КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА. Закономерности и принципы обучения 1 страница
Конспект № 2 Конспект № 3 Конспект № 2 Конспект № 1 Конспект № 11 Конспект № 10 Конспект № 9 Конспект № 8 Конспект № 7 Конспект № 6 Конспект № 5 Конспект № 4 Конспект № 3 Конспект № 2 Конспект № 1 Конспект № 15 Конспект № 14 Конспект № 13 Конспект № 12 Конспект № 11 Конспект № 10 Конспект № 9 Конспект № 8 Конспект № 7 Конспект № 6 Конспект № 5 Конспект № 4 Конспект № 3 Конспект № 2 Конспект № 1 Этап автоматизации звука Примерные конспекты занятий по автоматизации звука с (1 класс) Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из одного-двух слогов. Цели. Закрепление произношения звука с в словах; развитие фонематического анализа; обогащение и уточнение словаря; дифференциация единственного и множественного числа существительных, согласование существительного и глагола настоящего времени в единственном и множественном числе; закрепление структуры нераспространенного предложения (субъект — предикат). Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Различение единственного и множественного числа существитель На доске картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов. Некоторые предметы даются только в единственном или только во множественном числе. Детям предлагают показать картинки с изображением одного или нескольких предметов (слон, сомы, слоны, сом,...). Даются и провоцирующие задания, например: "Покажи, где столы", хотя имеется только картинка "стол". Именно при такой форме представления задания у умственно отсталого ребенка более успешно формируется направленность внимания на грамматическую форму слова. . Примерный речевой материал: слон, стол, слоны, сомы, сом, стаканы. — Послушайте еще раз эти слова и скажите, с какого звука начинаются 4. Игра "Скажи наоборот" (можно с мячом). Логопед называет один 5. Выбор картинок с изображением многих предметов и называние 6. Выделение окончания -ы из формы множественного числа. На дос - Я назову эти картинки еще раз, а вы послушайте, что слышится в Логопед называет картинки, акцентируя голосом окончание -ы. — Что же слышится в конце этих слов? Какой звук? (ы.) - Повторите эти слова, четко произнесите звук ы в конце слова. (Дети 7. Определение места звука с в словах. Добавляются картинки: матрос, поднос, лес. Дети называют их.
—Отберите картинки, в названии которых звук с слышится в начале —Отберите картинки, в названии которых звук с в середине слова, и (Слова называются.)
— Какой первый слог в слове осы? Какой звук слышится после о? После с? Составим это слово из букв разрезной азбуки. 9. Игра в лото. Детям раздаются карточки лото с картинками, в на 10. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов. Цели. Закрепление произношения звука с в односложных словах со стечением согласных, в словах из 2-3 слогов; развитие фонематического анализа и синтеза, уточнение значения слов поезд, паровоз, вагоны, дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных. Содержание занятия .1. Организационный момент. 2. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Игра "Поезд". На доске макеты вагонов с цифрами 1, 2, 3, а
—Это волшебный поезд. Он повезет слова-картинки. Поезд поедет —А теперь выберите картинки, в названии которых два слога, и поло —Назовите картинки, которые остались. Сколько слогов в этих сло Все слова-картинки заняли свои места. Подъехал паровоз и поезд отправился. На следующей станции поезд остановился, а из первого вагона выпала картинка. Назовите ее. (Сом.) Составим это слово. 4. Фонематический анализ слова сом и составление его из букв разрезной 5. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных. колесо, весы, бусы. Логопед задает вопросы к картинкам первого ряда: -Это кто? (Матрос...) - Какой вопрос я задавала к этим картинкам? (Кто?) Затем логопед задает вопросы к картинкам второго ряда:
- Это что? (Дети называют картинки.) - Какой вопрос я задавала к этим картинка? (Что?) - Посмотрите на картинки первого и второго рядов. К картинкам -Если предметы живые, то какой вопрос мы ставим— кто? или что? (Кто?) Лиса— это кто? или что? (Кто?) - А если неживые предметы (стол, стул), то как мы спрашиваем — -Если неживые предметы, то мы спрашиваем что? Далее дети повторяют. 6. Отгадывание загадок: В лесу живет, а в курятник забирается, хитрым зверем называется. (Лиса.) -Как мы скажем, лиса— это кто? или что? (Кто?) Почему? (Лиса живая.) Картинка выставляется в левой части доски. Стоит Антошка на четырех ножках, на Антошке суп да ложки. (Стол.) -Как мы скажем, стол— это кто? или что? (Что?) Почему? (Он неживой.) Картинка выставляется в правой части доски. - А теперь мы будем подбирать к картинке "Лиса" живые предметы, а 7. Игра "Отбери картинки". На доске картинки: куст, лист, аист, -Назовите (по картинкам) слова, которые отвечают на вопрос кто? Положите эти картинки к картинке "Лиса". -Отберите картинки, названия которых отвечают на вопрос что? Положите эти картинки к картинке "Стол". Работа с картинками первого ряда. - Назовите картинки, на которых нарисованы животные. - Назовите картинки, на которых нарисованы птицы. - Найдите картинки и назовите слова, которые обозначают овощи. 8. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных. Цели. Закрепление произношения звука с в словах со стечением согласных; развитие фонематического анализа; дифференциация обобщающих понятий овощи и фрукты, расширение и уточнение лексики по этим темам; закрепление в речи правильных форм родительного падежа множественного числа. Содержание занятия 1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Классификация картинок с изображением овощей и фруктов. На - Как назвать эту группу картинок? (Овощи.)Кэш картинки? (Фрукты.) 4. Уточнение обобщающего понятия овощи. — Повторите еще раз: как можно назвать одним словом эти картинки? - В названиях каких овощей слышится звук с? (Свекла, капуста, ре Дети называют слова и отбирают картинки. - Назовите слова, в которых звук с в начале слова. (Свекла.) - Назовите слова, в которых звук с в середине слова. (Капуста, ре Предлагается картинка "В огороде", на которой изображены помидоры. - Посмотрите на картинку. Что здесь нарисовано? (Помидоры.) Как 5. Уточнение обобщающего понятия фрукты. - Что созревает летом и осенью в саду на деревьях? (Фрукты.) — На картинках нарисованы фрукты. Назовите их. - В названии каких фруктов есть звук с? (Слива, абрикос, ананас.) - Назовите слог со звуком с в слове слива. - Назовите слог со звуком с в слове абрикос. В случае затруднений предлагается произнести слово по слогам и только после этого назвать слог со звуком с (ели-, -кос). Предлагается картинка "В саду", на которой нарисованы яблоки, сливы. — В саду созрели яблоки, сливы. Как правильно сказать? В саду со 6. Фонематический анализ слова суп и составление его из букв разрез - Что можно сварить из овощей? (Суп.) Дети называют первый, второй, третий звук этого слова и составляют его из букв. 7. Игра "Цепочка слов". — Заменим звук я в слове суп на звук к. Какое слово получится? (Сук.) — А теперь заменим звук у в слове сук звуком о. Какое слово получит После устного ответа буква у заменяется буквой о. — А теперь заменим звук к в слове сок звуком м. Какое слово получит После устного ответа буква к заменяется буквой м. — Прочитайте это слово. 8. Игра в лото. 9. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных. Цели. Закрепление произношения звука с в словах со стечением согласных; развитие фонематического анализа и синтеза; закрепление и актуализация словаря по теме "Посуда"; дифференциация существительных и глаголов. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Игра "Что лишнее?". На доске картинки: миска, скамейка, сково -Назовите картинки. - Скажите, какая картинка лишняя? (Скамейка.) Почему? Миска, — Сколько слогов в слове посуда"! (Три.) В каком слоге звук с? Назо - Назовите еще раз картинки и скажите, в каком слове нет звука с? Картинка убирается. - Какую еще посуду вы знаете? (Добавляются картинки.) - Назовите картинки, в названии которых звук с в начале слова. (Со — В каких словах звук с в середине слова? (Миска.) -Скажите слово стакан по слогам. В каком слоге звук с? (ста-). Какой звук слышится после звука с? (т). 4. Фонематический анализ слова соль и составление графической схе - Что хранится в солонке? (Соль.) Составим графическую схему это Таким образом составляется графическая схема слова соль. - Какой первый звук? Второй звук? Третий звук? - Если вместо последнего звука л' мы скажем звук и, какое слово
5. Составление цепочки слов. - Составим слово сон из букв разрезной азбуки. - А теперь замените о на ы. Какое слово получится? (Сын.) — А теперь вместо звука я произнесите звук р. Какое слово получится? После устного ответа буква я заменяется буквой р. - А теперь вместо звука ы произнесите звук о. Какое слово получится? слово. 6. Дифференциация существительных и глаголов. - Назовите неживые предметы, которые вы видите. — А теперь назовите живые предметы: людей или животных. На доске выставляются сюжетные картинки (мальчик рисует, девочка играет, кукла стоит, охотник стреляет). Логопед задает к каждой картинке вопрос: что делает... (мальчик, девочка и т.д.)? Дети отвечают одним словом. - Какой вопрос я задавала? (Что делает?) - Вспомните слова, которые вы называли (рисует, играет, стоит, - Слова, которые обозначают действия, мы будем обозначать стре Детям раздают фишки с обозначением стрелочки. - Сейчас я буду называть слова, обозначающие предметы, и слова, Логопед называет слова: дом, стоит, строит, машина, кукла, идет, сидит, собака, рисует, едет, парта. - А теперь я назову слова-действия, а вы запомните те, в которых есть - В каких же словах-действиях есть звук с? 7. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в словосочетаниях. Цели. Закрепление произношения звука с в словах и словосочетаниях; развитие фонематического анализа и синтеза; расширение, уточнение и дифференциация словаря по теме "Домашние и дикие животные"; закрепление в речи правильной формы существительных родительного падежа единственного числа. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Уточнение словаря по темам "Дикие животные", "Домашние жи На доске картинки с изображением животных: собака, кот, коза, корова, конь, баран, свинья, заяц, лиса, волк, медведь, белка. Логопед называет картинки и предлагает детям разложить их на две группы. - Как называются эти животные? (Домашние животные.) Почему? они живут? (Б лесу.) Убирается картинка "Заяц". - Назовите картинки и скажите, в названии какого животного слы 4. Фонематический анализ слова лиса, составление графической схемы. 5. Игра "Угадай, чьи это хвосты". На одних картинках даны изобра 6. Игра "Чего не хватает?". Предлагаются картинки, на которых изоб 7. Игра "Сравните, чего нет". На доске сюжетная картинка "В лесу"
- В названии каких предметных картинок есть звук с в начале слова? - В названии каких картинок звук с в середине слова? - Посмотрите внимательно на большую картину и маленькие картин - А каких предметов нет на большой картине? (Нет стола, сома, сло На доске выставляется следующий ряд картинок: лиса, сосна, сова, коса, колбаса. - Посмотрите внимательно на большую картину и на маленькие картин -А каких предметов нет на картине? (Нет совы, косы, колбасы.) Послушайте еще раз эти слова и скажите, что слышится в конце этих слов: нет совы, косы, колбасы. (Звук ы.) Найдите букву ы и поставьте ее около картинок. 8. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в предложениях. Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа, а также анализа структуры предложения; уточнение словаря по теме "Семья"; уточнение пред-
ставлений о структуре простого нераспространенного предложения. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Уточнение словаря по теме "Семья" в импрессионной речи.
- На картинке — семья. Покажите, где дедушка, бабушка, мама, - Девочку зовут Соня, а мальчика — Саня. 4. Уточнение словаря по теме "Семья" в экспрессивной речи. - Сейчас вы будете дополнять предложение одним словом. Логопед показывает одного из членов семьи и называет притяжательное прилагательное: Это бабушкина... (внучка). Это дедушкин... (внук). Это мамина... (дочка). Это папин... (сын). Это Сонин... (брат). Это Санина... (сестра). 5. Дифференциация глаголов и существительных. - Посмотрите на картинку и назовите слова, которые отвечают на -Назовите слова, которые отвечают на вопрос что? - Какой фишкой мы обозначаем эти слова? (Кружочком.) — Посмотрите на картинку и назовите слова, которые отвечают на - Какой фишкой мы обозначаем эти слова? (Стрелочкой.) 6. Графический анализ предложения. —Придумайте предложение со словом Соня. Соня что делает? (Соня —Какое первое слово в предложении Соня рисует"! (Соня.) Какое вто —Первое слово Соня. На какой вопрос отвечает это слово? (Кт о?) - Второе слово рисует. На какой вопрос отвечает слово рисует"! (Что 7. Составление графической схемы слова Соня. — А сейчас мы будем составлять схему вот этого слова. (Показывает Аналогично анализируется и обозначается второй слог. 8. Придумывание предложений по графической схеме. - Придумайте предложение из двух слов о мальчике Сане. Саня что Предложение соотносится со схемой. Логопед произносит слова предложения и одновременно показывает фишку, соответствующую тому или иному слову. - Скажите, какое это слово? (Показывается кружочек.) А это какое 9. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в предложениях. Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие навыков расчленения предложения на слова и фонематического анализа; уточнение словаря по темам "Птицы", "Кто как кричит?"; закрепление в речи структуры простого нераспространенного предложения. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с. 3. Отгадывание загадок: Чик-чирик! К зернышку прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей.) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.) - Воробей и сорока — это кто? (Птицы.) 4. Уточнение словаря по теме "Птицы". - Посмотрите на картинки и скажите, какие еще птицы здесь нарисо 5. Развитие фонематического анализа и синтеза. - Назовите картинки. Скажите, в названии каких птиц есть звук с? Картинки на звук с располагаются слева. - В каком слове есть звуки сие? (Сова, соловей). 6. Кто как кричит? - Птицы издают разные звуки, по-разному кричат. Как кричит воро - Какая из этих птиц днем спит, а ночью охотится? (Сова.)
7. Придумывание предложения со словом сова и его анализ. - Придумайте предложение про сову. Что делает сова днем? (Сова спит.) Какое первое слово в этом предложении? (Сова.) Назовите второе слово в этом предложении. (Спит.) Сколько же слов в этом предложении? (Два.) 8. Графический анализ предложения Сова спит (см. конспект № о). 9. Составление графической схемы слова спит (см. конспект № 6). 10. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в предложениях. Цели. Закрепление произношения звука с в предложениях; развитие фонематического анализа; уточнение и расширение глагольного словаря по теме "Кто как передвигается"; закрепление в речи согласования существительного и глагола настоящего времени; структура простого и распространенного предложения. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Артикуляторная гимнастика и уточнение произношения звука с. 3. "Что лишнее?" На доске картинки: рыба, воробей, собака, мост. - Какая картинка лишняя? Почему? (Рыба, собака, воробей — живые.) - В слове мост есть звук с? (Есть.) Какой он по счету? (Третий.) В случае затруднений определяется последовательный состав слова. (Первый, второй, третий, четвертый звуки.) Затем эта картинка убирается. К оставшимся картинкам добавляются следующие: змея, заяц, лягушка, конь, мальчик. 4. "Кто как передвигается". — Назовите картинки. Вспомните, кто как передвигается. Что делает 5. Согласование существительного и глагола в числе. собаки, воробьи, змеи, зайцы, лягушки, кони, мальчики. — Вверху картинки, на которых нарисован один предмет. А внизу кар - Рыба плавает, а рыбы... (плавают). Воробей летает, а воробьи... 6. Игра "Скажи наоборот". - А сейчас будем играть с мячом. Я буду говорить об одном предмете, Логопед произносит следующие предложения: Мальчик идет. Самолет летит. Стол стоит. Лист падает. Велосипед едет. Куст растет. После каждого предложения логопед бросает мяч одному из детей.
7. Анализ предложения Куст растет (по картинке), (см. конспект № 6). 8. Графический анализ слова кусты (см. конспект № 6). 9. Подведение итогов занятия. Тема. Автоматизация звука с в предложениях. Цели. Закрепление правильного произношения звука с в предложениях с прямым дополнением; развитие фонематического анализа; расширение словаря по теме "Пища"; закрепление правильного употребления существительных винительного падежа; уточнение представлений о структуре простого распространенного предложения с прямым дополнением (субъект — предикат — объект).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |