КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комментарий к тесту
На рис. 9 выполнен тест «Рисунок дерева». Наиболее примечательными чертами изображения являются: 1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой. 2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям – стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир «свежим взглядом». 3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске «своих корней».
Интерпретация III теста «Дерево» (комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной) Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х –80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек – от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.) Рисунок 9. К интерпретации теста «Дерево»
Первый рисунок, по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке. В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее. Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие. Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д. Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т.п. Интересы: интеллектуальные, художественные. Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д. Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т.п. Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание. Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям: I.1–6 – свобода от инструкции; II.6–10 – почва; III. 10–15 – корни; IV. 15–22 – симметрия; V. 23–26 – кресты; VI. 26–35 – положение на странице; VII. 35–69 – форма листвы; VIII. 69–78 – штриховка; IX. 78–97 – ствол; X. 97–101 – общая высота дерева; XI. 101–113 – высота кроны; XII. 113–120 – ширина кроны; XIII. 120–125 – выступающие части; XIV. 125–146 – особенности линий; XV. 147–149 – разные признаки. Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность. В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений. Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.
Рисунок 10. К тесту «Дерево» Психологическое значение фигур (по Р. Стора) I. «Свобода от инструкции « · Множество деревьев (не связанных почвой – детское поведение; не подчиняется инструкциям). · 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры). · Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность. · Пейзаж вокруг дерева – чувствительность. · Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность. II. «Основание» 6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание. 7. Разные основания (разные линии особой формы) – навязывает себе свои правила, потребность в идеале. 7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность. 8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энтузиазм, увлеченность. 9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность.. разбитость.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |