Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие №1. Древнегреческая риторика

Справка

1. Слово «юриспруденция» происходит от латинского iurisprudentia, которое – в свою очередь – производное от слов iuris («право») и prudential («наука, знание»). В русский язык оно пришло сначала в виде дословного перевода – «правоведение». В современном понимании слова юриспруденция – это социальная наука и специальность высшего образования, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества.

2. Специализации в сфере юриспруденции:

- международно-правовая, занимающаяся решением правовых вопросов на международном уровне, различаются международно-правовая специализация в области частного и публичного права;

- государственно-правовая, готовящая юристов для работы в различных звеньях аппаратов государства и общественных организаций (органов государственной власти и местного самоуправления);

- гражданско-правовая, регулирующая все хозяйственно-правовые отношения между людьми, организациями и предприятиями;

- уголовно-правовая, осуществляющая толкование и применение законов и других нормативных актов, обеспечение соблюдения законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц, вскрытие и установление фактов правонарушений, определение норм ответственности и наказание виновных, разработку документов правового характера, осуществление правовой экспертизы;

- адвокатура, цель которой в оказании правовой помощи физическим и юридическим лицам, выражающейся в разъяснениях, устных и письменных справках по законодательству; в составлении заявлений, жалоб и других документов правового характера; в выступлении в качестве представителя интересов истца или ответчика в судах и арбитражах; в участии в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитника;

- финансово-правовая, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления;

- конституционно-правовая, предполагающая изучение правовых позиций Конституционного суда РФ, изучение теории и практики судебного конституционного контроля, анализ решений и правовых позиций Конституционного суда РФ;

- нотариально-регистрационно-правовая, предусматривающая изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников (нотариальная деятельность, деятельность по регистрации политических партий, общественных и религиозных объединений, национально-культурных автономий, регламентация деятельности по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществление экспертизы нормативных правовых актов);

- налогово-правовая, делающая акцент на подготовку профессиональных кадров в области изучения юридической природы налога, методов осуществления налоговой политики, налоговой системы, компетенции налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков, механизмов и видов ответственности за нарушение налогового законодательства, порядка производства по соответствующим делам и разрешения налоговых споров;

- банковско-правовая, сочетающая знания в области банковского дела по юриспруденции, экономике, бухгалтерскому учету и аудиту в банке;

- бюджетно-казначейская, находящаяся на стыке разных финансово-юридических (финансово-правовых и банковско-правовых) и экономических специальностей и изучающая казначейское исполнение бюджета, расходование средств за счет бюджета;

- социально-правовая (трудовая), изучающая трудовое право (отношения рабочих и служащих с работодателем, от имени которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда; отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления и применения условий труда; рассмотрение трудовых споров; вопросы охраны труда и др.); семейные отношения, право социального обеспечения;

- таможенно-правовая, представляющая собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по экономической охране границ Российской Федерации таможенными органами путем установки порядка перемещения товаров, иных предметов и лиц через таможенную границу, размеров и порядка взимания таможенных платежей, ответственности за таможенные правонарушения и порядка привлечения к ней;

- земельно-правовая, посвященная изучению отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными ресурсами, а также по их охране и рациональному использованию, правовому обеспечению охраны окружающей среды и природопользования;

- информационно-правовая, представляющая собой находящийся в настоящий момент в стадии формирования межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов);

- интеллектуально-правовая, дающая широкое юридическое образование и специальную подготовку в области правовой охраны объектов интеллектуальной собственности (ИС) по направлениям: право промышленной собственности, авторское и смежные права;

- хозяйственно-правовая, имеющая цель в правовом обеспечении хозяйственной деятельности и государственное управление хозяйственной деятельностью;

- эколого-правовая, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов, правовое обеспечение охраны окружающей среды и природопользования.

3. Объектами профессиональной деятельности юристов являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами.

4. Юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;

- предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности

 

Цель: проанализировать социально-политические условия, на фоне которых возникла и развивалась риторика в античном мире;

познакомиться с деятельностью наиболее ярких ораторов античности (Горгия, Лисия, Демосфена и др.).

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Адамов Е.А. Из истории ораторского искусства. - М., 1962.
  2. Античные риторики/ Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978.
  3. Безменова Н. А. Очерки теории и истории риторики. – М., 1991.
  4. Генкин В.М. Риторика: задания, упражнения, тесты. – Витебск, 2004.
  5. Демосфен. Речи/ Пер. С.И.Радцига. – М., 1954.
  6. Жебелев С.А. Демосфен. – М., 1992.
  7. Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. – М., 1980.
  8. Лисий. Речи. – М., 1993.
  9. Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно- исторической риторике. – М., 1996.
  10. Мурина Л.А. Риторика. – Мн., 1994.
  11. Ораторы Греции: Сборник. – М., 1985.
  12. Платон. Горгий// Сочинения в 3 т.: Т.1. – М., 1968. – С.255-366.
  13. Практикум по истории риторики: Пособие по для студентов филологических спец. / Л.А. Мурина, Т.В. Игнатович, И.В. Таяновская, С.А. Шантарович. – Мн., 2003.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Где и когда возникла риторика? Каковы социально-политические факторы, обусловившие ее возникновение и бурный расцвет?

  1. Пользуясь различными источниками, подготовьте несколько разных определений риторики. Сравните эти определения, найдите общее и различное в них. Что понимали под риторикой ее родоначальники – древние греки? Как менялось понимание риторики на протяжении времени?
  2. Расскажите, что такое классический риторический канон. Из чего он складывается? В какой степени отражает античный канон современное представление о риторике?
  3. Какова роль Горгия в истории античной риторики? Чем прославился этот оратор?
  4. Кто такие логографы? Чем знаменит афинский логограф Лисий? Какие использованные Лисием приемы создания речи до сих пор являются современными? В чем особенность деятельности Лисия?
  5. Прочтите отрывок из речи Лисия «Об убийстве Эратосфена» и проанализируйте его с риторической и юридической точки зрения (см. Генкин В.М. Риторика: задания, упражнения, тесты. – Витебск, 2004).
  6. *Подготовьте сообщение о деятельности античных ораторов: Перикла, Демосфена и др.

 

Примечание: задания, помеченные знаком *, готовятся в форме индивидуального сообщения (доклада), для которого рекомендуется воспользоваться дополнительной литературой.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практическое занятие 1 | Прочитай слова, запиши их, деля на слоги, в скобках укажи количество слогов.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 78; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.