КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Визуально-кинестетическая диссоциация
«Якорь- забавная вещь,- говорят Гриндер и Бэндлер.- Те из вас, кто действительно хотят стать более производительными, могут, когда надоест прикасаться к предплечьям и коленям клиентов, попробовать понять, что механизм якоря является наиболее универсальным и обобщенным из всех используемых нами средств. Вы можете закреплять якорь в воздухе, и люди будут реагировать на это. Вы можете подвешивать понятия и объекты в пустом пространстве. Недавно я обучал группу продавцов, и кто-то спросил: «Вот вы учите нас быть гибкими. Что делать, если я предложил покупателю абсолютно все, что у меня было, и на все получил негативный ответ?» Я ответил: «Первое, что вы должны сделать, это слегка отойти, затем указать на то место, где вы стояли, и сказать о том, как это ужасно.» Это называется «диссоциация». НЛП-исты предполагают, что человек, пришедший к ним и сказавший «помогите мне», уже использовал все свои осознанные ресурсы, и это ему не помогло. Но они также полагают, что где-то в его пeрсoнaльнoй истории у него есть переживания, которые могли бы послужить ему ресурсом именно в этой актуальной невыносимой ситуации. Они убеждены, что у людей есть все те ресурсы, в которых они нуждаются, но- в подсознании. Они существуют, несоорганизованные с данным контекстом. Нельзя сказать, что этот человек НЕ МОЖЕТ чувствовать себя неуверенно на работе, он просто не чувствует себя там уверенно. Он может себя чувствовать прекрасно и уверенно на теннисном корте, но это переживание, этот ресурс не связан для него с ситуацией на работе. Он никогда не связывал эти два состояния. И все, что вы должны сделать- взять этот ресурс и поставить его куда надо, соединить эти диссоциированные части его Я. Присоединение с помощью якоря и интеграция, которая при этом наступает, дает вам возможность устранить диссоциацию, чтобы человек имел доступ к нужному ресурсу в соответствующей ситуации. Работая с диссоциацией, вы имеете дело с двумя взаимоисключающими эмоциональными состояниями. Закрепляя с помощью якоря каждое из них, вы закрепляете также антагонистические физиологические реакции: дыхательные, мышечные и т.п. Когда вы стимулируете оба якоря одновременно, физиологические стереотипы буквально перебивают друг друга. Вы можете сами увиеть, как проявляется этот удивительный процесс, называемый интеграцией, скажем, на лице партнера или клиента: часть отвечает одной реакцией, часть- другой, а затем реакции сливаются, интегрируются; человек может теперь реагировать любой комбинацией этих чувств в зависимости от контекста. Гриндер и Бэндлер не раз утверждали: обладая выбором, человек всегда выберет лучшую реакцию, доступную в данном контексте. И когда вы в состоянии реагировать на другого человека целой гаммой чувств- это лучше, чем полная, однозначная симпатия и такое же однозначное нерасположение. Используя якорь как интегральное средство, вы разрушаете диссоциации и убеждаетесь в том, что люди могут реагировать любой реакцией из этого континуума. Печаль обычно представляет собой диссоциативный стереотип. Человек создает сконструированный визуальный образ пребывания с потерянным близким. Он видит себя с любимым человеком, ныне умершим, ушедшим- каким-то образом недоступным. Реакция, называемая печалью или горем, чувством потери- это сложный ответ на диссоциацию, отделенность от этих воспоминаний. Он видит себя вместе с этим человеком, вспоминает это чудное время, и чувствует опустошенность, потому что он не внутри картины.Если бы он вошел внутрь той же самой картины, которая стимулирует реакцию горя, он воспроизвел бы в себе положительное кинестетическое переживание тогдашних приятных эмоций. И это могло бы послужить ему ресурсом для последующего конструирования чего-то нового в своей жизни, вместо того, чтобы быть триггером для тоски и печали. Нередко люди страдают от результатов травматического прошлого опыта. Их реакция столь сильна, что когда в настоящем возникает нечто, связанное с травмой, их переполняют чувства, уместные лишь в самом пережитом эпизоде. Это фобическая реакция. Все они имеют одинаковую форму: внешний стимул вызывает чувства, ассоциируемые с прошлым, иногда проецируемым в будущее травматическим переживанием. Так происходит с «подлинными» фобиями: агорафобией, страхом высоты, темноты, а также с фобическими сексуальными расстройствами и множеством разнообразных страхов, которым мы обучились в течение жизни. Часто инцидент в прошлом недоступен сознанию клиента. В таких случаях движение назад во времени и техника наложения, которая подводит от чувств к визуальной и аудиальной модальностям, могут переместить прошлое переживание в сознание. Часто бывает трудно найти субъективное позитивное пееживание- достаточно сильное, чтобы его можно было противопоставить страху или горю, типичным в фобических реакциях. В таких случаях простой техники якоря недостаточно. Необходимо найти способ убрать из фобии интенсивность переживания, насколько это возможно. Одно из средств успешного решения задачи- помочь клиенту отделиться, диссоциироваться от чувств, связанных с травмой. В этих случаях применима трехместная визуально-кинестетическая диссоциация. Эта техника использует особенности некоторых уникальных аспектов внутренней диссоциации. Когда человек визуально вспоминает переживание так, будто находится в нем, он испытывает чувства, содержащиеся в самом переживании. Но если человек увидит себя со стороны проходящим через подобное переживание, он будет испытывать чувства по поводу того, что видит. Исследуя значение ключей доступа в поведении, авторы НЛП обнаружили, что люди могут помнить свои прошлые приятные и неприятные переживания различными визуальными способами. Неприятные переживания запоминаются в конструируемых образах, в то время как приятные переживания запоминаются эйдетически (человек сам находится в картине и непосредственно вновь переживает приятные чувства). Этот естественный бессознательный процесс сортировки дает индивиду возможность вновь переживать прошлые приятные ситуации и диссоциироваться от неприятных, удерживая доступ сознания и к тем, и к другим. Таким образом, сознание может учиться на травмах прошлого, не переживая их заново. Люди, чьи бессознательные процессы следуют этому различию, довольно легко восстанавливаются после неудач, неприятностей. Имея возможность возвращаться к ним с диссоциированной точки зрения, они воспринимают их менее болезненно и более ясно. Фобические реакции возникают, когда люди актуально вновь переживают неприятные чувства, имевшие место во время травмы. Техника трехместной визуально-кинестетической диссоциации использует описанный выше процесс, усиливая его с помощью дополнительной диссоциации и якорей. Техника предполагает, что человек будет наблюдать себя с третьей позиции, а именно: глядя на себя, который вспоминает и видит себя в травматическом опыте. Это немножко головокружительно, но в действительности не так уж сложно. Так люди могут оставаться в комфортном состоянии, вспоминая переживание X, потому что кинестетическая часть- чувствование- диссоциируется от визуальной памяти. Поскольку двухместной диссоциации, естественно возникающей у некоторых, недостаточно, чтобы удерживать фобического клиента от соскальзывания в реальность травмы, добавляется третья позиция как средство против этого нежелательного положения. Создатели техники сотни раз использовали ее при самого разного рода травмах, от простейших до очень сложных и драматичных. В качестве иллюстрации мы выберем достаточно простой случай, показанный Гриндером и Бэндлером на семинаре. Одна участница по имени Тамми боялась упасть в воду, проезжая в машине через мост, и очень желала избавиться от этой фобии. Терапевт меняет позу, делает несколько резких движений и поясняет: «Тут годится любое странное невербальное поведение, особенно для клиентов, уже проходивших психотерапию. Вам нужно выбить их из равновесия. Все, что угодно, лишь бы разрушить их стереотипы. В противном случае они расскажут вам слово в слово то же, что уже рассказывали всем остальным- словно магнитофонная запись». Затем, не уточняя, как именно возникает и проявляется фобическая реакция, терапевт просит Тамми обозначить ее любым кодовым словом, чтобы не включаться в содержание. После чего задает уже известный вам вопрос: «Не можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вы повели себя так, что считаете это отличным проявлением всех ваших возможностей взрослого человека, зрелой женщины?» Это моглабыть стрессовая ситуация или просто счастливый случай, когда вы были особенно довольны собой.» Возьмите столько времени, сколько вам нужно, и найдите такую ситуацию. Когда найдете, дайте мне знать.» Осуществляется доступ к ресурсу. Невербальные реакции Тамми показали, что она осуществляет поиск и смотрит направо вверх, т.е. создает сконструированный образ себя в ситуации. Увидев себя достаточно ясно, клиентка должна войти внутрь образа, чтобы действительно попасть в ситуацию, когда она полностью проявила себя как зрелая женщина. «Когда вы снова почувствуете силу и уверенность,- говорит терапевт, которые ассоциируются для вас с этой ситуацией, протяните левую руку и коснитесь моей руки.» Тамми выполняет инструкцию. Ее невербальные реакции показывают, что она и впрямь чувствует уверенность. После этого терапевт, касаясь ее руки, закрепляет другую реакцию- фобический ответ. Чтобы его получить, можно задать вопрос: «Знаете ли вы, какие чувства у вас возникают при фобии?» или «Когда в последний раз вы испытывали очень сильные фобические чувства?» Якорь поможет вам во время путешествия в прошлое найти исходное переживание. Поступать именно так нет необходимости, это лишь один из способов работы с фобиями. Держась за руку терапевта, Тамми связана со всеми ресурсами, которыми она обладает как взрослая женщина. Это необходимо, чтобы не испытывать дискомфорта при возвращении в прошлое. В течение многих лет ваш клиент подвергался воздействию определенных реальных ситуаций и реагировал бурными эмоциями, сильной кинестетикой. Заставлять его оживлять этот опыт, усиливая последний,- бессмысленно. И подсознание большинства людей говорит: «Не хочу я возвращаться туда! Это мне вредно!» Вот оно, «сопротивление», уважайте его, потому что нежелание снова проходить через боль вполне законно. «Закройте глаза,- говорит терапевт. Сжимайте мою руку всякий раз, когда будете нуждаться в поддержке, силе Вы. можете черпать силу прямо отсюда, и этим вы будете даватьмне знать, где находитесь. В какой-то момент я дотронусь до вашей руки. Это заставит вас снова вспомнить чувство Х. Я не хочу заставлять вас снова испытывать эти чувства. Я хочу, чтобы вы взяли с собой эти чувства- ровно столько, сколько вам надо, и пошли в прошлое, пока перед глазами не встанет картина, в которой вы увидите себя отсюда,себя в юном возрасте, в одежде определенного цвета, в определенной ситуации. Я не знаю, что это будет, и сейчас не знаете и вы. Когда я скажу «стоп», остановите картину, стабилизируйте ее. Помните, что вы сами можете варьировать количество этих чувств (касается фобического якоря), которые будут служить вам путеводителем в поисках ясного зрительного образа, связанного с этими чувствами, отражающими ситуацию, когда фобическое научение впервые имело место. Вся ваша сила здесь, вы можете брать ее сколько угодно... Никакой спешки, будьте в полном комфорте. А сейчас посмотрите на этот образ. Если вы видите себя в детстве, просто кивните...» У Тамми затруднение: она видит себя, но не в ситуации. Терапевт помогает ей достроить картину, спросив, какого цвета ее туфли. Он предположил, что если она видит туфли, то различает и цвета. Она приняла это предложение и ответила: «Черные.» Если она может видеть туфли, то «логически» она может видеть и поверхность, на которой стоит. Он просит ее сделать это.Потом она увидела стены, деревья и вообще остаток картины. Это очень легкая техника наложения. При этом клиент должен помнить о ресурсе, использовать его. Если он «забыл, как дышать»- напомните ему, это важно. Убедившись в том, что Тамми полностью держит образ и сохраняет с помощью якоря чувство силы и уверенности, терапевт диссоциирует ее вторично- просит не торопясь «покинуть тело» (или «выплыть» из него, сформулируйте, как сочтете нужным),- и увидетьсебя со стороны, увидеть, как она сидит здесь и держит его за руку. «Когда вы увидите себя сверху и немного сзади (или спереди), кивните.» Оставаясь в этой третьей позиции, Тамми получает инструкции внимательно наблюдать и слушать, что тогда произошло с маленькой Тамми. Она делает это, сохраняя чувство силы и уверенности, поскольку у нее остается ресурсный якорь, который избавляет ее от беспокойства и говорит, что она здесь. Кроме того, это исключительно тонкий механизм обратной биосвязи. Ощущая температуру и влажность руки Тамми, интенсивность давления, терапевт получает огромное и необходимое количество информации о сложных внутренних переживаниях. Теперь клиентка с этой третьей позиции разрешает маленькой Тамми пережить ту неизвестную нам ситуацию в последний раз. Пользуясь ресурсом, она воспринимает прошлый опыт по-новому. По мере этого конкурирующие чувства комфорта и уверенности в себе ассоциируются с аудиальными и визуальными стимулами из прошлого. Когда она прошла через все это, терапевт произвел интеграцию. Каждая психотерапевтическая модель, каждая психотеология построена на диссоциации, необходимой для того, чтобы помочь человеку реорганизоваться. Как профессиональный коммуникатор вы обязаны снова собрать клиента из диссоциированных частей, прежде чем сеанс будет окончен. Один из простых способов убедиться в том, что реинтеграция завершена- это обратить вспять процесс диссоциации. В данном случае диссоциация состоит в следующем: 1) увидеть себя в детском возрасте, 2) выйти из своего тела и увидеть себя сверху. Для интеграции надо: 1) спуститься вниз и соединиться с телом, 2) подойти к себе маленькой и успокоить ее, поблагодарить за то, что она снова прошла через те чувства, чтобы взрослая Тамми научилась чему-то новому, втолкнуть ее в себя, реинтегрировать и почувствовать прилив энергии. Инструкции терапевта в этом случае примерно таковы: «А сейчас я хочу, чтобы вы совершили что-то очень мощное и важное для себя. Младшая Тамми сделала для вас нечто очень существенное: она снова пережила ради вас те ощущения- и она позволила вам наблюдать и слушать, с комфортом и силой, те стимулы, которые в прошлом запускали непреодолимые реакции. В этот раз вы смогли видеть и слышать их без чувства X. Я хочу, чтобы перед своим мысленным взором вы подошли к маленькой Тамми. Я хочу, чтобы вы протянули руку- и использовали все доступные вам ресурсы взрослой женщины- чтобы успокоить ее и заверить, что ей никогда больше не придется пережить это. Поблагодарите ее за то, что она в последний раз испытала ради вас старые чувства. Объясните ей, что вы можете гарантировать, что она прошла через это- потому что вы из ее будущего. И когда на ее лице, в ее позе и дыхании вы увидите: она убедилась в том, что с этого момента вы будете там, чтобы заботиться о ней,- я хочу, чтобы вы действительно протянули руку, взяли за плечи, крепко прижали, и буквально почувствовали, как она входит в ваше тело. Она- часть вас, и очень энергетическая часть. Сейчас эта энергия освободилась от той фобической реакции. Я бы хотел, чтобы ваше подсознание выбрало для вас и здесь, в настоящем, и в будущем, какое-то особенно приятное занятие, на которое теперь может быть потрачена часть этой энергии. Потому что энергия- это энергия, и вы достойны ее. Просто сидите тут, отдыхайте и наслаждайтесь этими ощущениями. Позвольте им распространиться по всему телу. Не торопитесь. Внутри вас происходит очень многое. ...Это структурированная регрессия. Первичная терапия претендует на полную регрессию вплоть до младенчества. Если бы это было правдой, то первичная терапия добивалась бы изменения лишь в той мере, в какой не срабатывала бы! Полная регрессия просто означает, что вы заново переживаете опыт во всех системах. Если вы это делаете, то частично подкрепляете его. Структурированная, частичная регрессия дает вам свободу возвращаться и соединять новые виды ресурсов с теми аудиальными и 'визуальными стимулами, которые в прошлом вызывали дискомфортные кинестетические реакции. Тамми не сможет по-прежнему сохранить в подобной ситуации ту старую реакцию. Теперь она НЕ ОБЯЗАНА испытывать фобию. Я не изъял этот выбор. В какой-то ситуации фобическая реакция может быть полезной. Я- не играющий Бог. Я предполагаю, что люди делают лучший выбор, доступный им в предлагаемых условиях. Моя работа- позаботиться о том, чтобы ресурсы, ранее отделенные от некой ситуации, стали в этой ситуации доступными. В прошлом они были диссоциированы- теперь они интегрированы. Я предоставляю уникальному человеческому существу, со всеми его разнообразными потребностями, о которых я даже ничего не знаю, сделать адекватный выбор где-то в диапазоне между ресурсом и ужасом. И Тамми его сделает; теперь это две реакции на одни и те же стимулы.» Проверка результата традиционна- прикосновение к фобическому якорю либо просьба представить, почувствовать, что (в данном случае) Тамми едет через мост. Ее невербальные реакции подтверждают успешность изменения. Когда установлена связь между ощущением силы и уверенности и этими стимулами, проезд через мост становится просто обыкновенным человеческим действием, а переживания- теми же самыми, что и у всех людей, когда они едут по мосту. Это проверка результатов работы- насколько изменилась реакция, насколько результаты присоединены к будущему. Вы знаете, как выглядел клиент, переживая фобическую реакцию. Если при проверке возникает фобическая реакция, значит, интеграция почему-то не совершилась. Вы должны понять, что произошло, и переделать вашу работу. Множество людей приходит к гипнотизерам, чтобы бросить курить. Те гипнотизируют их и говорят: «Отныне сигареты будут иметь отвратительный вкус.» Потом они будят клиентов и отправляют домой. Те больше не курят, поскольку это отвратительно. Однако в итоге они остаются при полном наборе диссоциированных моторных стереотипов. То же самое с алкоголиками. Анонимные Алкоголики говорят: «Однажды алкоголик- навсегда алкоголик.» Это- утверждение о том, что их стратегия не приводит к интеграции двигательных программ, которые, следовательно, могут быть, как и прежде, запущены присутствием алкоголя. Так что достаточно одной рюмки- и они вынуждены продолжать пьянствовать; или одной сигареты через некоторое время- и он снова курильщик. Отсоединенные двигательные стереотипы могут быть запущены в любой момент, если только вы не проинтегрируете их. Если вы кого-то диссоциировали и рассортировали, убедитесь в том, что вы собрали его обратно. Не оставляйте эти отсоединенные стереотипы валяться вокруг себя. В этом одна из ваших профессиональных обязанностей. У людей уже достаточно собственных диссоциаций. Им больше не нужно. Алкоголизм интерпретируется НЛП-истами как психосоматический процесс, подобный аллергии, головной боли или фантомной боли. Алкоголь- это якорь, как и любой другой наркотик. Своим алкоголизмом человек, в сущности, говорит вам: «Единственным способом, каким я могу добраться до неких видов опыта. важных и полезных для меня, как человеческого существа: чувства товарищества, избежания определенных типов сознательных процессов или чего бы то ни было,- является этот якорь, называемый алкоголем.» Пока о вторичной выгоде не позаботится какое-нибудь другое поведение, он будет продолжать возвращаться к этому, как к якорю. То есть в лечении алкоголизма два шага. Первый- это убедиться, что вторичную выгоду прибрала к рукам какая-то другая деятельность: он может испытывать чувство товарищества, но не обязан напиваться, чтобы ощутить его. Вы должны выяснить, в чем состоит ЕГО специфическая потребность, поскольку она у каждого своя. Как только вы научили его эффективным способам получать вторичную выгоду без использования алкоголя, вы закрепляете с помощью якоря что-то другое вместо алкоголя, чтобы он не был вынужден вводить себя в состояние алкоголического опьянения, чтобы получить нужные ему переживания. Если бы оба шага были наверняка осуществлены, то для излечения алкоголизма вам было бы достаточно одного сеанса. Возвращаясь к трехместной (трехступенчатой) диссоциации, мы должны сказать, что в ней нет жесткой необходимости. Это просто гарантия того, что клиент не впадет в старое состояние. Если бы терапевт сделал только одну диссоциацию, и наша старая знакомая Тамми впала в старое состояние, было бы сложно ее оттуда вытащить. Диссоциируя клиента на третью позицию, вы рискуете только одной ступенью из двух, что делает попадание в старое состояние менее болезненным и легче устранимым. На вопрос, чем эта техника отличается от техники систематической десенсибилизации, авторы НЛП ответили: «Шестью месяцами. Это большое и очень дорогое отличие. Мы проделываем прямое обусловливание, связав новый набор чувств с аудиальными и визуальными стимулами. Еще одно очень важное отличие. Mu подбираем конкретный набор ощущений и ассоциируем его, вместо того, чтобы просто пытаться стереть набор существующий. Люди, проводившие десенсибилизацию, обычно стараются устранить некие виды поведения, а не заменить их позитивной реакцией. Это тип людей, которые отвечают «Неплохо», когда вы спрашиваете: «Как ты себя чувствуешь?» Десенсибилизация была важным достижением в том смысле, что люди смогли с ее помощью лечить фобии. Ее нужно просто немного приодеть. Вместо использования расслабления в смысле связывания его со всем на свете попробуйте связывать другие вещи, кроме расслабления. У людей есть гораздо более мощные ресурсы. Некоторые используют измерители и приборы. Я- гораздо более утонченный и сложный механизм обратной связи, нежели любой прибор или система приборов. Я использую самый тонкий сенсорный аппарат и внутренние реакции как средство дополнения или сокращения того множества реакций клиента, которые я получаю. Именно это делает возможным обучение с одной попытки.» Последнее означает быстрое обучение желательной реакции- так же, как когда-то вы с одной попытки обучились фобии или какой-нибудь иной нежелательной реакции. В любом виде терапии есть диссоциация. В любой терапии есть варианты техник сортировки- будь то стулья, слова или якоря. Для каждой терапии полезно иметь какой-то способ проделывать все это: некоторые способы диссоциации, некоторые способы сортировки, некоторые способы интеграции. Какие названия вы используете- совершенно неважно. Описанную процедуру можно проделать с самим собой. Условие- иметь «очень хороший якорь на интенсивное- на полную катушку- положительное переживание, так чтобы вы смогли вытянуть себя, если начнете соскальзывать обратно в старые неприятные ощущения. Они никак не помогут вам в этой затее. Убедитесь, что у вас есть такой якорь. Если у вас очень сильная фобическая реакция, пусть лучше кто-нибудь поможет вам. Это не трудно и не займет много времени. Помощник должен оперировать якорем позитивного опыта, когда замечает, что вы погружаетесь в неприятные чувства. Вы можете войти в легкое фобическое cостояние и сказать ему: «Посмотри, как я сейчас выгляжу и как я сейчас дышу. Как увидишь это снова- сожми мою руку.» Этого достаточно. Остальное можете проделать сами. Техника трехместной диссоциации предполагает следующие шаги: 1. Установите сильный якорь для устойчивого состояния комфорта. 2. Удерживая якорь, предложите клиенту визуализировать свое более молодое (прошлое) «я» перед собой, в самом начале травматического инцидента, как на мгновенной фотографии. Таким образом, клиент сидит рядом с вами, видя «младшего себя» перед собой. 3. Когда клиент может увидеть себя прошлого вполне ясно, попросите его выйти из своего тела так, чтобы он мог увидеть себя, сидящего рядом с вами и следящего за собой младшим. Теперь он представлен трижды; визуальная перспектива осуществляется с третьего места, актуальное тело- на втором, более молодое состояние, процесс травмы- впереди. Когда эта трехместная диссоциация осуществлена, поставьте ее на якорь. 4. Теперь попросите клиента пройти это переживание, следя за тем, чтобы он сохранял кинестетическую диссоциацию от травматического переживания, используя якоря и вербальные паттерны, разделяющие три позиции: он там, в прошлом переживании, он здесь и сейчас, наблюдает за собой и пр. 5. Когда переживание полностью просмотрено, предложите клиенту вернуться с третьего места на второе (так что визуальная перспектива интегрируется с действительным положением тела клиента). 6. Попросите сегодняшнего клиента пойти к себе младшему, тому, кто прошел через травматическое переживание, и уверить его, что он- из будущего, и дать ему необходимый комфорт, успокоение и чувство, что его ценят. 7. Когда сегодняшний клиент может увидеть, что визуализируемый младший понимает, дайте им интегрироваться; пусть эта визуализация войдет в тело сегодняшнего клиента. Если в какой-то момент ваш клиент соединяет реальности и начинает вновь переживать чувства, содержащиеся в травме из прошлого, остановитесь. Верните клиента полностью в настоящее, восстановите первоначальный сильный якорь позитивного состояния и начните снова. В некоторых случаях приходиться останавливать и вновь начинать процесс два или три раза, прежде чем человек сможет оставаться диссоциированным достаточно для завершения всего процесса. Этот процесс сначала тщательно диссоциирует клиента, а затем полностью интегрирует диссоциированные части. Это эффективный метод работы со случаями, когда имеет место очень мощное переживание в прошлом, которое негативно влияет на переживания клиента в настоящем. Типичные комментарии клиентов по поводу этого процесса таковы: «Я поместил вещи в правильную перспективу», «Я могу вспомнить инцидент, но он меня больше не захватывает», «Я думал, что хочу только забыть эти ужасные события, но теперь я думаю, что это хорошо: я многому на этом научился».
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |