Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития риторики от искусства к науке




Кризис риторики

В России кризис риторики начался не с языковых проблем, а с нравственно-педагогических. Во второй половине XIX в. реже издаются книги по риторике, она исчезает из планов многих учебных заведений. Причем школа не отказывается от ее содержательных материалов, от многих приемов, таких как работа над темой, композицией сочинения, рассуждение и доказательство, тропы и стилистическое фигуры, но употребляет их под другими названиями: развитие речи учащихся, стилистическое упражнение, культура речи.

Отказ от риторики подчас носил лишь внешний характер, тем более что отказ от школьной риторики не привел к упадку ее частных ветвей. Так, демократические реформы судебного дела привели к расцвету судебного красноречия. В начале XX в. оживляется теоретическая деятельность: появляются книги Н. Абрамова «Дар слова» (1901г.), Г.Д.Давыдова «Ораторское искусство» и др.

Но взлет риторического направления был непродолжителен: власти поддержали лишь одно направление - мастерство агитатора и пропагандиста, его политический аспект.

Некоторые функции риторики взяли на себя старые и новые отрасли языкознания.

Риторика как самостоятельный предмет в 20-80-х гг. XX в. сохранилась лишь в некоторых университетах на факультетах классической филологии, в духовных академиях.

Игнорирование систематического, целостного предмета «риторика» привело к затейному упадку речевых умений в самых разнообразных сферах общения. Не изучались этические, философские основы общения, когнитивные аспекты речи.

В большинстве же развитых стран мира кризис явления не привел к гонениям на риторику (США, Великобритания, Германия и др.).

Между тем XX в. стал веком рождения наук о речи, ее механизмы изучали лингвисты Ф. де Соссюр; А. А. Потебня, Л.В. Щерба и др.

В середине XX в. начинается ренессанс риторики, поднимается новая волна интереса к ней. В России это конец 1970-х гг., во Франции на 30 лет раньше.

Традиции высокой культуры стали одной из важнейших причин пробуждения интереса к риторике среди аспирантов, преподавателей, росло влечение к ретро. Возможно, что это - первый важнейший фактор возрождения риторики.

Успех наук о речи в качестве важной причины возрождения риторики нередко связывают с возрождением демократии в России в конце 80-х и в 90-е гг. XX в.

Есть еще одна причина: это падение у молодежи интереса к изучению сухих курсов языка, правил орфографии.

 

Основные этапы развития учения о речи - риторики - показали, что сложившаяся в античности теория речи как инструмента развития общества полностью подтвердилась на всех этапах развития европейского и азиатского общества: педагогическая система Квинтилиана - гомилетика - рациональная риторика - поэтика и поэзия - научная риторика XX в.

Педагогическая система Предпосылка новой

Квинтилиана системы тривиального

образования

 

Гомилетика Формирование

общества на основе

духовной морали

Рациональная риторика Создание предпосылок

разделения научной и

художественной речи

на основе стиля

 

Поэтика Потебни Исследование психоло-

гии, изобретение речи

и мысли

 

Научная риторика Сложение системы

управления речью

в обществе

 

Эта схема иллюстрирует этапы развития риторики.

На следующей схеме показано, что развитие теории речи - риторики - совершает как бы своеобразный круг, в котором общественные задачи риторики как исходного средства существования и развития общества дифференцируются по своим частным задачам и интегрируются снова в научной риторике.

 


Так обнаруживаются функции риторики: общественное управление, формирование морали, нравственности и этики, формирование стиля, исследование психологии речетворчества. Эти функции риторики могут быть поняты и как ее задачи.

Современная научная риторика не отменяет искусства риторики в ее задачах педагогических (моральных), стилистических, психологических, но напротив, служит осознанию и научному анализу этих задач. Так, новая область риторического исследования средствами теоретической науки позволяет глубже уяснить суть феномена речи и тем, в частности, помочь риторическому искусству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.