КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Спасович В. Д. Речь в защиту Дементьева
Господа судьи! Хотя судьба, а может быть, и жизнь трех людей висит на конце пера, которым суд подпишет свой приговор, защита не станет обращаться к чувству судей, играть на нервах, как на струнах. Она считает себя не вправе прибегнуть к такого рода приему, потому что настоящее дело похоже на палку, которая имеет два конца. Один только конец рассматривается теперь, другой еще впереди. В этом деле так слились два элемента: то, что сделал солдат, и то, что сделал офицер, что разделить их можно только мысленно, а в действительности оно и неразделимо: насколько смягчится участь солдата, настолько отягчится участь офицера, насколько палка опустится для одного, настолько она поднимется для другого. Подсудимый находится в очень трудном положении, вследствие особенностей военного судопроизводства, вследствие примечания к статье 769, в силу которого ввиду соображений высшего порядка поручик Дагаев не может быть вызван в суд. Его отсутствие чрезвычайно затрудняет работу разоблачения истины, разбирания, кто говорит правду, кто говорит неправду. Если бы Дагаев был на суде, если бы он мог живым словом передать подробности происшествия, то как человек молодой, образованный, может быть, он и изменил бы отчасти показания, данные им на предварительном следствии, и, может быть, участь подсудимого была бы смягчена. Но если даже он и не изменил своих показаний, то из слов его, из образа действий на суде сквозила бы та истина, до которой приходится теперь добираться путем весьма трудным, окольным путем соображений, сопоставлений, сравнений, заключений. Путь этот требует большого хладнокровия, нужно приступить к делу со скальпелем в руках, с весами, как для химического анализа, и только таким образом, сказав сердцу, чтобы оно молчало, обуздав чувство, установить факт. Раз установив факт, можно будет дать чувству разыграться против того, кто окажется виновным, дать место состраданию к тому и другому, потому, что обе стороны одинаково нуждаются в нем, потому что офицер, если не оклеветал, то ввел в искушение своим образом действий солдата и виновен в том, что ему грозит теперь тяжкое наказание. Тогда можно будет руководствоваться соображениями, почерпнутыми из сферы военного быта, из сознания глубокой необходимости строгой дисциплины. Но до установления самого факта нельзя руководствоваться этими соображениями; до установления факта для суда не существует офицера и нижнего чина, а существует только Дагаев и Дементьев. Приступая к установлению факта, защита не может держаться того порядка, которого держалась обвинительная власть, которая начала с конца. Все дело развивалось весьма логически с первого шага; с первого шага события, логически развивавшиеся, довели до последнего результата. Следует начать сначала с Даниловой и ее собаки. На улице Малой Дворянской есть большой дом, занимаемый внизу простонародьем; бельэтаж занимает Данилова и другие жильцы, затем в мезонине живет Дементьев с женой и дочерью. У Даниловой есть собака, большая и злая. Из приговора мирового судьи видно, что она бросалась на детей и пугала их. 5 апреля настоящего года эта собака ужаснейшим образом испугала малолетнюю дочь Дементьева, которую отец страстно любит, ради которой он променял свою свободу на военную дисциплину. Девочка шла с лестницы по поручению родителей; собака напала на нее, стала хватать ее за пятки. Малолетка испугалась, закусила губу в кровь и с криком бросилась бежать. На крик дочери отец выбежал в чем был, в рубашке, в панталонах, в сапогах, не было только сюртука. Он простой человек, он нижний чин, ему часто случалось ходить таким образом и на дворе, и в лавочку. А тут рассуждать некогда, собака могла быть бешеная. Собаку втаскивают в квартиру, он идет за ней, входит в переднюю и заявляет: «Как вам не стыдно держать такую собаку». Чтобы он сказал что-нибудь оскорбительное, из дела не видно; Данилова на это не жаловалась. Все неприличие заключалось в том, что он вошел без сюртука, в рубашке и с палкой; Данилова говорит, что он ударил собаку, он говорит, что собака сама на него лаяла и бросилась. Насчет неприличия существуют понятия весьма различные. К человеку своего круга относишься иначе, чем к человеку низшего круга. Если человек своего круга войдет в гостиную без сюртука, на него можно обидеться. Но Дементьев, хотя и кандидат, нижний чин, он знал свое место в доме вдовы надворного советника и не пошел дальше передней. Данилова оскорбилась тем, что простой человек вошел в ее переднюю без сюртука, и это неудовольствие увеличилось до того, что из-за него ее пригласили к мировому судье. С дамами пожилыми, воспитанными в старых понятиях, чрезвычайно трудно бывает рассуждать об обстоятельствах, касающихся их лично. Дама, может быть, очень благородная, очень сердобольная, но ей трудно втолковать, что право, что не право, трудно заставить ее стать на объективную точку зрения по личному вопросу, трудно дать почувствовать, что то, что не больно ей, другим может быть больно. В семействе Даниловой сложились, вероятно, такого рода представления: собака нас не кусает, на нас не лает; невероятно, чтобы она могла кусаться и пугать кого-нибудь. Собака невинна, а люди, которые возводят все это на нее, кляузники. Данилова никого не зовет к мировому судье, почему же ее зовут? Это кровная обида. По всей вероятности, тут и образовалось такое представление, что не жильцы - жертвы собаки, а сама владелица ее -жертва людской злобы, она, надворная советница, страдает от какого-то нижнего чина, от солдата! Все эти соображения, конечно, были переданы Дагаеву, когда он пришел 7 числа с тещей, служанкой и женой. Жена передавала, что они страдают от нахала, жильца мезонина. По всей вероятности, тут явились внушения такого рода: «Ведь это солдат, ведь вы офицер, покажите, что вы офицер, проявите свою власть, призовите, распеките солдата, ему нужно дать острастку». Нужно известного рода мужество, известного рода твердость характера, чтобы противостоять этим внушениям, когда внушают люди весьма близкие, весьма любимые. Должно явиться сильное желание показаться героем. Вот почему Дагаев, не рассуждая, поверив вполне тому, что ему передавали, приказал позвать к себе солдата. Это была с его стороны чрезвычайно важная ошибка, которая положила основание всему делу. Он не имел ни малейшего права звать к себе кандидата. Скорее, между Дементьевым и Даниловой был спор гражданский, который должен был разрешить мировой судья. Всякий офицер может требовать от нижнего чина почтения не только для себя, но и для своего семейства, когда солдат знает, что это семейство офицера, и образом своих действий относительно этого семейства сознательно оскорбляет офицера. Но Дементьев даже не знал о существовании Даниловой до 5 апреля; что в семье были офицеры, он узнал только 7 числа, когда его стали звать к офицеру. При таких обстоятельствах заявлять превосходство своего офицерского звания над человеком, который связан по рукам и по ногам военной дисциплиной, звать его по этому частному делу в квартиру Даниловой было действием совершенно неправильным. Дементьев не пошел, и вследствие этого его обвиняют по статье 113 за неисполнение приказания начальника. Применить эту статью к человеку в положении Дементьева, на взгляд защиты, чрезвычайно трудно. Было ли здесь приказание начальника? Нет, потому что Дагаев не командовал в той команде, в которой состоял подсудимый. По статье ПО оскорбление нижним чином всякого офицера приравнивается к оскорблению начальника. Но это дело совершенно другого рода, оно основано на других соображениях. В законе есть целый ряд преступлений: неповиновение, неисполнение требований и т.п. Кто бы ни был нижний чин и кто бы ни был офицер, если нижний чин оскорбил его, то он наказывается как оскорбивший начальника. Но статья 113 говорит только о неповиновении начальнику, о неисполнении приказания подчиненным. Давать ей более широкое толкование значило бы ставить всех солдат в такую страшную зависимость от всех офицеров, которая едва ли согласна с пользами и требованиями дисциплины. Затем самое слово приказание очень неопределенно в законе. При сравнении этой статьи закона с подобными же статьями в других законодательствах оказывается, что в прусском, например, употреблен термин «служебное приказание», и это весьма понятно. Точно так же и у нас нельзя понимать это слово в неограниченном смысле, подразумевать под ним всякое приказание. В самом законе есть постановление, что если нижний чин совершит по требованию начальника деяние явно преступное, то он все-таки отвечает. Следовательно, из общего понятия о приказании исключаются приказания явно преступные. То же самое можно сказать и о приказаниях явно безнравственных, как если бы, например, офицер, приказал солдату привести к себе его жену или дочь. Вообще законность или незаконность приказания имеют гораздо более значения, чем предполагает представитель обвинительной власти. По прусскому кодексу, который считается лучшим, нижний чин, получивший незаконное приказание, может сделать представление начальнику, он должен исполнить приказание, но имеет право жаловаться, и во всяком случае эта незаконность приказания значительно ослабляет и смягчает его вину. Поэтому никак нельзя подводить действие Дементьева, то, что, он не отправился в квартиру Даниловой, под неповиновение. Если же суд, вопреки доводам защиты, признает подсудимого виновным в неповиновении, то он должен будет в весьма значительной степени смягчить размер ответственности Дементьева, потому что приказание было незаконное, и если бы оно было исполнено, бог знает, в каком положении был бы теперь подсудимый. Его зовут в дом, где против него вооружены и где нет ни одной души, которая могла бы свидетельствовать за него. Если на улице его чуть не зарубили, то то же могло произойти и в квартире. На улице, по крайней мере, нашлись свидетели, которые подтверждают, что и того и этого не было. Дементьев боялся столкновения с офицером, он предвидел сцену, в которой ему, человеку почти равному, который к пасхе, может быть, получит производство в офицеры, грозит, что его могут съездить по физиономии, он боялся этого и потому не пошел. С двух часов квартира Дементьева была почти постоянно в осаде до шестого часу, когда произошла катастрофа. В продолжение трех часов Дагаев, решившись вызвать Дементьева и распечь, употребляет все меры, чтобы поставить на своем, причем каждая неудачная попытка увеличивает его раздражение, усиливает его гнев. Напомнив показание самого Дагаева о посылке сначала кухарки, затем двух городовых, наконец, дворника, принесшего ответ, что «если офицеру угодно выйти, то я готов с ним объясниться», ответ, вследствие которого, по словам Дагаева, у него явилась мысль жаловаться по начальству на солдата, почему он и вышел из квартиры Даниловой. Чтобы жаловаться начальнику, нужно знать, кто этот начальник; Дагаев этого не знал; ему известно было только, что Дементьев кандидат; для того чтобы узнать, кому жаловаться, он послал дворника за домовой книгой; но дворник еще не возвращался, когда Дагаев вышел из квартиры Даниловой. Значит, офицер пошел совсем не для того, чтобы жаловаться начальнику Дементьева. Это можно доказать и другим путем. По словам самого Дагаева, прошло пять-шесть минут между тем временем, как он сошел, и тем временем, как вышел Дементьев; по показанию Даниловой, прошло четверть часа между его уходом и возвращением. Если принять, что все последующее совершилось чрезвычайно быстро, почти мгновенно, то следует предположить, что не менее двенадцати минут прошло между тем временем, когда Дагаев вышел от Даниловой, и тем временем, когда совершилась катастрофа. Что же он делал это время? Шел к начальнику Дементьева? Начальник Дементьева живет в крепости, и за это время можно было бы дойти почти до Троицкого моста. Итак, он не шел, он поджидал Дементьева, который, как ему было известно, часто выходит из дому. Можно себе представить, насколько разгорячило это ожидание его гнев. Наконец, Дементьев вышел, катастрофа произошла. В этой катастрофе есть множество существенных вопросов, которых не выяснило следствие, как, например, вопрос о шинели, о ссадине на подбородке Дементьева, об оторвании его уса. Дементьев не помнит, когда он потерял этот ус, как быстро шли события. Но как ни быстро они шли, их можно разделить на два момента: один - до обнажения сабли офицером и другой - после обнажения. До обнажения сабли происходил только крупный разговор у подъезда на улице. Увидев офицера, Дементьев делает ему под козырек; при этом движении, так как шинель его была в накидку, Дагаев не мог не увидеть нашивок, которые находятся у него на рукаве и которые должны бы были установить некоторое отличие между Дементьевым и простым, нижним чином; он не мог не увидеть георгиевского креста, который так уважается всеми военными людьми. Но Дагаев говорит, что орденов не было. Откуда же взялись ордена, лежавшие на земле, которые видели в первую минуту схватки два свидетеля: мальчик Лопатин и Круглов? Не могли же они быть подброшены до события, когда неизвестно было, чем оно разрешится; не могли они быть подброшены и после, потому что в то время, когда катастрофа еще не была окончена, в коридор вошли люди и видели эти ордена лежащими. Начинается разговор; по мнению представителя обвинительной власти, вопрос относительно этого разговора может быть разрешен только безусловным принятием одного из двух показаний: показания офицера или подсудимого. Но защита полагает, что в этом деле весьма важно показание свидетеля, в котором не сомневается сам прокурор, мальчика Лопатина. Мальчик рассказал вещи весьма ценные: о шинели, о волосах и пр. Это все такие обстоятельства, которые приходилось слышать в первый раз. Из показаний мальчика видно, что офицеру не было нанесено оскорбление солдатом. Но если даже не дать веры показанию мальчика, то из простого сопоставления двух рассказов - рассказа офицера и рассказа солдата -для всякого непредупрежденного человека станет ясно, что правда находится не на стороне Дагаева. Если принимать за достоверное показание офицерское только потому, что оно офицерское, независимо от всяких других причин, то защищать Дементьева невозможно. Но странно, что это офицерское показание находится в несомненном, решительном противоречии с тремя генеральскими отзывами, которые заслуживают внимания. Есть люди, о которых, не зная, как они поступили в данном случае, можно сказать наверное: «Я знаю этого человека, он честен; он не мог украсть». То же самое можно сказать относительно Дементьева: если по отзывам одного из генералов, Осипова, он характера тихого, смирного, если по отзыву генерала Платова, он строго исполняет свои служебные обязанности, если по отзыву генерала Фриде - это такой человек, в котором военная дисциплина въелась до мозга костей, то решительно невероятно, как такой человек мог совершить то, что ему приписывают. Это идет вразрез со всем его прошедшим. Дементьев, сходя, держит руку под козырек; сам офицер признает это, он говорит только, что он то поднимал руку, то дерзко опускал. Если он решился явно грубить, то ему незачем было держать руку под козырек. Прокурор ставит в вину подсудимому, что после первого столкновения он бежал в дом, а не на улицу, где легче мог укрыться. Но Дементьев не знал, что его будут рубить, он знал только, что с ним грубо обращаются, что офицер его может ударить в лицо, и потому движение его назад весьма характерно; оно может быть объяснено только стыдливостью, нежеланием, чтобы люди видели, как с ним обращается офицер. Ввиду всех этих соображений защита считает совершенно доказанным, что рассказ солдата верен и что оскорбления словами офицера со стороны Дементьева не было. Затем является обнажение сабли. Тут, в этой сцене в коридоре, есть два вопроса довольно загадочные: первый вопрос о шинели; была ли она застегнута или нет, и когда она была сброшена; второй - о ссадине на подбородке и об отсутствии правого уса. От сабли раны имеют форму линейную, а эта ссадина имеет вид кругловатый, следовательно, она произошла не от сабли; точно так же не саблей мог быть отрезан ус, она слишком тупа для этого. Чтобы вырвать ус, нужно было выдернуть его рукою. Чтобы объяснить факт исчезновения этого уса, нужно обратиться к тому порядку, в котором были нанесены раны, и по ним проследить ход событий. Первая рана, которую Дементьев получил еще на лестнице, была рана на правом глазу, пересекающая верхнее веко правого глаза, идущая через висок и теряющаяся в волосах. Если допустить, что эта рана была нанесена в то время, когда офицер с солдатом стояли лицом к лицу, то, значит, офицер держал свою правую руку наискосок, так что конец шпаги задел сначала веко правого глаза и, разрезав кожу, прошел через висок. Другая рана -на макушке головы, следующая к левому уху; это опять рана, которая должна была быть нанесена наискосок от половины головы и затем скользнула по голове. Затем есть две ссадины на внутренней поверхности левого предплечья у конца локтевой кости. По этим ссадинам можно заключить, что Дементьев защищал себя локтем, а не руками, как показывали свидетели. Вот порядок ран по рассказам свидетелей и даже по рассказу самого Дагаева. Спрашивается, к какому же моменту следует отнести срывание погон, самый важный, самый существенный вопрос в деле. По словам Дагаева, он вынул шпагу еще на улице и на улице ударил Дементьева в спину. Удар по плечу в шинели мог быть не почувствован солдатом, но, вероятно, этот удар и согнул шпагу. Затем, говорит Дагаев, когда они уже были в коридоре, «я хотел нанести, а может быть, и нанес удар солдату, когда он вцепился в мои погоны и оторвал их». Значит, по показанию самого Дагаева, срывание погон произошло после того, как он стегнул Дементьева шпагой по глазу и эта шпага произвела тот рубец, который проходил до волос. Если принять в соображение показание мальчика, который видел, как офицер сталкивал солдата с лестницы, то легко представить, что офицер сначала сбросил шинель и левой рукой схватился за ус, а правой нанес удар, после чего, по его словам, солдат вцепился в его погоны. Можно ли допустить нечто подобное со стороны Дементьева? Такой сильный удар по глазу, рассекающий веко, удар, от которого не могло не заболеть яблоко глаза, должен был на 30, 40 секунд совершенно лишить человека способности относиться сознательно к тому, что происходит вокруг него; у него движения могли быть только рефлекторные. Обыкновенно между получаемым впечатлением и движением человека становится целая область размышлений, соображений, привычек, то, что составляет характер человека. Но здесь этого быть не могло, здесь был такой беспромежуточный переход от удара к рефлексу, что если бы в ту минуту, как Дементьев получил этот удар, он раздробил офицеру голову, ударил его в лицо, он должен бы быть признан сделавшим это в бессознательном состоянии. Прокурор доказывал, что суд не вправе признать бессознательности, потому что не было экспертизы. Экспертиза нужна только для определения болезненного состояния; но, кроме болезни, есть еще целая громадная область того, что называется аффектами, сильными душевными волнениями, вызванными внезапным событием. Всякому известно, какое сильное впечатление производит испуг на организм не только людей, но и животных. Известно, что делается с медведем, когда он чего-нибудь испугается. Для такого рода явлений нет экспертов. Следовательно, есть основание допустить у Дементьева после полученного им удара такое бессознательное состояние, при котором ему не может быть вменено в вину, что бы он ни сделал. Но если даже допустить, что он не лишился сознания, защита не понимает, почему прокурор отрицает, что было состояние необходимой обороны. При всей строгости воинского устава, ограничивающего необходимую оборону, он все-таки допускает ее в отношении начальника, если действия этого начальника угрожают подчиненному явной опасностью. А тут разве не было явной опасности? Ведь смертью могло угрожать нападение на человека безоружного, которому наносят удары в голову, а бежать некуда. Он хотел бежать к себе в квартиру, но его стащили вниз, мало того, оторвали ус. Опасность была неминуемая, неотвратимая. Но, несмотря на такую возможность защищать подсудимого на основании состояния необходимой обороны, защита не прибегла к ней вследствие глубокого убеждения, что не Дементьев сорвал погоны с офицера. В каком бы положении человек ни был, у него не может быть двух идей в одно и то же время. Очевидно, что в ту минуту, когда Дементьеву нанесли удар по глазу, в нем прежде всего должно было заговорить чувство самосохранения и не было места другим размышлениям. Между тем предполагают, что в ту минуту, когда Дементьев получил удар, за которым грозили последовать другие, он совершил в уме следующий ряд силлогизмов: «Офицер меня обидел, надо отомстить офицеру. Как ему отомстить почувствительнее? Что у полка знамя, то у офицера эполет, погоны - символ чести. Сорвать погоны - самое чувствительное оскорбление; дай-ка я сорву с него погоны, а потом подумаю, как спастись, если до того времени меня не зарубит мой противник, который может искрошить меня, как кочан капусты». Вот какие соображения должны бы были быть у него, если бы он решился сорвать погоны и привел в исполнение свое намерение. Но это психологическая невозможность. Если бы элемент мести примешивался к чувству самосохранения, то он попытался бы ударить по той руке, которая наносила удары, вырвать шпагу, нанести удар в лицо, сделать, одним словом, что-нибудь, чтобы защититься. Между тем ничего этого не было. Мало того, есть еще другие обстоятельства, которые наводят на мысль, что обвинять Дементьева в срывании погонов с Дагаева невозможно. Одно из таких важных обстоятельств - это тот погон, с которым Дементьев пошел к начальству. Если бы Дементьев проделал в сознательном состоянии то, что ему приписывают, сорвал погоны, чтобы отомстить, то это движение должно было оставить след в его сознании и первым его делом, когда ему подсовывали этот погон, было бы отбросить его, чтобы не установить никакой связи между собой и этим погоном. Он же, напротив, берет его самым наивным образом и заявляет, что вот по этому погону можно узнать офицера, и в участке только узнаёт, что его обвиняют в срывании погон. Но, спрашивается, кто же сорвал эти погоны? Кто-нибудь должен же был их сорвать. Если не Дементьев, то необходимо предположить, что Дагаев. Защита могла бы не касаться этого предположения, с нее довольно, если суд будет внутренне убежден, что Дементьев не мог совершить этого срывания; но чтобы досказать свою мысль до конца, она должна сознаться, что выйти из дилеммы нельзя иначе, как предположив, что погоны сорваны офицером. Для этого нет необходимости делать обводного предположения, которое было высказано прокурором, что офицер, видя, что увлекся, понимая, что ему грозит большая ответственность, хотел подготовить средство к защите, хотя защита не может согласиться с опровержением, представленным на это предположение прокурором, а именно, что Дагаев был в состоянии сильного гнева, при котором невозможен такой холодный расчет. Нужно отличать гнев как аффект от гнева как страсти. Гнев, который разжигался в течение трех последовательных часов, был уже не аффектом, а страстью, под влиянием которой человек может действовать с полным сознанием последствий. Но во всяком случае нет надобности в этом предположении, возможно и другое. Очень может быть, что Дагаев не был в таком хладнокровном состоянии, когда влетел со шпагой в руке в коридор. Он, кажется, из тифлисских дворян, он уроженец юга, где люди раздражаются скорее, чувствуют живее, чем люди северного климата, более сдержанные, более флегматичные. Очень может быть, что такой человек, придя в ярость, теряет сознание, готов сам себя бить, способен сам себя ранить. Он мог сорвать один погон, когда сбрасывал шинель, другой после и забыть об этом. Против этого приводят то, что он сейчас же заявил о срывании погона. Но в том-то и дело, что первый человек, которого он увидел после этого события, была Данилова, и ей он ничего об этом не сказал. Он заявил о срывании у него погонов в первый раз в участке, через четверть часа или двадцать минут после того, как виделся с Даниловой. Этого времени было совершенно достаточно, чтобы пораздумать, сообразить, не зная, как он потерял погоны, он мог прийти к заключению, что, вероятно, их сорвал солдат и занес об этом обстоятельстве в протокол, видя в нем средство защиты себя. Самое показание Дагаева подтверждает мысль, что он мог сорвать погоны с себя и не заметить этого. В этом показании Дагаев отрицает такие факты, которые были совершены при многочисленной публике. Так, он говорит, что не бил на улице Дементьева, когда люди видели, что он бил; говорит, что не вынимал шпаги, когда люди видели, что он вынимал ее. Поэтому можно утверждать, что он был в таком же разгоряченном состоянии, как Дементьев, хотя стал в него по доброй воле, и что он мог действительно многого не помнить. Подводя итоги всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как то, что Дементьев не виновен, и прошу его оправдать, оправдать вполне еще и потому, что это событие особого рода, это такая палка, которая действительно должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо. Она должна обратиться на кого-нибудь другого. Я полагаю, что к военной дисциплине совершенно применимо то, что говорили средневековые мыслители о справедливости - основа царства есть правосудие. Я полагаю, что правосудие есть основание всякого устройства, будет ли то политическое общество, будет ли то строй военный. Дисциплина, если брать это слово в этимологическом значении, есть выправка, обучение начальников их правам, подчиненных - их обязанностям. Дисциплина нарушается одинаково, когда подчиненные бунтуют и волнуются, и совершенно в равной степени, когда начальник совершает то, что ему не подобает, когда человеку заслуженному приходится труднее в мирное время перед офицером своей же армии, нежели под выстрела митурок, когда георгиевскому кавалеру, который изъят по закону от телесного наказания, наносят оскорбление по лицу, отрывают ус, когда лицо его покрывается бесславными рубцами. Я вас прошу о правосудии.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Адвокатская, или защитительная речь - один из видов судебного красноречия. А.Р. отличается нравственно-правовое направленностью, в ней ценятся эмоциональность, объективность, доказательность, призванные с максимальным эффектом воздействовать на участников судебного процесса. А.Р. направлена на подчёркивание прошлых заслуг обвиняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует прежде всего к чувствам участников судебного процесса; в этом случае образности и выразительности языка отводится ведущая роль. Античная риторика - наука об ораторском искусстве; возникла в Греции в V в. до н.э. сложилась в эпоху эллинизма в целостную систему в III - II вв. до н.э.; в Риме - в I в. до н.э. Крупнейшие теоретики - Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая риторика делилась на 5 частей: 1) нахождение и четкое определение темы, систематизация содержания; 2) расположение- деление речи на вступление, главную часть - «утверждение и истолкование» (Ломоносов) и заключение; 3) словесное выражение - учение об отборе и о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) запоминание; 5) произнесение. Античная риторика ориентировалась на практику политического, судебного и парадного красноречия. Аргумент (лат. argumentum) - основание, довод, истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). А. является составной частью всякого доказательства. Аргументация - способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо. Афоризм (греч. aphorismos - изречение) - обобщённая, глубокая, законченная мысль, выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждения и выразительностью. Напр.: Остроумие - это дерзость, получившая образование (Аристотель); торопись медленно (Октавиан Август); знание-сила (Бэкон). Аудитория - совокупность людей, к которым обращена аргументация. Аффектация (лат. affectatio) - неестественность в жестах, манерах, чрезмерная приподнятость речи. Благозвучие речи, или эвфония - художественно-выразительное применение в речи эстетически мотивированных элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и проч. Б.Р. предполагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искажения орфоэпических норм (шо 'фер, по 'нять, на 'чать и т.п.). Богатство речи - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (например, активный запас слов у А.С.Пушкина превышал 21 000 единицу; у современного культурного человека он составляет примерно 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь- уЕсенина, жаркая рябина - у Цветаевой), об интонационном богатстве речи (напр., у И.Смоктуновского, Ю.Яковлева и др. артистов театра и кино, у дикторов). Валидность информации (от фр. valide- законный, действительный) - в социологии означает надёжность информации, отсутствие в ней ошибок. Варваризмы (греч. barharos - чужеземный) - иностранные;слрва и выражения, заимствованные из других языков и не полностью освоенные в родном. Неоправданно большое число В. ведёт к засорению речи, что характерно для современного молодёжного жаргона, изобилующего англицизмами (лейбл, герл, шоп и др.). Выразительность речи - одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора; В.Р. достигается эрудицией и опытом автора; она диктуется ситуацией общения и напрямую связана с ней. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство и проч.). Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории и культуры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всём его протяжении. Высказывание - завершённая целесообразная мысль, выраженная в слове. Гипотеза (греч. hypothesis-основание, предположение, догадка)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений при недостатке доказанных или наблюдаемых фактов. Дебаты (фр. debats) - обсуждение какого-либо вопроса; прения; обмен мнениями; споры. Д. проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение, даже отдельную формулировку, когда необходимо выслушать мнения «за» и «против». Д. характерны для заседаний съездов, работы различного рода законодательных и исполнительных органов в демократическом обществе. Действенность речи - одно из важнейших коммуникативных качеств речи, проявляется в том, что речь побуждает слушателей к изменению поведения как внешнего (поступки, действия), так и внутреннего (мысли, взгляды). Д.Р., таким образом, зависит от качества информации, эмоционального, эстетического и оценочного ее восприятия аудиторией. Дикция (лат. dictio - произнесение) - произношение, манера выговаривать слова. Хорошая Д. предполагает отчётливое произношение отдельных звуков и звукосочетаний и является важным элементом культуры речи. Недостатки Д. - шепелявость, картавость, гнусавость, проглатывание окончаний слов, торопливость, невнятное произношение и т.п. обычно объясняются невниманием оратора к культуре своей речи. Довод - соображение, положение, факт, пример, приводимые в доказательство чего-либо; аргумент. Иллюстрация – то, что подтверждает, дополняет положение, высказанное в выступлении. Иллюстрация бывает словесная (конкретный пример, факт, статистические данные, документ) и наглядная (фотография, рисунок, схема, диаграмма, звуковое пособие). Иллюстрация способствует лучшему пониманию, эмоциональному восприятию и запоминанию материала. Иноязычная лексика – слова, заимствованные из других языков и вошедшие в словарный состав данного языка. Например: амбиция (фр. ambition) – обостренное самолюбие, самомнение, спесь; катаклизм (гр. kataklysmos) – разрушительный переворот, катастрофа. Интонация (лат. intonare – громко произносить) – основное выразительное средство звучащей речи, ее ритмико-мелодическое свойство, выполняющее смысловые, синтаксические и эмоционально-экспрессивные функции. Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение) – сообщение о чем-либо; сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Информированность – степень осведомленности человека о явлениях действительности, об идеях, теориях, имеющих общественное значение, о законах и закономерностях общественного развития. Исконная лексика – слова и обороты, присущие данному языку, существующие в этом языке и возникающие в нем; например, собственно русские слова – говорить, голова, ручей и др. Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим; объективное содержание человеческого познания. Историзмы – слова и обороты, обозначающие предметы и явления прошлого, ныне не существующие, например: боярин, опричник, шушун (вид одежды). Каналы речевого воздействия – основные пути, по которым к слушателям поступает информация через звучащую речь. Различают два основных канала – лингвистический и паралингвистический. Ключевые слова - опорные слова или обороты, выполняющие текстообразующую функцию; исключение их из текста приводит к его распаду. Комментарий (лат. commentarium) -композиционно-стилистический приём, состоящий в разъяснении, истолковании, интерпретации, оценке событий и явлений, упоминающихся в речи. Коммуникативные качества речи - свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности в наиболее эффективной форме. Сюда относятся: богатство, выразительность, действенность, логичность, правильность, уместность, чистота и др. Композиция (лат. compositio - составление, связывание) - построение произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие слушателями. В классической риторике композиция рассматривалась как расположение мыслей. В К. отражается соотношение частей выступления по их целевому назначению (зачин, вступление, основная часть и др.), по стилистическим особенностям (повествование, комментарий, оценка и др.), по соотношению теории и фактов, рационального и эмоционального и т.п. К. должна быть целостна, гармонична, уместна; отдельные её части соразмерны и сообразны. Типы К.: ступенчатая, параллельная, спиральная, хронологическая и др. Контраргумент - используемый в ходе дискуссий, дебатов аргумент, отстаивающий противоположную точку зрения. Концепция (лат. conceptio) - система взглядов; то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда, политической речи и т.д. Красноречие - ораторское искусство; дар речи, речевая искусность, ораторский талант. Цицерон писал: «Красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека... опираясь на содержание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону». Мимика (греч. mimikos- подражательный)-выразительные движения мышц лица, отображающие внутреннее состояние человека, его отношение к чему-либо. М. -составная часть ораторского искусства. Монолог (греч. monos - один и logos - слово, речь) - особая форма речевого общения; обращенная к слушателям речь одного человека. Мотив - внутренняя побудительная причина действий и поступков человека. Если цель определяет, что сделать, как поступить, то М. раскрывает, во имя чего совершается или совершен данный поступок. Знание М. деятельности слушателей имеет большое значение для создания образа аудитории. Образность речи - свойство слова нести информацию не только в абстрактно-логической, понятийной, но и в предметно-чувственной форме. О.Р. - основа словесной наглядности публичного выступления. О.Р. отличается индивидуальностью. Оппонент (лат. opponentos - возражающий) - лицо, выступающее с критикой доклада, диссертации и т.п.; противник в споре. Оратор (лат. огаге - говорить) - тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) подчёркивал необходимость некоторых природных качеств оратора: «хорошей памяти», «находчивости», «звучного голоса», «сильного сложения», но вместе с тем утверждал: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Ораторское искусство, или риторика - высокая степень владения живым устным словом как средством многообразного и разно-направленного воздействия на аудиторию. Орфоэпия (греч. orthos - правильно и epos - слово, речь) - совокупность, система норм и правил образцового литературного произношения. Паблисити (англ. pablicity) - популярность, широкая известность, достигаемая публичными выступлениями, а также использованием средств массовой информации; гласность, публичность, открытость. Подтекст - внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого высказывания смысл. Полемика ( греч. polemikos - воинственный, враждебный) - острый спор при обсуждении политических, научных, художественных вопросов; горячая дискуссия, столкновение мнений по какому-либо актуальному вопросу на собрании, в печати, на научном заседании и т.п. Полилог-беседа, дискуссия трёх и более участников. Прокурорская, или обвинительная речь - один из видов судебного красноречия, носит преимущественно оценочный характер и отличается нравственно-правовой направленностью. Ритор (греч. rhetor - оратор) - у древних греков и римлян статор, а также учитель красноречия; устар.: оратор, говорящий напыщенными, многословными, но малосодержательными фразами; в старину: ученик или учитель духовной семинарии по классу риторики. Риторика (греч. rhetorike) - специальная наука о красноречии, ораторском искусстве, в основу которой положены правила и закономерности построения публичной речи с целью наиболее эффективного воздействия на аудиторию; в переносном значении -излишняя приподнятость изложения, напыщенность; в старину: название младшего класса духовной семинарии. Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову в ходе создания целесообразных высказываний. Риторическая аргументация - публичное построение высказываний, приводящее к согласию ритора и аудитории. Ритор - человек, владеющий ораторской речью. Риторические фигуры - стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи, её действенности: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Словесность - совокупность высказываний, которые создаются в пределах определенной культурно-исторической общности. Софизм (греч. sophisma) - ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики. Ton (греч. topos - место) - смысловая модель, которая используется как для изобретения речи, так и для доказательства. Троп (греч. - поворот, оборот, образ) - слово или оборот речи, употребленные в переносном значении для характеристики какого-либо явления при помощи вторичных смысловых оттенков, присущих этому слову и непосредственно не связанных с его основным значением: гипербола, метафора, эпитет и т.п. Трюизм (англ. truism) - общеизвестная, избитая истина, понятная всем. Установка - готовность или предрасположенность индивида или группы людей определённым образом реагировать нате или иные явления социальной действительности. Фигура речи - (лат. figura - очертание, образ) - особый стилистический оборот, используемый в целях художественной выразительности (тропы, стилистические фигуры). Филология - наука, изучающая словесность.
БИБЛИОГРАФИЯ Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1988. Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. М., 1998. Аристотель. Риторика//Античные риторики. М., 1978. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. Белинский В.Г. Общая риторика Кошанского // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.8. М.,1955. Берков В.Ф., Яскееич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Минск, 1997. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987. Гаспаров М. Поэзия риторического века // Поздняя латинская поэзия. М., 1982. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997. Граудина Л.К. Риторика // Русский язык, Энциклопедия., 2-е изд. 1997. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. Даль В.И. Пословицы русского народа. Спб.,1996. .Жук М.Г. Практикум по спецкурсу "Искусство судебной речи". Гродно, 2001. Зарецкая Е.Н. Теория и практика речевой коммуникации. М., 1999. Кеннеди Дж. Искусство убеждения в Древней Греции. М., 1965. Клюев Е.В. Риторика: Уч. пособие для высших учебных заведений. М.,1999. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. Кохтев Н.Н. Публицистический стиль // Русский язык: Энциклопедия. М., 1998. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К, Граудина, Е.Н. Ширяев: М., 1999. Матвиенко Е.А. Судебная речь. Минск, 1972. Мельникова С.В. Деловая риторика, Ульяновск, 1999. Михайловская Н.Г; Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. М., 1981. Михальская А. К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996. Николаев Н. Застольные речи: Сто застольных речей на разные случаи жизни. Рига, 1895. Перельман X., Ольбрехт-Тытека Л. Новая риторика. М.. 1987. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 2003. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи. М.. 1996. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1981. Сиротинина О.Б. Риторика как составляющая системы наук об общении // Предмет риторики и проблемы ее преподавания. М., 1998. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 2001. Тулупов В.В. Российская пресса: Дизайн, реклама, типология. Воронеж., 2002 Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М„ 1987. Формановская Н.И. Речевой этикет // Русский язык: Энциклопедия. М.1998. Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1999. Чихачев В.П. Академическое красноречие в России. М., 1978.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |