Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменения картин по субмодальностям




№ 2.

Упражнения

№ 1. Начните с кинестетического якоря. Затем перенесите свой навык на другие системы. Для этого упражнения, как и для большинства из них, вам понадобится партнер.

а) Сядьте лицом к партнеру и легко положите руку на его левое колено.

б) Задайте вызывающий переживание вопрос. Например: «Помните ли вы, когда в последний раз испытывали действительно приятные сексуальные переживания?» Дождитесь невербального ответа.

в) Увидев реакцию, увеличивайте давление рукой на колено.

г) Отметив изменения, продолжайте увеличивать давление. Когда эти реакции начнут исчезать, поднимите руку. Теперь у вас есть якорь.

д) Положите левую руку на правое колено партнера и спросите «Что в вашем опыте противоположно этому переживанию?»

е) По мере наступления изменений увеличивайте давление руки и ослабьте его, когда они начнут исчезать.

ж) Воспроизведите якоря поочередно и пронаблюдайте за изменениями. Хорошо отвлечь внимание партнера каким-нибудь незначительным вопросом. Убедитесь, что оба якоря работают и вы различаете эти реакции.

з) Нажмите одновременно на оба колена партнера и сохраняйте давление в течение 30-60 секунд. Пронаблюдайте интеграцию.

а) Закрепите якорем реакцию, которую партнер хочет изменить.

б) Спросите, в каком ресурсе он нуждался в той ситуации, когда у него было такое ресурсное переживание?

в) Поставьте его на якорь.

г) Соедините якоря. Держите оба якоря, пока партнер путешествует в прошлое с новыми ресурсами.


Глава 7.
ТЕХНИКИ СУБМОДАЛЬНОСТЕЙ

Техники и приемы, о которых мы здесь говорили, являются ранними методами НЛП. Все они требуют знания о репрезентативных системах. Репрезентативные системы могут быть названы модальностями психики. С тех пор, как возникло НЛП, его создателями было дано в книгах, ia тренингах и семинарах множество способов использования знания о модальностях для изменения состояния и поведения. Знание о субмодальностях, разработанное Бэндлером, обнаружило новое пространство личностных изменений методами еще более быстрыми, конкретными и мощными. Субмодальности- это в буквальном смысле способы, которыми наш мозг сортирует и кодирует опыт. Субмодальные техники изменения можно использовать для непосредственной модификации программного обеспечения человека- тех способов, какими мы думаем о своем опыте и реагируем на него.

Сама по себе ни одна из репрезентативных систем не производит перцептуальных различений на уровне этой системы. Каждая система репрезентации делит свою перцептуальную организацию на меньшие, отдельные элементы различения, каждый из которых отвечает за кодирование информации в области определенного измерения опыта. Эти единицы различения и являются субмодальностями.

Если вы попросите кого-нибудь описать свой частный опыт, то при этом, возможно, в первую очередь им будут использованы слова, стоящие за всем опытом: он чувствует гнев, видит лицо, слушает музыку и т.д. Однако этот вид слов идентифицирует только «категории» опыта, о котором он рассказывает, и имеет довольно отдаленное отношение к описанию природы самих этих опытов. Если вы затем попросите его специфицировать точно, что он видит/слышит/чувствует, возможно, вам будет предъявлено описание опыта в терминологии различений субмодальностей. Например, так:

Категория опыта: «Я чувствую гнев.»

Опыт: «Я ощущаю тяжесть в голове, у меня сжимается желудок, меня бросает в жар, как в лихорадке»

Субмодальности (кинестетические): сила давления, температура.

Категория опыта: «Я слышу музыку»

Опыт: «Она нежная, но быстрая, в основном- высокие ноты»

Субмодальности (аудиальные): интенсивность, темп, высота тона.

Категория опыта: «Я вижу его лицо»

Опыт: «Ну, оно какое-то далекое, неясное, бледное»

Субмодальности (визуальные): расстояние, четкость, цвет.

Большинство людей позволяет своему мозгу беспорядочно показывать им любую картину на его выбор, а они в ответ хорошо или плохо себя чувствуют.

Приходилось ли вам когда-нибудь просто ходить взад-вперед, обдумывая свои дела, как вдруг ваш мозг высвечивает такую картинку, что вам становится тошио? Если у вас был неудачный день, то потом мозг показывает вам яркие повторы, снова и снова. Мало того, что день был плохой: вы можете загубить весь вечер, а возможно, и часть следующей недели.

А упускаете ли вы возможность расстроиться из-за того, что произошло давным-давно? Ваш мозг говорит: «Давай еще раз! У нас еще час до сна, давай подумаем о чем-нибудь по-настоящему мрачном. Может быть, нам удастся разозлиться по этому поводу на три года позже, чем следовало» Вы говорите о «незавершенном действии»? Оно завершено, вам просто не понравилось, что из этого вышло. Вам хотелось бы иметь фотографическую память? Многие демонстрируют ее, живо вспоминая неприятные переживания. Было бы неплохо, если бы часть этой способности использовалась намеренно для более полезных переживаний.

Проделайте небольшой эксперимент. Подумайте о событии из прошлого, очень приятном, которого вы давно не вспоминали. Вернитесь к нему, убедитесь, что видите. как это событие совершается.

Теперь, глядя на свое приятное воспоминание, измените яркость изображения (Воспользуйтесь аналогией с кинозалом, телевизором, компьютером, если это облегчит задачу). Делайте его все ярче и ярче. Отметьте, как ответно изменяются ваши чувства. Затем делайте его более и более тусклым, пока вы едва сможете различать его. Потом не забудьте снова сделать его ярче.

Это меняет ваше самочувствие? Всегда есть исключения, но для большинства, если сделать картину ярче, ощущения усилятся. Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность ощущения, а уменьшение- наоборот.

Теперь подумайте о неприятном воспоминании. Картину постепенно делайте тусклой. Если вы достаточно убавите яркость, она больше не будет вам досаждать.

Яркость- одна из субмодальностей визуальной модальности.

Субмодальности- это универсальные элементы, которые можно использовать для изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У аудиальной и кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока займемся визуальными.

Яркость- это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать. Однако существуют исключения из правил обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти белой, это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность их ощущений.

Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина- это свеча, сумерки, закат солнца, то часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего нет- страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова ни была бы связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои переживания.

Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменной. Выберите другое приятное воспоминание и меняйте размер картины. Сначала делайте ее все больше и больше, а потом все меньше и меньше, отмечая, как меняются в ответ ваши ощущения.

Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу реакцию, а меньшая ослабляет ее. Здесь тоже есть исключения, особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень большой, она вдруг может показаться нелепой или нереальной. Тогда ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности- например, от удовольствия к смеху.

Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что уменьшение ее ослабляет также и ваши ощущения. Если по-настоящему огромные размеры превращают ее в нелепую и смешную, вы и это можете использовать, чтобы почувствовать себя лучше. Выясните, что вам подходит.

Неважно, какова связь, если вы узнаете, как она работает в вашем мозгу- так, что сможете научиться контролировать свой опыт. Если подумать, в этом абсолютно нет ничего удивительного. Люди говорят о «тусклом будущем» и «ярких перспективах». «Все в черном свете.» «Это пустяк, но она раздувает его до непомерных размеров.» Когда человек произносит нечто подобное, это не метафора; обычно это

буквальное и точное описание того, что он испытывает внутри себя. Если он «непомерно что-нибудь раздувает», вы можете посоветовать сжать картинку. Если видит мрачное будущее- пусть сделает его поярче. Это звучит просто, но так оно и есть.

Внутри вашего разума существуют все те вещи, с которыми вам никогда не приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться в отношения с собственной головой, так? Пусть вместо вас это делают другие. Однако все, что происходит в вашей голове, воздействует на вас, и потенциально все это вам подконтрольно.

А теперь продолжите эксперимент с варьированием других визуальных элементов, чтобы выяснять, как можно сознательно изменять их для воздействия на вашу реакцию. Пусть у вас будет личное, опытным путем полученное понимание того, как вы можете контролировать свой опыт. Возьмите любой опыт и попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже визуальных элементов. Сделайте то же самое, что вы делали с яркостью и размерами: попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на самом деле выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один элемент за раз. Если вы изменяете два или более параметра одновременно, то не узнаете, какое из них- или насколько сильно- воздействует на ваши ощущения. Начните с приятного переживания.

1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.

2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте от очень близкого до далекого.

3. ГЛУБИНА. Меняйте картину от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений.

4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.

5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте изображение от кристально чистой детальной четкости до размытой неразличимости.

6. КОНТРАСТ. Отрегулируйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.

7. ПРЕДЕЛЫ. Варьируйте от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой, так что если вы повернетесь, то сможете увидеть еще часть,

8. ДВИЖЕНИЕ. Меняйте изображение от неподвижного фото или слайда до кинофильма.

9. СКОРОСТЬ. Регулируйте скорость фильма от очень медленной

до очень быстрой.

10. ОТТЕНОК. Изменяйте баланс цветов. Например, увеличьте интенсивность красных тонов, а голубых и зеленых- уменьшите.

11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным, так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.

12. ПРОПОРЦИИ. Сделайте обрамленную картину длинной и узкой, а потом короткой и широкой.

13. ОРИЕНТАЦИЯ. Наклоните верхнюю часть картины от себя, а потом к себе.

14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (то, что вас больше всего интересует) и задним (обстоятельства, которым просто случилось при сем присутствовать). Попробуйте поменять их местами, чтобы задний план стал более интересным переднего.

(Если вы действительно приостановитесь и попробуете поизменять переменные из этого списка- у вас будет прочная основа для понимания остального. Если вы считаете, что у вас нет времени, отложите это и почитайте, например, журнал «Здоровье»,)

Теперь у вас должен быть опыт использования нескольких из множества способов, какими можно, меняя субмодальности, изменить свой опыт. Всякий раз, обнаружив элемент, работающий по-настоящему эффективно, сделайте паузу, чтобы понять, где и когда вы хотите его использовать. Например, выберите жуткое воспоминание- хотя бы эпизод из фильма. Возьмите эту картину и быстро сделайте ее очень большой. Это встряхивает. Если вам по утрам трудно разогнаться, попробуйте это вместо кофе!

Выяснив, как разные элементы работают, вы можете комбинировать их, чтобы получить еще более интенсивные изменения. Например, приостановитесь и найдите исключительно приятное чувственное воспоминание. Во-первых, убедитесь, что это фильм, а не просто неподвижный слайд. Теперь возьмите этот образ и пододвиньте его к себе. По мере приближения делайте его более ярким и цветным, одновременно замедляя фильм до половинной скорости. Поскольку вы уже знаете кое-что о работе вашего мозга, проделайте также и все остальное, что наилучшим образом интенсифицирует ваше переживание...

Вы чувствуете себя по-другому? Можете это делать в любое время. Когда вот-вот соберетесь по-крупному придраться к любимому человеку- можете притормозить и сделать это. И с тем выражением, что было сейчас на вашем лице, кто знает, чем это могло бы закончиться... всякого рода занятыми волнениями!

Поразительно, но некоторые поступают в точности наоборот. Подумайте, на что была бы похожа ваша жизнь, если бы все свои приятные переживания вы вспоминали как мутные, отдаленные, расплывчатые черно-белые фотоснимки, зато все неприятные- как ярко цветные, близкие, панорамные, трехмерные фильмы. Отличный способ впасть в депрессию и думать, что жизнь не стоит того, чтобы ее проживать. У всех есть хорошие и плохие воспоминания; вся разница часто в том, как мы их вспоминаем.

Многие люди угнетают себя картинами: тут есть множество вариаций. Вы можете делать коллажи из всех тех моментов прошлого, когда что-то было неладно; или выдумывать тысячи картинок о том, как что-то могло бы быть не так в будущем.

Однажды Ричард Бэндлер спросил мужчину, как он загоняет себя в депрессию, и он сказал; «Ну, например, выхожу я к своей машине и обнаруживаю сдутую шину,»

«Да, это досадно, но это не выглядит достаточным для впадения в депрессию. Что вы делаете, чтобы это стало действитсльно ужасным?»

«Я говорю себе: «И вот так всегда», а потом вижу множество картинок всех остальных случаев, когда ломается моя машина.»

На каждый случай, когда его машина не работала, приходилось, вероятно, сотни три случаев, когда она работала превосходно. Но о них в этот момент он не думает. Если вы побудите его думать обо всех других случаях, когда его машина нормально работала, у него не будет депрессии.

Модифицировать прошлые переживания действительно довольно просто. Следующая вещь, которой стоит научиться- то, что Бэндлер называет «кратчайшей терапией». Она хороша тем, что это еще и скрытая терапия.

Подумайте о неприятном затруднении или разочаровании и хорошенько посмотрите на этот фильм, чтобы увидеть, все ли еще он портит вам настроение. Если не портит, выберите другое. Запустите его и сделайте фоном какую-нибудь громкую приятную музыку. Слушайте ее вплоть до самого конца фильма. Это превратит трагедию в комедию, и вы почувствуете облегчение.

Если у вас есть воспоминание, из-за которого вы раздражаетесь и злитесь- наложите на него веселую музыку. Если вы прокрутите его с ней, то вернувшись в следующий раз, оно будет автоматически сопровождаться этой музыкой и вызовет другие ощущения. Если изменения оказались неудовлетворительными или не произошли вообще, посмотрите, есть ли какая-нибудь другая музыка или звуки, которые могли бы, по вашему мнению, повлиять на это воспоминание. И попробуйте еще раз.

Выберите другое неприятное воспоминание. Прокрутите фильм задом наперед, от конца к началу, как если бы вы его перематывали, и сделайте это очень быстро, в несколько секунд. Чувствуете ли вы то же самое по поводу этого воспоминания после просмотра? Определенно нет. Это немного похоже на проговаривание фразы наоборот: смысл меняется. Попробуйте это на всех своих неприятных воспоминаниях, и вы сэкономите на терапии кучу денег.

Люди часто говорят: «Вы смотрите на это не с моей точки зрения», иногда они правы в буквальном смысле. Подумайте о каком-нибудь споре, когда вы были уверены, что правы. Сначала просто прокрутите фильм об этом событии, как вы его помните.

Теперь повторите это, но с точки зрения человека, который смотрит из-за плеча вашего противника, чтобы вы могли видеть самого себя в течение этого спора. Проживите тот же фильм от начала до конца, наблюдая с этой точки зрения. Есть разница? Ваши шансы оказаться правым- процентов пять.

Люди столетиями толковали о «точках зрения». Однако они всегда относились к этому метафорически, а не буквально. Они не знали, как дать человеку конкретные инструкции, чтобы изменить его точку зрения. То, что вы делали- одна возможность из тысячи. Вы можете буквально видеть что-либо из любой точки пространства. Увидеть тот же самый спор со стороны, как нейтральный наблюдатель, чтобы суметь одинаково хорошо рассмотреть и себя, и собеседника. Увидеть его откуда-нибудь с потолка, чтобы оказаться «выше всего этого», или из точки на полу. Один парень смотрел вниз на солнечную систему из точки в космосе, наблюдая, как планеты крутятся на своих орбитах. С этой точки зрения он едва мог различить себя и свои проблемы как крошечную крапинку на поверхности земли (чем они, в сущности, и являются). Картины других людей зачастую отличаются; но они похожи в том, что эти люди видят свои проблемы как очень маленькую часть изображения, и на огромном расстоянии, и время ускорено- сотня лет сжата в короткий фильм.

Люди во всем мире делают эти великолепные вещи внутри своих мозгов- и это действительно работает. Мало того, они даже объявляют о том, что делают. Если вы найдете время задать им несколько вопросов, то откроете все многообразие манипуляций, которые можно проделывать со своим мозгом.

Есть одна замечательная фраза, которую вы часто слышите, переживая что-то неприятное: «Позже, когда вы на это оглянетесь, вы будете смеяться.» В промежутке должен существовать некий процесс, который делает неприятный опыт забавным. Есть ли у вас нечто, на что можно оглянуться и рассмеяться? И воспоминание, над которым вы пока не можете смеяться? Сравните их, чтобы выяснить, чем они отличаются. В одном вы себя видите, а в другом нет? Одно- слайд, а другое- фильм? Есть ли разница в размере, цвете, яркости или местоположении? Выясните, в чем отличие, а потом попробуйте изменить эту неприятную картину, сделать ее похожей на ту, над которой уже можете смеяться.

А теперь подумайте о двух воспоминаниях: одном приятном и одном неприятном. За одну-две секунды переживите эти два воспоминания заново... Дальше отметьте, ассоциированы вы были или диссоциированы в каждом из них.

Ассоциированно- значит вернуться и заново пережить опыт, глядя на него своими собственными глазами. Диссоциированно- значит смотреть на образ из памяти с любой точки зрения, кроме своих глаз. Вы можете увидеть его так, словно смотрите вниз с самолета и т.п. Например, самокритичность обычно предполагает точку зрения, отличную от вашей собственной. Как если бы вы находились вне своих пределов, наблюдая и критикуя себя.

Каким бы способом вы ни вспомнили два ваших случая, делая это естественно,- вернитесь и попробуйте пережить их другим способом, чтобы выяснить, как это меняет ваши переживания.

Идеальная ситуация- воспроизводить все ваши приятные воспоминания ассоциированно, чтобы вы легко могли насладиться всеми положительными эмоциями, их сопровождающими. Когда вы диссоциированы от неприятных воспоминаний, при вас по-прежнему вся зрительная информация о том, чего нужно избегать и как именно поступить, но без неприятной эмоциональной реакции. Естественно, многие делают наоборот.

Есть еще две возможности. Некоторые люди склонны диссоциироваться постоянно. Это научно-инженерные типы, которых часто описывают как «объективных», «бесстрастных» или «сдержанных». Вы можете научить их ассоциироваться- когда они этого хотят- и вновь обрести какую-то чувственную связь с опытом. Возможно, вы в состоянии представить себе некоторые моменты, когда это принесло бы им реальную пользу. Любовь- одна из тех вещей, заниматься которыми гораздо приятнее, находясь внутри собственного тела и переживая все эти ощущения, нежели наблюдая за собой со стороны.

Другие склонны всегда ассоциироваться: у них немедленно возникают все ощущения прошлого опыта, как хорошие, так и плохие. Это люди, которых часто характеризуют как «театральных», «чувствительных» или «импульсивных». Многие их проблемы можно устранить, научив в нужные моменты диссоциироваться. Наблюдая за тем, как вы испытываете боль, вы не находитесь внутри собственного тела, которое ее чувствует.

Вы можете оказать себе настоящую услугу, потратив немного времени, чтобы диссоциированно пробежатъся по нескольким неприятным воспоминаниям. Выясните, как далеко вам нужно отодвинуть картины, чтобы спокойно рассматривать их, но при этом видеть достаточно ясно. Затем прокрутите серию приятных воспоминаний, потратив время на то, чтобы с каждым ассоциироваться и полностью насладиться. Вы учите свой мозг ассоциироваться с приятными воспоминаниями и диссоциироваться от неприятных. Скоро он схватит суть и автоматически проделает то же самое со всеми остальными вашими воспоминаниями.

Научить человека, когда и как это делать- один из наиболее глубоких и всеобъемлющих способов изменения качества опыта и возникающего в результате поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.