкретных конструктах дается следующим перечнями:

а) 12-ти пар оппонентных шкал: 4–6, 9–6, 5–6, 2–7, 1–7, 2–8, 5–8, 1–12, 2–12, 3–12, 4–10, 5–10;

б) 3-х групп совместимых интересов: индивидуальные (I), коллективные (C), двойные (I, C).

Приведем список доменов вместе с ценностями, которые в них входят. Номер ценности дан по ее нумерации в опроснике. Буквы I и С означают соответственно индивидуальные и коллективные ценности.

 

Наслаждение (I)

4. УДОВОЛЬСТВИЕ (удовлетворение желаний).

50. НАСЛАЖДАЮЩИЙСЯ ЖИЗНЬЮ (едой, сексом, досугом и т.д.).

 

Достижения (I)

23. СОЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ (уважение, одобрение других).

12. БОГАТСТВО (обладание материальными благами, деньгами).

55. УСПЕШНЫЙ (достигающий целей).

34. ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ (трудолюбивый, целеустремленный).

43. СПОСОБНЫЙ (компетентный, эффективный, квалифицированный).

 

Социальная власть (I)

27. АВТОРИТЕТ (право руководить и распоряжаться).

3. СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ (управление другими, влияние).

39. ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ (имеющий влияние на людей и события).

46. ЗАБОТЯЩИЙСЯ О СВОЕЙ РЕПУТАЦИИ (защищающий свое «лицо»).

 

Самоопределение (I)

5. СВОБОДА (свобода действий и мысли).

16. ТВОРЧЕСТВО (уникальность, воображение).

41. ВЫБИРАЮЩИЙ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕЛИ (ставящий себе самостоятельно задачи).

31. НЕЗАВИСИМЫЙ (уверенный в себе, самостоятельный).

48. УМНЫЙ (логичный, думающий).

53. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (интересующийся всем, исследующий).

 

Стимуляция (I)

25. РАЗНООБРАЗНАЯ ЖИЗНЬ (наполненная вызовами, новизной и изменениями).

9. ИНТЕРЕСНАЯ ЖИЗНЬ (острые ощущения, переживания).

37. СМЕЛЫЙ (ищущий приключений, риска).

 

Ограничительный конформизм (C)

11. ВЕЖЛИВОСТЬ (учтивость, хорошие манеры).

20. САМОДИСЦИПЛИНА (самоограничение, сопротивление соблазнам).

56. ЧИСТЫЙ (опрятный, аккуратный).

47. ПОКОРНЫЙ (исполнительный, обязательный).

 

Поддержка традиций (C)

18. УВАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (сохранение почитаемых в прошлом обычаев).

8. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК (стабильность общества).

40. ПОЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЕЙ И СТАРШИХ (выказывающий уважение).

51. ВЕРУЮЩИЙ (придерживающийся религиозных верований и убеждений).

 

Социальность (С)

1. РАВЕНСТВО (равные возможности для всех).

30. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (исправление несправедливости, забота о слабых).

17. МИР ВО ВСЕМ МИРЕ (свободный от войн и конфликтов).

6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).

45. ЧЕСТНЫЙ (подлинный, искренний).

49. ПОЛЕЗНЫЙ (работающий на благо других).

54. НЕЗЛОПАМЯТНЫЙ (охотно прощающий других).

33. ВЕРНЫЙ (преданный моим друзьям, группе).

 

Безопасность (I, C)

13. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (защита моей нации от врагов).

22. БЕЗОПАСНОСТЬ СЕМЬИ И БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ (защищенность семьи).

7. ЧУВСТВО ПРИНАДЛЕЖНОСТИ (чувство, что другие заботятся обо мне).

28. НАСТОЯЩАЯ ДРУЖБА (близкие, оказывающие поддержку друзья).

52. ОТВЕТСТВЕННЫЙ (надежный, заслуживающий доверия).

42. ЗДОРОВЫЙ (физически и психически).

 

Зрелость (I, C)

26. МУДРОСТЬ (зрелое понимание жизни).

19. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ (глубокая эмоциональная и духовная связь).

14. САМОУВАЖЕНИЕ (чувство собственного достоинства).

10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).

29. МИР КРАСОТЫ (красота природы и искусства).

2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).

35. ШИРОКО МЫСЛЯЩИЙ (терпимый к различным идеям и убеждениям).

 

Социальная культура (I,C)

15. ВЗАИМНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ (избегание задолженностей).

24. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).

21. РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.

44. ПРИНИМАЮЩИЙ СВОЮ УЧАСТЬ В ЖИЗНИ.

32. УМЕРЕННЫЙ (избегающий крайних чувств и поступков).

36. КРОТКИЙ (скромный, непритязательный).

38. ЗАЩИЩАЮЩИЙ ПРИРОДУ (сохраняющий окружающую среду).

 

Духовность (I, C)

2. ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ (мир с самим собой).

5. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ (более духовными интересами, чем материальными).

10. СМЫСЛ ЖИЗНИ (понимание своего предназначения в жизни).

21. РАВНОДУШИЕ К МИРСКИМ ЗАБОТАМ.

24. ЕДИНЕНИЕ С ПРИРОДОЙ (сжиться с природой).

 

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8»

Методика, представляющая собой вариант методики Г.Е. Леевика ЦОЛ-8, служит для изучения профессиональных ценностных ориентаций личности. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля подростков и юношей 14–17 лет. Исследование проводитпедагог-психолог1 раз в год с выпускниками школ и учащимися ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначеныдля преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социальных педагогов, классных руководителей. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (возможны групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатовпроводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Преимущества использования методики ЦОЛ-8 заключается в том, что она позволяет выявить именно профессиональные ЦО, другие же указанные методики диагностируют общие ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации личности подразделяются на ценностные ориентации – цели жизни и ценностные ориентации – средства достижения целей жизни. Первая группа включает ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, на общественно-политическую деятельность, на материальные ценности. Вторая группа – ценностные ориентации на развитие нравственных качеств, деловых качеств, волевых качеств, моральных качеств.

ЦО на труд обобщает в себе такие ценности, как приобретение богатого профессионального опыта, тонкое, до мелочей, знание специальности, знание современного состояния науки и техники по своей специальности, а также получение удовлетворения от самого процесса труда, осознание его общественной ценности, добросовестного отношения к делу.

ЦО на общение связана с возможностями удовлетворения потребностей человека в общении, в том числе с такими ценностями, как: информированность, наличие свойств характера, способствующих общению (жизнерадостность и чувство юмора), наличие возможности общения при отдыхе, обсуждении философских и производственных проблем. Ориентация на общение предполагает также хорошие отношения с товарищами по работе и личными друзьями.

ЦО на познание объединяет стремление человека к самосовершенствованию, расширению своего кругозора, образованию, повышению культурного и интеллектуального уровня, а также самокритичности, с одной стороны, и образованности, зрелости, мудрости в понимании жизни, с другой.

ЦО на общественно-политическую деятельность включает в себя различные виды общественной работы, являющиеся ценностью для человека: это пропаганда идей и знаний, различного рода общественная работа у себя в коллективе и по месту жительства, работа в выборных общественных органах.

ЦО на материальные ценности обобщает ценности, которые присущи материальной обеспеченности – высокая заработная плата, благоустроенная квартира и личная автомашина, возможность одеваться по моде. В то же время быть материально обеспеченным – это предполагает либо быстрое продвижение по службе, либо хорошие взаимоотношения с нужными людьми.

ЦО на развитие нравственных качеств объединяет ценности, которые характеризуют отношение человека к другим людям – любить людей, уважать их, быть чутким, искренним, прощать их ошибки и заблуждения, уметь почувствовать чужую беду и помочь людям.

ЦО на развитие деловых качеств включает в себя достаточно противоречивый набор ценностей: организаторские и педагогические способности, инициативность, самостоятельность и предприимчивость, умение быстро и правильно оценить ситуацию, сделать прогноз наличия собственного плана действий, высокая трудоспособность.

ЦО на развитие волевых качеств проявляется в высокой оценке настойчивости и упорства в преодолении препятствий, целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и решительности, уверенности в своих силах, быстроты в решении производственных и житейских вопросов.

ЦО на развитие моральных качеств характеризует отношение человека к себе – скромность и бескорыстие, требовательность и чувство собственного достоинства, а также способность понять, почувствовать прекрасное в человеке, природе и искусстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.