Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные ориентиры нормального развития ребёнка.




Существуют определённые поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребёнка. Знание этих ориентиров полезно и необходимо тем, кто несёт ответственность за воспитание ребёнка (В.И. Гарбузов,1990). Итак:

К 1 году _ ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить. К 1.5 годам – словарный запас ребёнка составляет 30-40 слов, он хорошо ходит, узнаёт и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимает обращен­ную к нему речь. Основные вопросы ребенка - «Что?», «Кто?».

К 2 годам - словарный запас увеличивается до 300-400 слов, основные вопросы ребенка - «Что это?», «Кто это?» Ребенок осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов сви­детельствует о хорошем умственном развитии ребенка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.

К 2,5 годам - словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы «Где?», «Куда?», «Откуда?», «Когда?». В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать — это может свидетельствовать о задержке психического развития или глухоте.

К 3 годам - появляется вопрос вопросов - «Почему?» Ребенок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помогать наводящими вопросами. Использует сложносочиненные, и даже сложноподчиненные предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления. Понимает, что такое «один», «мало», «много», различает левую и правую сторону. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам - зайца, по хоботу - слона.

К 3,5 годам - осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и, несколько позже, со сверстниками. Ребенок эмоционален: самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.

К 4 годам - способен понять то, что еще не видел сам, но о чем ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение, способен к обобщению и подведению под понятие. Основной вопрос - «Почему?» (у ребенка с ЗПР преобладают вопросы «Что?», «Где?», «Куда?»). Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом 40-50 мин.

К 4,5 годам - способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос «Зачем?»

К 5 годам - умеет назвать свои фамилию, имя, отче­ство, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, может собрать игрушку по схеме, нарисовать человека со всеми частями тела.

С 5,5 лет ребенку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.

К 6 годам - словарный запас составляет около 4000 слов. Ребенку доступен смысл простых пословиц и пого­ворок, он легко видит сюжетную связь картинок и состав­ляет по ним рассказ. Без затруднений обобщает и вычле­няет предметы, решает простые арифметические задачи. Знает много игр, умеет выдумывать сюжет. Ориентиру­ется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра), в отношениях между людьми. Изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.

Зная внешние, поведенческие нормативы психомотор­ного развития дошкольника, взрослые смогут вовремя скорректировать педагогическое воздействие на ребенка, предупредить возникновение у него задержки психичес­кого развития, помочь ему максимально использовать все возможности, предоставляемые данным возрастным эта­пом. В случае грубого нарушения темпа психического развития ребенка, такой схемы явно недостаточно, ибо необходимо выявить истинные причины, его вызываю­щие, а лечебная и психокоррекционная работа с таким ребенком требует специальных приемов, относящихся к компетенции дефектологов и психоневрологов.

 

 

Этапы развития от рождения до 5-7 лет
  Организм Восприятие Интеллект Речь Общение Эмоции Мораль
Новорожденный ребенок Почти неподвижен, но располагает многими безусловными рефлексами, например, сосательным, хватательным и движением головы. Даже 3-4-дневный ребенок способен следить за звуком колокольчика. Быстро обучается поворачивать и голову направо и налево в поисках пищи в ответ на звук колокольчика. Плач и гуление - единственные звуки. Детей можно разделить на активных, умеренно активных и тихих. Чувства совершенно не дифференцированы; младенцы либо бодрствуют, либо спят; либо активны, либо неактивны. Новорожденные не имеют ни морали, ни ценностей, ни отношений, ни убеждений в течение первых 6-7 мес. жизни.
До 2-х месяцев Может фокусировать глаза и пристально смотреть; начинает приподнимать повернутую набок голову, когда лежит на животе. Громкие звуки привлекают внимание; ребенок улыбается, глядя на картинку с упрощенным изображением лица в виде точек и уголков. Забывает о существовании объекта, если его убрать более чем на 15 с. Первые 3 мес. - период максимального плача Часто устанавливается определенная модель плача и общения; начинает улыбаться матери в возрасте от 4 до 6 нед. Начинают проявляться положительные и отрицательные эмоции.  
2-4 месяца Приподнимает головку, когда лежит на животе и поворачивает ее по направлению к говорящему, Появляются признаки узнавания вещей; начинает понимать трехмерность пространства. Начинает отличать мать от других, но не понимает, что мать только одна; оптическая иллюзия трех матерей нравится ему. Начинается период агу-канья; откликается на человеческий голос и улыбается когда с ним говорят; иногда хихикает. Играет с предметами, например с погремушками, если они находятся у него в руке; начинает по-разному реагировать на окружающих. В начале периода впервые ясно выражает признаки положительных (улыбается, хихикает и пр.) и отрицательных (плачет, хмурится) эмоций.  
4-6 месяцев Разжимает руку для контакта с предметом и хватает его, используя кисть и пальцы, кроме большого пальца руки. Подносит предметы ко рту, чтобы исследовать их; улыбается при виде движущейся картинки с изображением лица. Начинает расстраиваться при виде оптической иллюзии трех матерей. В агуканье четче проявляются гласные и появляются согласные Начинает реально различать взрослых. Радуется по разным поводам, в разной степени и форме; эмоции страха и гнева начинают дифференцироваться; появляются признаки самоудовлетворения.  
6-8 месяцев Может сидеть без поддержки в течение короткого времени и стоять с чьей-либо помощью; может хватать предметы с помощью указательного и большого пальцев, Внимание начинает фокусироваться на выражении нарисованного лица больше, чем просто на его чертах. Понимает, что спрятанные или находящиеся вне поля зрения предметы продолжают существовать, даже если их не видно. Агуканье начинает превращаться в бормотанье; самые распространенные звуки – «ма» «му», «да», «ди». Начинает серьезно играть, но редко с другими детьми. Начинает развиваться страх перед незнакомыми; усиливается привязанность к знакомым взрослым; начинают проявляться взаимоотношения.  
8-10 месяцев Начинает и продолжает ползать и подниматься, опираясь на что-либо; самостоятельно удерживает бутылочку с едой. Продолжает развиваться и углубляться восприятие; начинает избегать видимых перепадов поверхности пола или земли. Осознает "постоянность объекта", даже если не видит его; ищет знакомые предметы в разных местах. Повторяет услышанные звуки постоянно, но словообразование отсутствует. Предпочитает играть с близкими больше, чем в одиночестве; начинает имитировать других. Проявляет застенчивость перед незнакомыми, ведущими себя слишком фамильярно; улыбается собственному отражению в зеркале. Проявляет признаки отчужденности, когда ему делают выговор за плохое поведение.
10-12 месяцев Начинает ходить с посторонней помощью; прекращает тянуть предметы в рот; работа желудка становится более регулярной. Не особенно расстраивается из-за неожиданного исчезновения предмета, Произносит первые слова, начинает создавать и использовать их для обозначения предметов. Первыми словами являются существительные, которым ребенок придает много значений; напр. Слово «собака» используется в отношении всех животных с четырьмя лапами Успокаивается и концентрирует внимание при появлении матери. Различия между мальчиками и девочками проявляются в способе их самоутверждения. Понимание команд родителей остается весьма примитивным и связано с сиюминутными ситуациями,
12-18 месяцев Самостоятельно ходит примерно с 13 месяцев; помогает одевать себя; начинает самостоятельно есть. Сползает по ступенькам задом наперед. Быстро растет способность узнавать предметы по характерным признакам. Усиливается связь между предметом и его мысленным образом, которая продолжается до 7 лет. Произносит 3-50 слов: речь носит главным образом ''телеграфный" характер. ' В конце периода проявляется борьба за игрушки и ревнивое отношение к ним. Радуется отдельным событиям или людям. Страх перед незнакомыми объектами, людьми и звуками уменьшается; в конце периода проявляет ревность по отношению к новым малышам. Поведение до 6 или 7 лет зависит от угрозы наказания и отсутствия поощрения.
18 месяцев-2 года Бегает, но часто падает; поднимается по ступенькам, держась за перила. Может заметить, что положение предмета изме­нилось, хотя не видел, как это происходило. Думает, что у всех такое восприятие предметов, как и у него, например. если закрывает глаза и не видит вас, то думает, что и вы не видите его. Может соединить 2 слова вместе (например, существительное и определение). Грамматически правильно использует формы времени, лица и пр. Все меньше времени играет один; более распространены формы игры параллельно с другими детьми в одной комнате при периодическом контакте с ними. В конце периода начинает возникать страх перед воображаемыми созданиями и темнотой; становится более чувствителен к насмешкам. Восприятие ребенком морального кодекса родителей состоит в простом различении хорошего и плохого.
2-3 года Контролирует состояние сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки, что позволяет осознанно пользоваться туалетом; редко мочится в постель; ест все более самостоятельно. Проявляет способность различать части и свойства предмета; развиваются навыки рисования предметов. Прогрессируют способности классифицировать многие типы предметов по одной или нескольким выделенным характеристикам. В конце периода способен строить связные предложения из 3-4 слов. Начинает чувствовать структуру языка, правильно использовать порядок слов, времена и формы числа. К 30 месяцам пытается помогать по дому; взаимосвязь между играющими вместе детьми возрастает. Мальчики проявляют больше физической активности и чаще сердятся, чем девочки: дети обоих полов стремятся к большей независимости. Ребенок в определенных специфических ситуациях может проявлять чувство вины.
3-5 лет В конце этого периода девочки немного опережают мальчиков в развитии скелета; головной мозг достигает 75% веса взрослого. Часто путает буквы б и д, п и к, Игнорирует прямые лини, поэтому путает О и Д. Понимает, что физические явления, например вода/лед, по сути являются сходными, но не понимает причин их различия. Предложения становятся длиннее и сложнее; все лучше усваивает основы грамматики, например пассивный и активный залог. Ровесники начинают влиять на поведение друг друга: идентификация себя с родителем того же пола усиливается. Возрастает чувство удовлетворения от самостоятельно выполненного задания; увеличивается восприимчивость к чувствам и эмоциям других. По-прежнему эгоцентричен, но начинает явно осознавать вину и учится управлять своими чувствами.
5-7 лет К 6 годам мозг ребенка достигает 90% веса мозга взрослого; нервные волокна полностью развиты. Фокусирует внимание на существенных свойствах предметов и событий; все лучше ориентируется в буквах алфавита. Ребенок может использовать понятия и правила, но делает это всегда отрывочно, всегда лишь в связи с происходящим только здесь" и только "сейчас". Владеет исключениями, свойственными данному языку: лексикон становится все более сложным. Обращается к сверстникам чаще, чем ко взрослым; часто вместе с другими детьми играет в "социальные" игры, (в школу. в больницу). Ребенок активно занят проверкой производимого им на других впечатления. Оценка ребенком "правильного" изменяется; проявляет уважение, а не страх к правилам общественного поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.