КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА. Закономерности и принципы обучения 4 страница
а) Повторение слогов: па-ба-ба, пы-пы-бы, бу-пу-бу, по-бо-по. б) Замена звука п на звук б в слогах: ид, по, сто, упы, пу, пэ, пых. 5. Дифференциация звуков б и п в словах. а) Распределение картинок под буквами б и п. На доске картинки: полка, паркет, булка, букет, пароход, пуговица, бабочка, булавка, пушка, банка, бусы. Логопед предлагает детям назвать картинки и последовательно разложить картинки под буквами б или л. б) Классификация картинок с изображением овощей и фрукттов. — Как можно разложить на две группы эти картинки? В случае затруднений логопед берет одну картинку с изображением овоща, ставит слева, а одну картинку с изображением фрукта — справа. Дети по аналогии распределяют картинки на две группы. — Каким словом можно назвать эти картинки? (Овощи.) А эти картинки? - Назовите овощи, в названии которых есть звук п. (Помидоры, репа, - Назовите фрукты, в названии которых есть звук б. (Банан, абри в) Игра "Чьи вещи?" В правой и левой части доски картинки с изоб - Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики - Назовите вещи. (Кепка, брюки, рубашка, панама, ботинки, паль Затем дети распределяют картинки с изображением вещей под изображениями мальчиков. 6. Дифференциация звуков я и б на письме. а) Вставить пропущенные буквы б к п. Предлагаются слова: ка...ачки, б) Индивидуальная работа: записать названия картинок (по карточкам). 7. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с изображением четырех 8. Подведение итогов занятия. Тема. Дифференциация звуков б и и в словах. Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков б и п; развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками б и п, развитие навыков слогового анализа; уточнение и расширение словаря по теме "Транспорт"; дифференциация существительных мужского и женского рода. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Сравнение артикуляции звуков б и и (см. конспект № 1). 3. Игра "Какая картинка лишняя?" Предлагаются картинки: поезд, - Почему картинка "диван" лишняя? Как назвать одним словом все — В каком слове — названии транспорта слышится звук 61 (Троллейбус, автобус.) В слове троллейбус какой звук слышится после 61 В слове автобус какой звук слышится перед 61 - В каких словах-названиях траспорта слышится звук я? (Поезд, паро 4. Придумывание слов, которые начинаются на звук б, на звук я. 5. Поднять цифру 1, 2, 3 в зависимости от места звуков б и и в слове. 6. Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)— Какой звук в этом слове — б или п1 Назовите соседей звука б (ы, а). Сидит на крыше всех выше и дымом пышет. (Труба.) — Какой звук в этом слове — б или л? Назовите соседей звука б (у, а). 7. Сравнение схем. -Чем похожи эти схемы? Сколько слогов в первой схеме (2). А во второй схеме (Тоже 2). Посмотрите, одинаковое ли количество звуков? Сколько звуков в первой схеме? (4). А во второй? (5). 8. Распределение картинок под схемами. Предлагаемые картинки: шуба, репа, грибы, птицы, бусы, пчела. В каждом из слов дети определяют место звуков б или л. - В каком слове под первой схемой после л слышится а? (Репа.) После б слышится у! (Бусы.) В каком слове под второй схемой после я слышится от? (Птицы.) После я слышится ч? Перед б слышится у! Перед б слышится н? 9. Письменная работа: а) начертите в тетрадях схемы; б) запишите под схемами названия картинок. 10. Игра в лото (см. конспект № 1). 11. Подведение итогов занятия. Тема. Дифференциация звуков б т п в предложениях. Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков б и я; развитие сложных форм фонематического анализа слов в структуре предложений, слогового анализа и синтеза, навыков анализа предложения; расширение глагольного словаря; закрепление в речи формы атрибутивного родительного падежа, структуры распространенного предложения. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков бтл я (см. конспект № 1). 3. Дифференциация звуков б— п в словосочетаниях. частей тела различных животных: хобот слона, лапы медведя, хвост рыбы, голова черепахи, уши собаки. Логопед задает вопросы, например: "Чей это хобот?" (Хобот слона.) После каждого ответа определяется, в каком слове слышится звук б или я, какие соседи звука. 4. Дополнение предложения_ЕЛОНОМ.по картинке......... "На доске записаны предложения с пропущенным словом и картинки: Около сарая стоят.... На деревьях набухли.... Картинки: бочки, почки. Около дома большой.... Ворота закрыли на.... Картинки: забор, запор. Сначала дети называют первую пару картинок (бочки, почки). Определяют различие этих слов по значению и звучанию. — Какой первый звук в слове бочки! (б). Какой первый звук в слове Картинки прикрепляются вместо пропущенных слов. Предложения записываются в тетради. Аналогичным образом анализируются следующие картинки и предложения. 5. Составление предложений по картинкам ("Кто как передвигается?"). - Здесь нарисованы разные животные. А как они передвигаются? Ля -Лягушка прыгает. В каком из этих слов слышатся звуки б или л? (Прыгает.) Какой звук (б или п) в этом слове? (п). Какой звук слышится после звука л? (р). И так каждое предложение. 6. Загадка про Буратино: Это что за очень странный Человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.) - Вы правильно отгадали загадку. К нам в гости пришел сегодня Бура - В слове Буратино какой первый звук? (б). - Буратино пришел к нам из школы. Видите, в руках у него букварь.
—Придумаем предложения про Буратино. В первом предложении будет —Во втором предложении будет слово букварь. (Дети придумывают пред —В третьем предложении будут слова курточка и пуговицы. Посчитай Каждое предложение анализируется следующим образом: определяется количество слов в предложении, какое по счету слово со звуком б или л. 7. Придумывание предложений по картинкам: мальчик бросает палку; Из каждого предложения выделяются слова со звуком б или я, определяется, какой звук слышится после звука б или п. 8. Подбор предложений к графическим схемам. Картинки предыдущего задания раскладываются под схемами. Дети называют предложения. Каждое слово соотносится с элементом графической схемы. (При назывании слова показывается соответствующий элемент.) - Начертите первую схему в тетради. Запишите под ней предложение Боря упал. Подчеркните буквы б и л разным цветом. —Начертите вторую схему. Запишите под ней предложение Бабушка —Начертите третью схему. Запишите под ней предложение Рыба пла __9..Диктант. Логопед читает предложение, дети записывают вместо слов буквы б "или и. Предлагаемые предложения: Рыбаки поймали рыбу. Поля поливает тюльпаны. Борис кормит Полкана хлебом. Быстро плывет пароход. На поляне порхают бабочки. 10. Подведение итогов занятия. Примерные конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Конспект№ 1 (2 класс) Тема. Дифференциация букв в— д в словах. Цели. Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений, дифференциация букв в — д на письме, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, развитие лексики. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Развитие пространственных представлений. Игра "Окошки в домике". - Посмотрите, дети, на этот домик. В нем два этажа: нижний и вер — Около окошек садятся: мальчик, девочка, бабушка и дедушка. (В прорези окошек вставляются фигурки.) Кто сидит около верхнего правого окошка?... около верхнего левого окошка?... около нижнего правого окошка?... около нижнего левого окошка? - Запомните, кто где сидит. Где сидит девочка?... мальчик?... ба - Пошли гулять бабушка с дедушкой, мальчик с девочкой. (Фигурки прорезь.) Где сидела бабушка? Где сидел мальчик? Где сидел дедушка? (После каждого ответа вставляется фигурка.) 3. Отгадывание загадок. Детям предлагается отгадать следующие загадки: Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу. (Дятел.) Маленький мальчишка в сером пиджаке По дворам шныряет, крошки собирает. (Воробей.) В каждом слове-отгадке определяется первый звук, который соотносится с буквой. Буквы записываются на доске мелом различного цвета. — Сегодня мы будем учиться различать рукописные буквы див. - Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? (д). 4. Письмо в воздухе рукописных букв вид. 5. Зрительный анализ букв в и д, определение их сходства и различия.
- Посмотрите на букву в. Из каких элементов состоит эта буква? (Петля - Посмотрите на букву д. Из каких элементов она состоит? (Из петли — Значит, чем же похожи буквы в — 91 (Они состоят из петли и полу 6. Конструирование букв из элементов. 7. Придумывание имен, которые пишутся с буквы в, затем имен, в 8. Вписывание пропущенных букв вкд на доске и на карточках в следу 9. Игра "Что лишнее?" а) На доске картинки: огурец, апельсин, помидор, свекла, репа. Ло На доске и в тетрадях записывается графический анализ слова овощи. Выделяется звук в в слове, записывается буква в в графической схеме. б) На доске картинки: сковорода, шкаф, кастрюля, чайник, стакан. 10. Разгадывание ребусов. После разгадывания ребусов слова записываются в тетрадях, дети подчеркивают буквы в и д карандашами разного цвета. 11. Итоги урока. Тема. Дифференциация букв в — д в предложениях. Цели. Развитие зрительно-пространственных представлений, закрепление дифференциации букв в — д на письме, развитие навыков фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения по словам. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Анализ "нелепой" картинки. Логопед предлагает детям вниматель 3. Сообщение темы урока. 4. Закрепление сходства и различия букв в — д (см. конспект № 1). 5. Отгадывание буквы. Логопед предлагает угадать букву по ее описанию. — Что за буква: кружок, а вверху слева петля?... кружок, а внизу 6. Работа со словами сова — сода. Логопед называет слово сова и предлагает детям определить, какой звук слышится в этом слове — в или д. — Какой по счету звук в в слове сова? Замените звук в звуком д. Какое Аналогичная работа проводится со словами вал — дал, ветка — детка, ваша — Даша. 7. Отгадывание загадок: Разноцветное коромысло На небе повисло. (Радуга.) - Какой звук слышится в этом слове — в или 91 Какой он по счету? Я шарик пушистый, Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелек. (Одуванчик.) - В этом слове есть и звук в, и звук д. Какой по счету звук №... звук в? буквы в и д. 8. Разгадывание кроссворда. На доске кроссворд, рядом с кроссвордом картинки: дыня, волк, медведь, дорога, гвоздь, гнездо. - Сейчас мы будем разгадывать кроссворд. Чтобы заполнить клеточки Она идет среди лесов, полей, А люди все идут по ней. (Дорога.) — Сколько звуков в слове дорога'! (Шесть.) Какой по счету звук д? Запишем это слово в вертикальный столбик кроссворда. Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, Сладка, а не сахар, С хвостом, а не мышь. (Дыня.) Слово дыня вписывается в клеточки кроссворда. Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу голодный? (Волк.) Слово волк анализируется с точки зрения его звуковой структуры и вписывается в клеточки кроссворда. Без головы, а в шляпке, Одна нога, и та без сапога. (Гвоздь.) - Сколько звуков в слове гвоздь? (Пять.) Какой по счету звук в? В Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.) Проводится звуковой анализ слова гнездо. Слово вписывается в клеточки кроссворда. 9. Добавление пропущенных букв в предложения: ...ало..л заби...ает ..ул холо...ный...етер. В огоро...е...ыросли поми...оры и тык...а. По ере...ом ...ыросла тра...а....аша нарисо...ала...ом ц...етным каран...ашом. Дети вписывают пропущенные буквы «иди подчеркивают их карандашами разного цвета. 10. Придумывание предложений по сюжетной картинке "В деревне". воробей, трава, гнездо. Предложения записываются в тетрадях. 11. Подведение итогов занятия. Примерный конспект занятия по устранению аграмматической дисграфии (2 класс) Тема. Дифференциация предлогов в— на (со значением местонахождения). Цели. Уточнение сходства и различия предлогов в и яв; закрепление употребления этих предлогов в экспрессивной речи; дифференциация предлогов в и на на письме; развитие навыков анализа структуры предожения по словам, фонематического анализа и синтеза. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Выделение предлога в из речи и уточнение его значения. корзине, ложка в стакане, цветы в вазе, птица в гнезде, карандаши в пенале. Называет картинки, интонационно выделяя предлог в. — Какое слово я повторяю при назывании картинок? (в). -Что обозначает слово в? Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета: грибы внутри корзины, ложка внутри стакана, цветы внутри вазы, птица внутри гнезда, карандаши внутри пенала. Дети повторяют: "Слово в означает внутри". - А теперь я буду называть картинки и в предложениях буду употреб На доске делается запись: в — внутри. - Нарисуйте точку в квадрате. На доске дается графическая схема предлога в: [ф] 3. Выделение предлога на из речи, уточнение его значения. на крыше, книга на полке, карандаш на книге, тетрадь на парте, ваза на столе. Он называет картинки и интонационно выделяет предлог на. - Какое слово я повторяла при назывании картинок? (Слово на.) — Что обозначает слово не? Оно обозначает, что один предмет нахо Дети повторяют: "Слово на значит сверху". - А теперь я буду придумывать по картинкам предложения и употреб На доске делается запись: на — сверху. На доске дается графическая схема предлога на: \ \ 4. Выполнение действий с предметами: положить карандаш в книгу, 5. Разложить картинки под графическими схемами предлогов. Пред 6. Придумывание словосочетаний с предлогами в и на по картинкам и 7. Игра в лото. У детей карточки с картинками, на которых один
8. Запись словосочетаний в тетрадях. 9. Запись пропущенных предлогов в и на в предложениях. Птица сидит... клетке. Ваза стоит... столе. Лиса живет... норе. Пальто висит... шкафу. Яблоко лежит... тарелке.... клумбе расцвели цветы. Книга лежит... парте. Рыбы живут... воде. 10. Подведение итогов занятия.220 Рекомендуемая литература Содержание
1. Ефименкова Л. Н., СадовниковаИ.Н. Формирова 2. К а ш е Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомо З.ЛалаеваР.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л., 1988. 4. Л а л а е в а Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспо 5. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой.— М., 1989. 6. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогатель 7. П е т р о в а В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной шко 8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. 9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994. 10. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. В 2-х т. — М., 1997. От автора................................................................................................................... 3 Общая характеристика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей................................................................................ 5 Особенности нарушений речи у умственно отсталых детей............. — Специфика логопедической работы во вспомогательной школе...... 7 Коррекция нарушений звукопроизношения.................................................. 12 Нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи.... — Методика коррекции нарушений звукопроизношения....................... 16 Предварительный этап....................................................................... 18 Этап постановки звука........................................................................ 38 Этап автоматизации звука................................................................. 42 Этап дифференциации звуков речи................................................. 44 Особенности коррекции нарушений произношения различных групп звуков....................................................................... 46 Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи............. (64,» Нарушения лексики....................................................................................... — Нарушения грамматического строя речи............................................... 67 Особенности синтаксической структуры речевых высказываний......................................................................... — Нарушения словоизменения и словообразования...................... 69 Нарушения связной речи.................................................................... 7^ Методика коррекции нарушений лексико-грамматической стороны речи.................................................. 74 Развитие лексики.................................................................................... — Формирование грамматического строя речи............................... 79 Коррекция нарушений чтения и письма......................................................... 91 Особенности нарушений чтения и письма - у умственно отсталых школьников........................................................... — Логопедическая работа по устранению нарушений чтения и письма............................................................................................. 101 Основные принципы коррекционной работы................................ — Развитие языкового анализа и синтеза......................................... 105 Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем).................................................................. 133 Устранение семантической дислексии.......................................... 151 Устранение оптической дислексии и дисграфии........................ 153 Устранение аграмматической дислексии и дисграфии............ 165 Организация логопедической работы во вспомогательной школе....... 170 Приложение........................................................................................................... 173 Рекомендуемая литература.............................................................................. 222
Учебное издание Лалаева Раиса Ивановна ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ Методическое пособие Зав. редакцией Т.А. Савчук Редактор А.И. Павлова Художник В.А. Федоров Компьютерная верстка Ф.П. Дорохов Корректор А. И. Павлова Изд. лицензия №064380 от 04.01.96. Сдано в набор 05.01.98. Подписано к печати 03.03.98 Формат 60х90'/1б. Усл. печ. л. 14. Тираж 25 000 экз. (1-й завод 10 000 экз.). Зак. №1190. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 117571, Москва, проспект Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет тел.: 437-11-11, 437-99-98; факс: 430-04-92. Е-та11: У1айо8@с1о1.ги пир:// \у\у\у.у1адоз/га Государственное унитарное предприятие ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59
Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие наиболее общее нормативное знание … В.В.Краевский. 1. Понятия: «закон», «закономерность», «принцип» и «правило», их взаимосвязь.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |