КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации к проведению семинарского занятия
Информатики И учебный предмет подготовки учителя Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки
Введение в 1985 г. в среднюю школу отдельного общеобразовательного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» дало старт формированию новой области педагогической науки, объектом которой является обучение информатике. Следуя официальной классификации научных специальностей, этот раздел педагогики, исследующий закономерности обучения информатике на современном этапе ее развития в соответствии с целями, поставленными обществом, в настоящее время получил название «Теория и методика обучения и воспитания (информатике; по уровням образования)». Даже при очевидной неудобочитаемости приведенной трактовки научного направления видно, что строка классификатора демонстрирует явное стремление к максимальной цельности и полноте этого раздела педагогической науки. Из приведенной формулировки следует, что к теории и методике обучения информатике нужно относить исследование процесса обучения информатике везде, где бы он ни проходил и на всех уровнях: дошкольный период, школьный период, все типы средних учебных заведений, высшая школа, самостоятельное изучение информатики, дистанционные формы обучения и т.п. Каждая из перечисленных областей в настоящее время ставит свои специфические проблемы перед современной педагогической наукой. Нас в данном случае в первую очередь будет интересовать та область методики информатики, которая рассматривает обучение информатике в средней школе в рамках общеобразовательного предмета информатики. Понятно, что определение методики информатики как науки об обучении информатике само по себе еще не означает существования этой научной области в готовом виде. Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается; школьному предмету информатики уже более полутора десятка лет, но многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить еще ни глубокого теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки. В соответствии с общими целями обучения методика преподавания информатики ставит перед собой следующие основные задачи: определить конкретные цели изучения информатики, а также содержание соответствующего общеобразовательного предмета и его место в учебном плане средней школы; разработать и предложить школе и учителю-практику наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей; рассмотреть всю совокупность средств обучения информатике (учебные пособия, программные средства, технические средства и т.п.) и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя. Говоря иными словами, перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов: • зачем учить информатике? • что надо изучать? • как надо обучать информатике? Методика преподавания информатики — молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Опережающие фундаментальные дидактические исследования целей и содержания общего кибернетического образования, накопленный отечественной школой еще до введения предмета информатики практический опыт преподавания учащимся элементов кибернетики, алгоритмизации и программирования, элементов логики, вычислительной и дискретной математики, проработка важных вопросов общеобразовательного подхода к обучению информатике имеют в общей сложности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, информатику (в том числе школьную информатику), а также обобщенный практический опыт средней школы. Из всей совокупности методико-педагогических знаний и опыта, объединяемых методикой информатики, выделяется учебный предмет «Теория и методика обучения информатике», который согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования входит в образовательно-профессиональную программу подготовки учителя по специальности «Информатика» [5]. Впервые учебный курс «Методика преподавания информатики» был введен в учебные планы педвузов в 1985 г. в связи с организацией подготовки учителей по дополнительной специальности «Информатика» на базе физико-математических факультетов [24]. Вскоре появилось и первое учебное пособие по этому курсу [17]. В 1993 г. был сделан первый набор на учительскую специальность «Информатика» как основную (Омский педуниверситет [16]). С 1995 г. действует Государственный стандарт высшего педагогического образования по специальности «Информатика». В российских педвузах стала расширяться подготовка «профильных» учителей информатики. В то же время справедливо отмечалось, что в течение весьма длительного периода содержание методической подготовки будущего учителя информатики — наиболее слабая часть (и наиболее слабо обеспеченная часть) его профессиональной подготовки [15]. В настоящее время появились издания других учебных книг по методике информатики ([3] и др.), хотя в течение долгого времени кафедрам и студентам приходилось делать основной упор на периодику. Официальным ориентиром в методической подготовке будущих учителей информатики служат рекомендованные Министерством образования РФ примерные учебные программы (см., например, [33]). Содержание этого учебного предмета составляет рассмотрение общих теоретических основ методики преподавания информатики, совокупности основных программно-технических средств, а также методов изучения конкретных тем школьного курса информатики на пропедевтическом, базовом и профильном этапах обучения. Рассмотрению этих двух групп вопросов посвящены, соответственно, первая и вторая части настоящего пособия. Тема «Предмет методики преподавания информатики» Основные вопросы: 1. Информатика как наука и как учебный предмет в средней общеобразовательной школе. 2. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики. Литература к главе 2
1. Бауэр Ф.Л., Гнац Р., Хилл У. Информатика. Задачи и решения: Пер. с нем. / Под ред. А.П.Ершова. — М.: Мир, 1978. 2. Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: Пер. с нем. / Под ред. А. П. Ершова. — М.: Мир, 1976. 3. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. — Минск: Вышэйш. шк., 1998. 4. Возможное и невозможное в кибернетике. — М.: Наука, 1964. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030100 «Информатика». — Ми-нобразование РФ, 2000. 6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1977. 7. Дородницын А. А. Информатика: предмет и задачи // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. 8. Ершов А. П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. 9. Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). — Новосибирск, ВЦ СО АН СССР, 1979. 10. Кибернетика — неограниченные возможности и возможные ограничения // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. 11. Колин К. К. Курс информатики в системе образования: современное состояние и перспективы развития // Системы и средства информатики. — М.: Наука.; Физматлит, 1966. — Вып. 8. \ 12. Колин К. К. О структуре и содержании образовательной области | «Иформатика» (современная концепция) // ИНФО. — 2000. — № 10. ' 13. Краснощекое П. С., Петров А. А., Федоров В. В. Информатика и проектирование. — М.: Знание, 1986. 14. Кузнецов А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе // ИНФО. — 2000. — № 7. 15. Кузнецов А. А., Кареев С. С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО. - 1997. — № 6. 16. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в общем и пед. образовании. — Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та, 1999. 17. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для физ.-мат. факультетов пед. вузов. — Свердловск, 1987. 18. Леднев В. С. Годом рождения курса является 1961-й (Интервью журналу ИНФО) // ИНФО. - 1999. - № 10. 19. Леднев В. С. Содержание образования. — М.: Высш. шк., 1989. 20. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М.: Высш. шк., 1991. 21. Леднев В. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе// ИНФО. - 2000. - № 2. - С. 13 - 16. 22. Леднев Б. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // ИНФО. — 1998. -№3. -С. 76-78. 23. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992. 24. Методика преподавания информатики и вычислительной техники: Прогр. пед. ин-тов/ Сост. В.М.Заварыкин, В.Г.Житомирский, М.П.Лапчик, В.И.Ефимов; Отв. ред. В.М.Монахов. — М.: Минпрос СССР, 1987. 25. Михайлов А.И., Черный А.И. Основы информатики. — М.: Наука, 1968. 26. Михайлов А.И, Черный А.И., Гиляревский Р.С. Информатика // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — Т. 10. — М.: Сов. энцикл., 1972.-С. 348-350. 27. Михалевич B.C., Каныгин Ю.М., Гриценко В.И. Информатика — новая область науки и практики // Кибернетика. Становление информатики. — М.: Наука, 1986. 28. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. — М.: Наука, 1987. 29. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. — М.: Педагогика, 1988. 30. Петель М. Для чего нужна информатика в школе // ИНФО. — 1987. — №3. 31. Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. доклад РФ на II Международном конгр. ЮНЕСКО «Образование и информатика». Москва, 1—5 июля 1996 г. // ИНФО. — 1996. — №6. 32. ПоспеловД.А. Становление информатики в России // Информатика. - 1999. - № 19. - С. 7-10. 33. Примерная программа курса «Теория и методика обучения информатике» / Сост. М.П.Лапчик, Л.Г.Лучко и др. — М.: М-во образования РФ, 2000. 34. Системы и средства информатики. — М.: Наука. Физматлит, 1996. — Вып. 8. 35. Уваров А.Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // ИНФО. — 1990. — № 4. 36. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф.Ильчев и др. — М.: Сов. энцикл., 1983. Глава 3
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |