КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандартизация школьного образования
Средней школы
Нецелесообразность (и недостаточность) обучения информатике только на старшей ступени школы, осознаваемая многими учеными-педагогами, как и авторами разработки первой программы уже в момент введения предмета ОИВТ в школу, со временем становилась все более очевидной [6]. К началу 1990-х гг. по истечении пяти лет после введения курса ОИВТ в среднюю школу в рамках предпринимаемых в ряде мест экспериментальных инициатив постепенно начинает складываться новая структура обучения информатике в общем среднем образовании. Отличительными факторами этой новой структуры являются, с одной стороны, «омоложение» и «снижение» содержания обучения с ориентацией на самое младшее звено — начальную школу, а с другой — вычленение так называемого базового содержания школьного образования в области информатики, ориентированного на среднее звено школы. Это нашло отражение в разработанных в начале 1990-х гг. и рекомендованных Министерством образования РФ экспериментальных программах [28], в которых уже просматривались «ростки» концепции непрерывного образования в области информатики. Из программ, помещенных в этом сборнике, выделим для нашего рассмотрения две: программу курса информатики для начальной школы, основанную на программно-методической системе Роботландия, и программу курса информатики для базового звена средней школы. Анализ этих программ наглядно показывает уже вполне сложившиеся к тому времени (начало 1990-х) подходы к формированию содержания обучения на разных ступенях (этапах) школьного образования, а также позволяет понять, какие тенденции в формировании содержания обучения информатике учащихся разных возрастных групп (в том числе на основе и отечественного, и зарубежного опыта) начали в то время доминировать при определении концепции непрерывного информатического образования учащихся.
Программа курса информатики для III — IV классов начальной общеобразовательной школы (составители: А. М. Гольцман, А. А. Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А. Первин) Цель этого курса — развитие алгоритмического подхода к решению задач, формирование представлений об информационной картине мира, практическое освоение компьютера как инструмента деятельности. ' Содержание программы курса формировалось вокруг четырех основных направлений, пронизывающих все темы курса: 1. Мировоззренческое (ключевое слово — информация). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение и передача информации). В результате должно сформироваться умение видеть информационную сущность мира, распознавать и анализировать информационные процессы. 2. Практическое (ключевое слово — компьютер). Здесь формируется представление о компьютере как универсальной информационной машине, рассматриваются разнообразные применения ЭВМ, дети приобретают навыки общения с машиной. 3. Алгоритмическое (ключевые слова — алгоритм, исполнитель, программа). В курсе не изучаются распространенные языки программирования. Программистская вершина Роботландии — язык управления исполнителями, хотя и содержит основные конструкции развитых языков, остается весьма примитивным. Путь к этой вершине лежит через решение алгоритмических задач, изучение «черных ящиков», программирование простейших исполнителей. В результате формируется представление об алгоритмах, способах их записи и выполнения. 4. Исследовательское направление (ключевое слово — творчество). Содержание и методика курса нацелены на формирование творческих, исследовательских качеств. Курс проектировался как двухгодичный при 2-х часах в неделю и ориентировался на III — IV кл. начальной школы. Особенность курса — его прикладная направленность. Знакомясь с программными средствами Роботландии, дети своими руками создают интересные для них объекты — компьютерную стенгазету, книги собственного сочинения, вернисаж машинных рисунков, концерт под аккомпанемент музыкального редактора. Учитывая возраст детей, значительное место на занятиях отводилось игровой форме обучения. На втором году обучения рекомендовалось использовать систему учебных проектов — индивидуальных или групповых заданий, выполняемых детьми на протяжении длительного времени (четверти, полугодия) с использованием доступных детям учебных средств — редакторов текстовой, графической и музыкалькой информации, а также другими, не входящими в Робот-ландию, прикладными программами. Предполагалось, что после завершения двухлетнего курса информатики школьники будут готовы к свободному и осознанному применению компьютера в своей учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин. Программа курса информатики для VIII— IX классов общеобразовательной школы (составители: А.Г.Гейн, Е. В.Липецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович). Программа рассчитывалась на три полугодия по 2 часа в неделю (всего 102 часа), при этом предполагалось, что, как минимум, половину учебного времени учащиеся проводят в компьютерном классе. Курс строился на общеобразовательных началах, предполагавших выработку, с одной стороны, некоторых элемен-|гов общей культуры, составляющих теоретическую базу, а с другой — определенных практических навыков.! К теоретической базе авторы относили знание общих принципов решения задач с помощью ЭВМ, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также общее представление об информации и информационных системах, о принципах строения ЭВМ. Практические навыки должны были складываться в процессе работы на ЭВМ, в том числе с готовыми программными средствами, информационно-поисковыми системами, редак-ргорами текстов и графическими редакторами, электронными таб-шцами, другими пакетами прикладных программ. Основные блоки учебной программы: Часть 1. Знакомство с ЭВМ. Введение. Знакомство с назначением основных устройств ЭВМ. Клавиатура и дисплей. Графический редактор. Электронная таблица. Понятие компьютерной модели. Часть 2. Алгоритмы и исполнители. Основные понятия. Ветвления. Циклы. Вспомогательные алгоритмы. Организация данных. Основы языка программирования. Часть 3. Информация и ЭВМ как средство ее обработки. Информация. Измерение количества информации. Информа-дионно-поисковые системы. Прикладные программы. Основы вычислительной техники. В программе явно просматривается (хотя и в несистематизированном виде) содержательно-методическая линия исполнителя (компьютера), линия информационных технологий, алгоритмическая линия, а также обозначение линий моделирования, информационных процессов и представления информации. Но главное очевидное методическое достоинство, реализованное в этой программе — вводно-ознакомительный характер содержания, построенный на основе умеренных по сложности понятиях, а также выраженная пользовательская ориентация курса, что должно было бы позволять эффективно и осознанно использовать компьютер (в условиях снижения курса информауики в среднее звено школы) при последующем изучении других школьных дисциплин. Все это — новые контуры нарождающегося базового курса для среднего звена школы. В первой половине 1990-х гг. появилось несколько концепций и даже учебных программ, развивающих идею непрерывного школьного курса информатики (см., например, [1, 5, 16, 32 и др.]). Однако первая официальная рекомендация к построению непрерывного (трехэтапного) курса информатики для средней школы была принята решением Коллегии Министерства образования РФ № 4/1 от 22 февраля 1995 г. [19] (см. также инструктивное письмо Министерства образования РФ от 29 мая 1995 г. [10]). Коллегия постановила признать целесообразной необходимость выделения трех этапов в овладении основами информатики и формирования информационной культуры в процессе обучения в школе: первый этап (I—VI кл.) — пропедевтический, второй этап (VII—IX кл.) — базовый курс, третий этап (X—XI кл.) — профильные курсы. Одним из результатов изучения учащимися курса информатики должна была стать возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении всех школьных предметов. Вместе с тем Коллегией был принят также и важнейший документ, определявший требования к содержанию информатического образования учащихся — «Основные компоненты содержания школьного образования по информатике» [19]. По замыслу этот официальный документ должен был до утверждения стандарта школьного образования в области информатики (а в это же время уже началась работа над стандартом; см. следующий пункт) служить своеобразным эталоном, задающим уровень обязательных требований к курсу, в том числе и на каждом из выделенных этапов непрерывного курса информатики. В данном случае анализ этого документа важен с точки зрения отражения в нем сформированных к тому времени официальных взглядов на содержание обучения информатике в средней школе. Содержание «Основных компонентов» укладывалось в следующую минимальную номенклатуру тем, определявших содержательно-методические линии курса: 1. Информационные процессы, представление информации. 2. Алгоритмы и программирование. 3. Компьютер и программное обеспечение. 4. Основы формализации и моделирования. 5. Информационные технологии. Одновременно с «Основными компонентами» Коллегией предлагались к тому времени уже частично апробированные учебно-программные комплексы: базовый курс информатики А. А. Кузнецова [19, с. 20 — 23], а также два варианта непрерывного курса информатики для средней школы — А.Л. Семенова и Н.Д.Угриновича [19, с. 23-29], Е.Я.КоганаиЮ.А-Первина [19, с. 29-36]. В наиболее завершенном и сложившемся к концу 1990-х гг. виде сонцепция содержания непрерывного курса информатики отражена в специальном издании сборника программно-методических материалов «Информатика. I — XI кл.» [27], в который вошли: гве программы пропедевтического курса информатики для I—VI i V—VII кл., программа базового курса для VIII —IX кл., две трограммы базового курса для VII —IX кл. основной школы, про-рамма профильного курса для VIII — XI кл. с углубленным изучением информатики и программа экспериментального курса «Информационная культура» для I —XI кл. общеобразовательных учреждений. I Важной особенностью этих программ, охватывающих весь пе-эиод общего среднего образования от I до XI кл., является параллельное и концентрическое изучение учебного материала. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие зна-|ния по всем основным содержательно-методическим линиям курса, (не теряя при этом целостности изложения всего материала.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |