Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цицерон о риторическом знании




Риторика Аристотеля

Аристотель - ученик великого Платона, многогранный ученый, автор «Метафизики», «Логики», «Политики», «Поэтики», «Аналитики», написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах – «Риторику», охватив мир разума и духовного богатства человека.

Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору; это высокая образованность, общественная активность, уважаемая народом должность, государственные заслуги, мастерство речи. На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми. Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство идентичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека ≪от прочих животных≫, речь создает и семью, и государство. Риторика, по Аристотелю, - больше социальная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.

Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи, судебные и эпидейктические (их задача - хвалить или порицать). Внутри этого членения выделялись и другие области применения риторики.

В ≪Риторике≫ Аристотеля немалое внимание уделено дружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость.

Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе основных категориях научной риторики.

Этос - это уместность речи, ее соответствие нравственным ожиданиям слушателей. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям.

Пафос - это замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говорящего, его убеждение.

Логос - словесные, языковые средства, а также логика, их оратор использует для достижения цели, для убеждения.

Всякий вид речи есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии.

Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное важнее уже известного. Риторика соединяет прошлое с будущим. Плохи риторы, которые оказывают давление на слушающего. Она обогащает, а не ограничивает.

Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат «Риторика»- это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и произведение искусства, образец научного творчества. Аристотель и сам был блестящим мастером слова. Неслучаен его афоризм: ≪Риторика - искусство, соответствующее диалектике≫.

 

 

Продолжателем традиций академии и школы Аристотеля стал Цицерон, творивший на латинском языке. Обширная судебная и государственная практика, высочайшая образованность и талант Цицерона сделали его вечным примером лучшего оратора.

Первым вопросом, который разработал Цицерон, был вопрос о соотношении позитивного знания и того знания, которое несет в себе ораторство. Под позитивным знанием понимается сумма проверенных практикой и теорией положений. Под знанием понимается устанавливаемое оратором отношение к предмету обсуждения: ситуации, случаю, коллизии.

Ораторика, т. е. речь по гражданским спорам, требует эрудиции в позитивных знаниях.

По Цицерону, ораторство - одна из наук и искусств, рядоположенная другим и помогающая любой профессиональной деятельности, когда мысль оформляется в речь. Но у ораторов есть своя область речи - гражданские споры. Здравый смысл - особая область семантики речи, отличающаяся от профессиональных знаний и философии.

Ядро дела, подлежащее здравому смыслу, Цицерон называет вопросом. Затем следует разработать доводы, доказать и вывести заключение. При этом необходимо привлекать сведения из искусства и права, а также разработать изящество речи, возбудить или утолить страсти, применить остроумие, вызвав смех.

Ораторская речь основана на особых смысловых операциях, которые не свойственны ни бытовой речи, ни ученой речи. Она представляет собой интуитивное угадывание, догадку в определении вопроса, предложение решения и разработку доводов, куда вовлекаются элементы позитивного знания, философии, поэтики и стилистики.

Ораторское искусство в Риме нужно было в гражданской карьере. Римская риторика специально занялась тремя важнейшими сторонами ораторства:

1) государственными установлениями как ареной деятельности ораторов;

2) воспитанием оратора;

3) техникой подготовки речи.

В области государственных установлений Римская республика стала сочетанием демократии через институт трибунов, аристократии - через институт консулов. В области воспитания ораторов были разработаны правила обучения ораторов, состоящие из предварительного обучения, упражнений для приобретения опыта, личной практики выступлений. Была разработана и технология составления речи: изобретение - расположение – словесное выражение - запоминание - произнесение. Римская риторика разработала структуру речи: выступления, названия и толкования названий, повествование, описание, доказательство, опровержение, обращение к чувствам, заключение.

 

М. Ф. Квинтилиан «Об образовании фактора»

Марк Фабий Квинтилиан - автор, завершающий античную риторику, основатель педагогики, в трактате «Образование фактора», состоящем из 12 книг («О воспитании будущего фактора», «Когда отдавать отрока риторику», «История риторики и ее составные части», «Приступ, повествование...», «Доказательства, опровержения», «О возбуждении страстей: смех, сострадание, размышление», «Расположение», «Словесное выражение», «Фигуры», «Об изобилии слов», «О благоприличии в слове», «Оратор как человек; нравственный облик»), имеющем целью воспитание гражданского и судебного оратора, фактически строит образование так, что оказываются рассмотренными все части феномена речи: воспитание оратора делится на телесное и духовное, которое включает физическую культуру и языковое образование, образование в области философии и права, тренировку в изобретении речи, изучение прецедентов ораторской практики, воспитание этики фактора и изучение и понимание нравов и интересов аудитории, организация речи по частям речи и фигурам мысли, приспособление к общественной сфере, в которой действует оратор, и формы организации речи.

Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удивительно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тропов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с литературой, логикой, направил внимание к памяти, видам построения текста.

Особенность труда Квинтилиана не только в подведении итогов описания феномена речи, но и в том, что будучи педагогическим сочинением, его «наставления» создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования. Воспитание собственно ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования.

Воспитание оратора, по Квинтилиану, заложило основы педагогической психологии, предложило учебную методику, разделенную по ступеням обучения, включило в себя воспитание языкового творчества.

К началу новой эры в теоретической риторике были осознаны, а во многом и определены и разработаны ее проблемы:

1) предмет риторики - красноречие, речь;

2) функции риторики - убеждение средствами мастерства речи;

3) типы речи и сферы применения красноречия;

4) личностные качества говорящего;

5) ступени ораторского действия (предмет, мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение, память, исполнение);

6) доведение перечисленного до уровня мастерства и искусства;

7) основы оценки и самооценки речи и ее результативности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.