Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы




ВВЕДЕНИЕ

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной, заочной формы обучения

(специальность 030501 (65) Юриспруденция)

 

 

ЧЕЛЯБИНСК

2007 г.

Автор:

Кубиц Галина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин УФ ГОУ ВПО «РАП»

 

Рецензенты:

Питина Светлана Анатольевна, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета;

Прилукова Екатерина Григорьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин УФ ГОУ ВПО «РАП»

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) «Юриспруденция».

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин Уральского филиала Российской академии правосудия (протокол № 2 от 25 октября 2007 года).

Утвержден Учебно-методическим советом Уральского филиала Российской академии правосудия 21 ноября 2007 г., протокол №___.

 

 

© Российская академия правосудия, 2007

© Кубиц Г.В., 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

Государственные требования к минимуму содержания дисциплины…………………..4

Введение…………………………………………………………………………………….5

Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………..6

Тематический план…………………………………………………………………............7

Программа………………………………………………………………………………......8

Тематический план семинарских занятий……………………………………………….10

Планы семинарских занятий……………………………………………………………...11

Методические рекомендации по изучению дисциплины………………………………17

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………………………………….......18

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля…………………….23

Литература …………………………………………………………………………….......24

Вопросы для подготовки к зачету………………………………………………… …….27

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Предмет риторики. Место и роль риторики в культуре. Предпосылки появления риторики. Основные направления, школы риторики и этапы ее исторического развития. Виды риторического искусства (социально-политический, академический, судебный, социально-бытовой, богословско-церковный, дипломатический, военный, торговый, лекционно - пропагандистский).

Античная риторика (Риторика Древней Греции, риторика Древнего Рима). Развитие исторических традиций в России: первые русские риторики, риторика М.В. Ломоносова, риторика М.М. Сперанского, риторика И.С. Рижского. Русская риторика 19 века, особенности риторики 20 века.

Техника речи и культура оратора. Звучащая речь и ее особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания. Дикция. Интонация, назначение интонации. Пауза. Литературный язык- основа культуры речи. Риторические умения и навыки.

Композиция речи. План - основа композиции. Составные элементы композиции. Методы изложения материала. Приемы объяснения терминов. Логическое определение. Подбор синонимов. Описательный способ. Этимология слов. Приемы привлечения внимания аудитории.

Методика подготовки к выступлению. Виды подготовки. Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Отработка навыков. Изучение отобранной литературы. Выработка собственной позиции. Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на конспект. Выступление без записи. Выступление экспромтом.

Методы убеждения оппонента. Основные формально-логические законы (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания). Доказательство. Структура и виды доказательств. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре.

Полемика. О предмете полемики. Из истории искусства полемики. (Древняя Греция, Индия, Россия). Определенность позиции полемистов. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре.

 

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат кропотливого длительного обучения и самообразования.

Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинаю­щим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика

Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne — ораторское ис­кусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, ис­кусство речи и ораторское мастерство.

Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и тео­рию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.

Риторика учит воздействию на собеседника с помощью слова и основывается на использовании психоло­гических факторов и умелой организации самого процесса обще­ния.

Уровень подготовленности студента должна соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) «Юриспруденция».

Целью обучения данного курса является:

• помочь студентам овладеть знаниями, умениями и навыками по общей и юридической риторике,

• развивать коммуни­кативные способности в практике публичных выступлений,

• фор­мировать языковую личность профессионального юриста.

Предлагаемый учебно-методический комплекс поможет студентам глубоко освоить основные темы, относящиеся к курсу риторики. Это, в первую очередь, типы красноречия; цели и задачи риторики; роль страстей; доводов оппонента; а также средства украшения речи, то есть тропы и фигуры риторики.

Программой учебного курса запланированы семинарские занятии, самостоятельная работа студентов и зачет.

На семинарских занятиях уделено особое внимание самостоятельной творческой работе в виде небольших индивидуальных выступлений по темам, конспектирование биографий и судебных речей известных судебных ораторов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает работу с литературой по риторике по определенным темам, выделенных для самоподготовки.

 

 

вид учебной дисциплины количество часов по формам обучения
очная заочная
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
НИРС    
Форма итогового контроля зачет

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.