Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Государственная (административная) защита прав потребителей




Белорусского общества защиты потребителей

Региональное представительство

№ п/п Регион Количество организаций
  Брестская область  
  Витебская область  
  Гомельская область  
  Гродненская область  
  Г. Минск  
  Минская область  
  Могилевская область  
  Итого  

Полномочия общественных объединенийпотребителей (в соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», изменения и дополнения внесены 16.01.2009 г.):

• участие в разработке нормативных документов, проектов законов и других нормативных правовых актов, ре­гулирующих отношения в области защиты прав потреби­телей;

• изучение потребительских свойства товаров;

• проведение опросов населения для выявления общест­венного мнения о качестве выпускаемых товаров (выполняе­мых работ, оказываемых услуг);

• участие в проведении экспертиз по фактам наруше­ния прав потребителя, а также проведение независимой экс­пертизы качества и безопасности товаров (работ, услуг);

• внесение в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложений о мерах по повышению качества това­ров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования, снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни и здоровья, потребителя и т.п.;

• осуществление информационно-просветительской дея­тельности в области защиты прав потребителей;

• осуществление общественного контроля над соблюдением прав потребителей;

• обращение в суд с иском о защите прав потребителей.

 

Мероприятия по общественной защите прав потребителей:

1. Товарное тестирование и независимая экспертиза.

2. Инспектирование сферы торговли и обслуживания

3. Консультирование потребителей и сопровождение дел в судах

4. Лоббирование интересов потребителей в законодательной и правоисполнительной сферах

5. Социальный контроль

6. Просветительство и научная деятельность в области защиты потребителей и обеспечения качества жизни

7. Изучение качества жизни

8. Менеджмент жалоб

 

Право – одно из средств, с помощью которого государ­ство охраняет интересы потребителя. Его нормы предусматривают обязательные правила поведения участников общественных отношений, которые возникают в процессе произ­водства, распределения, обмена и потребления благ, а также санкции за их нарушение. Белорусское законодательство по защите прав потребителей включает не только нормы, направленные на защиту прав потребителей, т.е. правоохранительные нормы, но и определяющие права потребителей.

Прежде всего, значимые нормы, направленные на охрану прав потребителей, содержатся в Конституции Республики Беларусь(право на жизнь, отдых, охрану здоровья, благо­приятную окружающую среду), Гражданском кодексе, Ко­дексе об административных правонарушениях (КоАП), Уго­ловном кодексе и др.

Основным нормативным правовым актом является Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», кото­рый был принят в 1993 г. с последующими изложениями в новой редакции в 2002 и 2009 гг. Основное назначение дан­ного Закона – правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями продукции (работ, услуг). Это своеобразная «конституция потребите­ля». Основные положения данного закона должны быть хо­рошо известны как потребителям, так и производителям, продавцам, государственным контролирующим органам, об­щественным объединениям потребителей.

Основные положения Закона «О защите прав потребите­лей» послужили базой для разработки и принятия других за­конодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с ним приняты законы Республики Беларусь:

• о рекламе;

• о техническом нормировании и стандартизации;

• об оценке соответствия требованиям технических нор­мативных правовых актов в области технического нормиро­вания и стандартизации;

• о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека.

На основе положений закона разрабатываются и внедря­ются в практику другие нормативные документы, которые утверждаются Правительством Республики Беларусь и име­ют статус подзаконных актов.

Закон «О защите прав потребителей» принят в 2002г. (изменения и дополнения внесены 16.01.2009).

Состоит из 47 статей, 6 глав:

I. Общие положения.

II. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителя.

III. Защита прав потребителя при реализации ему товара.

IV. Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг).

V. Государственная защита прав потребителя.

VI. Общественная защита прав потребителя.

Права потребителей (ст. 5):

1. Право на просвещение в области защиты прав потреби­телей.

2. Право на информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (исполнителях, продавцах).

3. Право на безопасность товаров (работ, услуг).

4. Право на свободный выбор товаров (работ, услуг).

5. Право на надлежащее качество товаров (работ, услуг).

6. Право на возмещение в полном объеме убытков (вре­да), причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги).

7. Право на государственную защиту своих прав.

8. Право на общественную защиту своих прав.

9. Право на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых законодательством страны и норма­ми международных договоров.

10. Право на создание общественных объединений потре­бителей.

 

Основная литература

1 Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник. – М.: Экономистъ, 2006.

2 Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС. 1999. – 384 с.

3 Васильев Г. А. Поведение потребителей. Учебник. – М.: Вузовский учебник, 2006.

4 Крылова Е.Г. Поведение потребителей: Задания к практическим занятиям. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 48 с.

5 Меликян О. М. Поведение потребителей: Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2006.

6 Саевец

7 Сергеев А. М. Поведение потребителей. Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2006

8 Поведение потребителя. Практикум: Пособие / Авт.-сост.: Т.Н. Байбардина, Л.М. Титкова, Г.Н. Кожухова. – Мн.: Новое знание, 2002 – 123 с.

 

Дополнительная литература

1 Акулич И.Л. Маркетинг. – Учебник. – Мн.: Выс. шк., 2000. – 447 с.

2 Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XII, 804 с.

3 Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. –М.: ИНФРА-М, 1999.–219 с.

4 Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс-Плюс», ноябрь. 1995. – 702 с.

5 Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок / Пер. с англ. В.А. Больдича и А.И. Оганессовой. Науч. ред. и авт. вступ. ст. Б.А. Соловьев – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 272 с.

6 Юхневич И.Н. Поведение покупателей: Учеб. пособие / И.Н. Юхневич. –Мн.: БГЭУ, 2003.–171с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.