Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая структура речевых отношений




Обзор греческой традиции и сопоставление этой традиции с традициями цивилизаций Китая и Индии позволяют на основе выделения универсальных признаков осмысления феномена речи построить графическое представление.

 

Воспитание Воспитание

языкового творчества этики

(образование)

 

Изображение речей Речь, ее формы Этика

и ее смысл

 


Организация

речи (обычай

и право)

 
 

 


Общественная сфера речи (эквивалентный

обмен, справедливость, истина)

 

Схема показывает, что феномен речи является не только тем, что составляет основной признак общества - общение, но и дает представление о динамике развития общества благодаря речи.

Выделение стрелок жирным шрифтом отличает стиль как форму и направление поступков. Пунктирная стрелка показывает сложение и распространение культуры всех форм и видов, двунаправленная стрелка обозначает речь как таковую, т. е. звучащие или написанные знаки, которые выделяются формой и смыслом потому, что они основаны на культуре, данной через образование, и выражают новое содержание, которое имеет стилеобразующее значение.

Любой вид речи, отмеченный в античности: бытовая речь, ораторство, поэзия, диалектика, ученая письменная речь, учебная речь - подчиняются анализу по этой схеме. Их различие состоит в том, что они имеют разные аудитории и потому разные задачи. Разные аудитории существуют потому, что так их установили обычай и право. Но стиль речи может привести к образованию новых аудиторий, которые будут организованы новыми обычаями и новой областью права. Соответственно нарастает новый пласт культуры и усложняется образование.

Сравнение философской культуры западной и восточной античности показывает, что различие в общественном устройстве речи порождает разные типы философствования. Они были закреплены в культуре и распространены в образовании.

Варварские народы не стремятся к стилевым усилиям и живут в своих сообществах счастливо в условиях стагнации или медленного развития, воспроизводя свои речемыслительные акты как инварианты в их индивидуальных вариантах. Изменения системы речи, сложение нового стиля речи и мысли могли бы изменить течение их жизни.

Задача теории риторики - видеть развитие речи в контексте общества как основной фактор развития общественной жизни. Для того чтобы уйти из общества, человек должен лишиться включенности в речь (отшельничество, патология). Кроме этих случаев, жить в обществе вне речи невозможно.

 

Литература и риторика

Риторика относится к числу филологических предметов наряду с лингвистическими и литературоведческими. Филология вбирает в свой кругозор всю глубину человеческого бытия через призму слова, языка. В то же время это искусство не только передавать, но и принимать сказанное

и написанное.

Все сказанное выше может быть отнесено и к риторике. Однако такое определение отражает только лингвистический аспект; функции риторики гораздо шире: это и цель речи, и выбор темы, и позиции говорящего, и фактор адресата, и логика доказательства, и адекватность понимания слушателем.

Граница между литературой и риторикой трудно уловима. Многие ораторы и риторы были в то же время писателями или литературоведами: Аристотель, Цицерон, М. Буало, М. В. Ломоносов, А. Ф. Лосев.

Все образованные люди в разные эпохи должны были владеть устным словом и пером: этому учили в риторических школах античного мира. Европейская традиция устанавливает более 100 моделей эпистолярного жанра, до сих пор издаются различные письмовники.

В период классицизма в Европе полагалось соблюдать не только единство места и времени, строго следовать законам жанра, но и использовать теорию «общих мест» (тонов). Логические тоны: род и вид; целое и части; свойства, признаки, качества; сравнение и противопоставление; причина и следствие; обстоятельства.

В современном употреблении понятие «общие места» имеет неодобрительный оттенок.

Литература, фольклор и повседневное общение непрерывно пополняют запас крылатых слов, идиом, афоризмов, аллегорий, иносказаний, антитез (это все - риторический арсенал).

Ревнители литературного новаторства всегда обвиняли риторику в формализме, схематизме, даже в ретроградстве, но новое литературное течение создавало свои схемы, правила и запреты.

Риторика оказывала влияние на теорию жанров, вводила жанры частных риторик: в судебной риторике – речи обвинительная и защитительная, в военной – боевой приказ, в политической - призыв к восстанию, в деловых

ситуациях - строго логические и пр.

Есть и новорожденные жанры как продукты деления традиционных; жанры меняют свою функцию и назначение (анекдот). Теоретические поэтика и риторика стабилизируют систему жанров во всем многообразии общения.

Многовековой спор о первенстве формы и содержания в познании, в литературе, в различных видах творчества то возникает и разгорается на неграничных областях разных наук, то угасает. В то же время спорящие стороны согласны с тем, что формы и содержание могут существовать только в единстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.