КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности детей дошкольного возраста
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей. 3—4 года — самоутверждение. Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». Игры в одиночку. 5—6 лет: ► гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям — критический возраст для формирования способности любить другого человека; ► развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»; ► развитие конструкторских игр, развитие практического мышления; ► развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества; ► эгоцентризм мышления; ► развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам); ► восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей); ► развитие воли, произвольности действий; ► любознательность (в 4-5 лет - «почемучки»); ► развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)); ► изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках. Детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния. Существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности (Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка); ► развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, сопровождает деятельность, ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь; ► развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия); ► развитие мышления на дооперациональном уровне (по Пиаже), постепенный переход к операционному уровню; ► интерес к половым органам, к рождению детей; фаллическая стадия психосексуального развития (в 3—4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений; ► формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного хода развития, формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам. В дошкольный период идет интенсивное познавательное развитие ребенка, формируются новообразования: ► возникновение первого цельного детского мировоззрения,попытка осмыслить закономерные отношения; ► возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо); ► возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям); ► возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками); ► возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.); ► формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения — готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка: — произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам; — учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость; — в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); — в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения ко взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |