КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критика античной риторики
Скептический философ Секст-Эмпирна в трактате «Против риторов» поддерживает следующее: 1) отсутствие разграничения в значении термина «риторики» как учения о любой речи и учения о собственно публичной ораторской речи, т. е. то, что впоследствии отчасти получило терминологическое различие в терминах «риторика» - учение о строении речи любой и «ораторики» - публичная ораторская речь, ее теория и практика; 2) обращение ораторики к вызыванию чувств означает пренебрежение к истинному строению обсуждаемого предмета, т. е. не было проведено яркого различия между диалектикой и ораторикой; 3) изучение ораторики и воспитание ораторского искусства строилось на прецедентах, а не на определенных исходных положениях - началах. Это значит, что риторы на практике не учитывали в теории ее зависимость от этики и государственного устройства; 4) технические, т. е. речевые доказательства и нетехнические доказательства, т. е. вещественные доказательства и аргументы не разделены в их смысловой и действенной силе. Связь между вещами и словами не учитывалась, т. е. не была разработана предметная семантика речи; 5) не была достаточно разработана этическая основа публичной речи и законодательная основа речи. Поэтому речь могла быть неэтической и направленной против закона; 6) не были разработаны этические правила борьбы словом, отсюда возможно угодничество и другие пороки; 7) не было разработано понятие лжи как противоположности истине, так как правдоподобие и правда - разные вещи; 8) нахождение слов и виды речей как цель элокуции не то же самое, что цель ораторики, а только средство одержания победы в явном или скрытом споре, т. е. задачи эристики и ораторики не были разграничены. Все эти суждения справедливы по отношению к практике преподавания риторики, точнее, ораторики в античности. Экстеризм воспитания и обучения риторов, как правило, платного, во время которого ученик или его родители требовали практического результата - ораторских навыков для судебной и гражданской карьеры – ориентировал педагогическую деятельность не на понимание и анализ места речи в обществе и его характер, а на ее содержание и формы, т. е. не на научное выявление характера феномена речи, а на сиюминутный практический результат. Секст показал все эти пороки педагогической практики, не освещенной фундаментальной теорией. Но и после трактата Секста жизненная потребность все же удержала ораторскую педагогику как необходимую часть общества.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |