КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип развития речи. Эффективность речи
Законы речи и правила риторики Для того чтобы государство достигло своей цели, нужен исходный материал - дописьменная устная речь, к которому предложен метод - деление речи на виды. Благодаря этому каждый вид речи обретает правильное единство своих свойств: этоса, пафоса и логоса, так получается государство, преследующее свои цели. Этим фактически обслуживается объективный закон: речь обеспечивает государство и его цели, нужен закон разделения речи на три основных вида. Этот закон проявляется в том, что если бы не было речи, то не могло бы быть государства, и если бы публичная речь не делилась на виды, то невозможно было бы реализовать цели государства. В этом основном законе присутствуют и дополнительные законы. Всякий вид ораторской речи представляет собой единство этоса, пафоса и логоса. Всякий вид ораторской речи имеет свое отношение к действительности и времени. Первый закон речи устанавливает связь между общежительством и речью. Второй и третий законы устанавливают законы различения речи и смысла речей. Поэтому первый закон может быть назван законом общежительства; второй - законом цельности внешнего и внутреннего содержания; третий - законом смыслового ограничения речи. Эти три закона должны быть названы законами Аристотеля по их фактическому автору. Аристотелю удалось открыть основные объективные законы речи. Объективные законы речи далее у Аристотеля подкрепляются правилами. Правила - это рекомендации для ораторской практики, не входящие в противоречие с законами речи. Например, если лицо, говорящее совещательную речь, начнет вносить в свою речь разбор событий, имевших место в прошлом, то совещательная речь может не состояться. Правила указывают на возможные ошибки оратора. Так, при произнесении тостов ограничиться благопожеланием - значит не развить мысль, не дать обоснование, принизить силу благопожелания; если сторона в суде будет советовать, что следует сделать на будущее, то проиграет процесс, так как не даст анализа событиям, имевшим место в прошлом. Эти правила риторики могут быть подкреплены множеством случаев удачной и неудачной ораторской практики. Удача всегда имеет обратной стороной неудачу или включает в себя частично неудачу, подобно всякому поступку, содержащему в себе и доброе, и лукавое. Соблюдение правил, основанных на законах, делает речь менее погрешной. В этом практический смысл риторических правил.
Все законы риторики фактически строятся на том, что речь развивается в своей фактуре, форме и содержании. Развитие речи с точки зрения этих законов и отвечающих им правил дается как данность: речь не может не развиваться. Однако это утверждение можно лишь логически вывести из законов и правил. Фольклор любого народа отводит значительное место правилам ведения речи. Начало этих правил относится к установлению порядка ведения речи. Этот порядок включает в себя старшинство как принцип преимущественного права на речь. Этот принцип отводит старшим право и обязанность распоряжаться речью. Распоряжение речью - компетенция старших, предполагает определенные нормы смены реплик. Первой такой нормой является преимущество речи перед всеми другими действиями. Если кто-то обращается к кому-либо с речью, то адресат должен приостановить любые занятия: труд, развлечение, занятие искусством и т. д. При этом слушающий должен принять соответствующую позу, которая поощряет говорящего продолжить речь. Это правило предпочтения речи любому действию. Если говорящий в момент своей речи вопреки правилу предпочтения речи действию был перебит другой речью, он должен остановиться и выслушать обращенную к нему речь. Это правило предпочтения слушания говорению. Правила предпочтения речи другому действию и предпочтения слушания связаны с правилами ведения диалога. Из приведенной ниже таблицы видно, что вопрос и повеление предполагают ответы как действием, так и речью, но не предполагают ответы умолчанием.
Все виды реплик в диалоге переходят в речь, часть из них омертвляет речь, переходя в речь, другая часть переходит в мысль, содержащую в себе потенцию и действия, и речи. Это значит, что речь в любом случае управляет действием и приводит к мысли. Тезис в речи не может не развиваться, получает оправдание в виде правил диалога. По этим правилам диалогическое развитие речевого общения должно быть источником развития деятельности. Однако речь может быть более или менее эффективной. Для того чтобы речь была эффективна, она должна обладать свойствами новизны, уместности и правильности. Развитие речи и действия зависит от эффективности речи и от того, насколько правила речи содействуют реализации категорий этоса, пафоса и логоса.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |