Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические особенности детей дошкольного возраста




ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведе­ния и деятельности людей.

3—4 года — самоутверждение. Возможные реакции: не­послушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». Игры в одиночку.

5—6 лет:

► гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям — критический возраст для формирования способности любить другого человека;

► развитие отношений с детьми, совместные игры с деть­ми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирова­ние отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;

► развитие конструкторских игр, развитие практическо­го мышления;

► развитие способностей рисования, музыкальных спо­собностей (понимать музыку, петь, танцевать), разви­тие творчества;

► эгоцентризм мышления;

► развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);

► восприятие сказок (сказки как средство эмоционально­го и информационного воздействия на личность ребен­ка, передачи жизненного и морального опыта людей);

► развитие воли, произвольности действий;

► любознательность (в 4-5 лет - «почемучки»);

► развитие воображения (от репродуктивных форм к твор­чески продуктивному воображению: выполняет позна­вательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию));

► изобразительная деятельность ребенка, детское твор­чество в рисунках. Детское искусство носит экспрессио­нистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоцио­нальные состояния. Существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одарен­ности (Л.С. Выготский рассматривает детский рисунок как своеобразную детскую речь, как средство осмысления и выражения переживаний и знаний ребенка);

► развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и эгоцентрической речи (речи для самого себя, сопровождает деятельность, ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет), затем перерастает во внутреннюю речь;

► развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);

► развитие мышления на дооперациональном уровне (по Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;

► интерес к половым органам, к рождению детей; фалли­ческая стадия психосексуального развития (в 3—4 года); формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5—6 лет), формирование внутренней совести, цензора, мо­ральных суждений;

► формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного хода развития, формирова­ние пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В дошкольный период идет интенсивное познаватель­ное развитие ребенка, формируются новообразования:

► возникновение первого цельного детского мировоззре­ния,попытка осмыслить закономерные отношения;

► возникновение первичных морально-этических поня­тий (что такое хорошо и что такое плохо);

► возникновение соподчинения мотивов (можно наблю­дать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к дру­гим людям);

► возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

► возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.);

► формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения — готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

— произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

— учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

— в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация

(способность к управлению движениями руки и пальцев);

— в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения ко взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.