Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая и физическая нагрузка и приемы ее регулирования при проведении физкультурного занятия




Упражнения, включенные в вводную часть занятия, могут про­водиться диктантным способом, т.е. когда педагог называет дей-


ствие, и дети тут же приступают к его осуществлению. Например: «Пошли на носках, разбежались по всей площадке, построились в колонну, парами и т.д.». Такой способ подачи заданий вырабаты­вает быстроту ответной реакции, способность действовать с ходу (не останавливаясь после движения). Но при этом детям предлага­ются к исполнению уже хорошо освоенные движения. Для форми­рования учебной деятельности используется выполнение задания по плану, когда дети должны запомнить последовательность вы­полнения движений и сигналы к их смене. Например: «Сначала пойдете обычным шагом, под тихую музыку — на носках, как только музыка прекратится — в приседе». Смена движений проис­ходит только по определенному сигналу. Воспитатель не напоми­нает детям словесно, что они должны делать. Но и при этом спосо­бе движения должны быть уже освоенными.

Для разучивания строевых упражнений, различных способов ходьбы и других физических упражнений целесообразно первона­чально применять упражнение на внимание, а затем объяснить задание и способ его осуществления, и только после этого пред­ложить их выполнить.

Педагогу необходимо помнить о достоинствах каждого из этих способов организации выполнения двигательных действий и соот­ветственно использовать их на физкультурных занятиях.

Особого внимания заслуживает контроль при выполнении дви­жений. Если в младшей или средней группах нередко уместны под­сказки педагога, то в старшей группе следует активизировать конт­роль за выполнением упражнения самим ребенком. Так, напри­мер, старшие дети уже знают правильное положение головы и других частей тела при ходьбе, но нередко они допускают ошибки. Ежедневные указания, напоминания типа: «Голову прямо, нога­ми не шаркать, хорошо размахивайте руками» — нельзя признать целесообразными. Дети плохо идут не потому, что они не знают, что надо делать, а потому, что они еще не контролируют свои движения. Для активизации самоконтроля за действиями можно применить контроль ребенка, например: «Саша, посмотри, у нас все дети научились правильно ходить?». При этом ребенок может стоять лицом навстречу идущим или сам двигаться противоходом и называть детей, у которых замечены ошибки. Как правило, дети сразу сами подтягиваются и им уже не приходится делать замеча­ния. Можно побуждать к самоконтролю: «Я сейчас посмотрю, кто из вас уже научился ходить правильно». «Кто считает, что он умеет хорошо ходить, то, дойдя до флажка, пусть идет через середину зала, а кто еще не научился, тот идет вдоль стен».

При проведении общеразвивающих упражнений нередко вос­питатели объясняют и показывают детям любого возраста каждое


незнакомое упражнение, не анализируя степень его новизны. В ре­зультате дошкольники ориентируются не на объяснение, а на под­ражание.

При правильном распределении общеразвивающих упражнений каждое последующее базируется на предыдущем. Поэтому нередко новое упражнение представляет собой сочетание знакомых эле­ментов или вариант уже известного. В этом случае старшие до­школьники могут понять структуру нового движения по объясне­нию. Выполнение по объяснению содержит значительные преиму­щества: оно не только формирует тело, но и активизирует мысли­тельную деятельность детей, развивает самостоятельность.

Для развития самостоятельности при выполнении общеразви­вающих упражнений необходимо обеспечить усвоение определен­ных знаний.

Воспитанию самостоятельности будут способствовать и упраж­нения с частичной регламентацией, которые должны широко ис­пользоваться в работе со старшими дошкольниками. Так, напри­мер, воспитатель предлагает выполнить приседание с прямой спи­ной, а положение рук ребенок придумывает сам; или дети сами определяют исходное положение для выполнения наклонов и т.д.

В связи с тем, что основные движения включены в программу всех возрастных групп, обучение им должно строиться с учетом опыта и знаний дошкольников. Следует объяснить только новые составные элементы двигательного действия, а знакомые элемен­ты уточняются при участии детей. Например, при разучивании прыжков в длину с места в средней группе следует уделить особое внимание сочетанию отталкивания ногами со взмахом руками, а исходное положение и приземление полностью совпадают с тех­никой прыжка во второй младшей группе. Поэтому прежде чем предлагать прыгнуть в длину с места, нужно закрепить правильное выполнение знакомых элементов.

Важно на протяжении всего занятия добиваться высокой ак­тивности детей. Необходимо различать умственную активность, ко­торая связана с психической нагрузкой, и двигательную актив­ность, которая обеспечивает физическую нагрузку. Умственная ак­тивность обеспечивает не только осознанность и усвоение знаний о технике выполнения движений, но служит и отдыхом, сменой видов деятельности на физкультурном занятии. Между физичес­кой и психической нагрузками возникает обратно пропорциональ­ная зависимость: с увеличением физической нагрузки, как прави­ло, уменьшается психическая, а когда увеличивается психическая Нагрузка, то падает физическая.

Целесообразность использования времени проведения занятия определяется по общей плотности занятия, которая выражена вре-


менным показателем ко всей длительности занятия, данного в про, центах.

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для обеспечения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Моторная плотность занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия. Чтобы правильно вы­считать этот показатель, необходимо время, затраченное на вы­полнение движений, разделить на продолжительность занятия и умножить на 100.

Правильное целесообразное чередование умственной и физи­ческой деятельности детей является надежным показателем про­думанного содержания занятия и его квалифицированного прове­дения.

Если общая плотность занятия, при правильной организации, приближается к 100 %, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия. Наименьшая моторная плотность может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда моторная плотность 65— 67 % считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепле­ния и совершенствования движений, то моторная плотность дол­жна приближаться к 68—80%.

Эффективность проведения физкультурных занятий оценива­ется не только по успешному решению образовательных задач и влиянию на развитие личности, но и по оздоровительному воз­действию на организм. Достаточная двигательная активность, с одной стороны, обеспечивает хорошее усвоение материала (при необходимом повторении материала) при разучивании, а с дру­гой стороны, позволяет обеспечить тренирующее воздействие на организм ребенка. Величина нагрузки и правильное ее распреде­ление в течение занятия определяется по физиологической кри­вой, которая фиксирует работу сердечно-сосудистой системы при выполнении всех физических упражнений, включенных в разные части занятия.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15—20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвиваю-щих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны при­водить к увеличению пульса на 70—80% от исходного, а в заклю­чительной части занятия оно увеличивается всего на 10—15% от исходного.

Спустя 3—4 мин после занятия пульс должен придти к исход­ному уровню.


Физкультурные занятия на воздухе

Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского |ада, так и на воздухе. Исследования В.Г.Фролова и Г.П.Юрко ^Москва) показывают высокий оздоровительный эффект физкуль­турных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе. Од­нако эти занятия исключают выполнение физических упражнений "из положения сидя, лежа; они не имеют возможности использо­вать ползание, которое очень полезно для развития брюшного прес- fca и позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется усло­вий для выполнения сложных прыжков, лазания, подбрасывания -и ловли мяча и т.д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за;боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае Подбор упражнений регламентируется временем года, а не систе­матичностью в решении педагогических задач.

Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей ^выполнять движения в естественных условиях: использовать раз­личные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа (позна­комить с различным положением туловища и постановки ног при \ вхождении и спуске по наклонной поверхности); использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Кроме того, есте­ственные условия дают возможность познакомить детей с лазани­ем по шесту, передвижением на лианах, рукоходах и т.д.; позво­ляют после разучивания техники выполнения прыжков в длину и в высоту с разбега включить выполнение этих движений в прыж-^ковую яму, побуждая детей сочетать энергичный разбег с отталки­ванием одной ногой, увеличивая расстояние; создают благоприят­ные ситуации для разучивания метания в движущуюся цель (на­пример, «Нагрузить коробку, стоящую на санках, скатывающихся с горки, съезжающую с горки грузовую машину, применяя желу­ди, шишки, снежки, мешочки и т.д.»).

Для развития функции равновесия в естественных условиях ис­пользуются бровки, шины и т.д.

Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, ус­пешно решаются задачи закаливания, воспитания общей вынос­ливости, чрезвычайно эффективно повышаются защитные функ­ции организма.

Тем не менее структура физкультурных занятий на воздухе, в основном оставаясь неизменной, предусматривает для избежания Переохлаждения детей, особенно в холодное время года, более Широкое использование пробежек между выполнением различных видов физических упражнений.


2.7.2. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ1

Содержание, схема построения утренней гимнастики и ее обоснование

Теория и методика проведения утренней гимнастики были раз­работаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиоло­гами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнас­тики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благо­даря утренней гимнастике усиливаются все физиологические про­цессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличе­ния работоспособности. Двигательная активность приводит в дея­тельное состояние различные анализаторы.

Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использова­ние упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спи­ны, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содейству­ет выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укреп­ления свода стопы предупреждает плоскостопие. Значителен и за­каливающий эффект как на самой утренней гимнастике,«так и в сочетании с закаливающими процедурами.

Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втя­гиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их доволь­ны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей дея­тельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, кото­рая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него не­значительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гим­настика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колон­нами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произой-

1 Параграф написан Н.В. Полтавцевой. 280


дет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в простран­стве детям были знакомы.

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется по­вышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную систе­мы, растормаживает нервную систему, создает условия для хоро­шей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

t Диктантный способ подачи заданий оживляет восприятие и вни­мание детей. После ходьбы может быть предложен непродолжи­тельный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменя­ется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвиваю­щих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, уп­ражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому сле­дует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологи­ческой кривой, который приходится на прыжки на месте и быст­рый бег.

В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положе­нием ног. После прыжков предлагается ходьба, которая снижает нагрузку.

Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным Продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на од-Ном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).

. Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игро­вых упражнений. Например, вначале проводят хороводную игру, °бщеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фото­граф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его Копируют). Для пика физической нагрузки используется подвиж­ная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гим-


настика малоподвижной игрой. Такой тип занятий хорошо приме­нять в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети при­ходят в детский сад взволнованные, нарядные.

Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях — в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в дви­жении.

Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на вы­носливость. К концу года дозировка этого бега может составлять: в младшей группе — 80 м (1 мин), в средней — 160 м (1,5 мин), в старшей — 240 м (2 мин), в подготовительной — 320—340 м (2,5— 3 мин). Следует учитывать, что целесообразно двигаться, исполь­зуя всю территорию детского сада, и даже выбегать за ее границу, в соседний парк. Интерес к такому бегу значительно выше, и дети получают большое удовольствие от смены маршрута перемещения. При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, и остальные не имеют права обгонять впереди бегущего, а сам воспитатель бежит в конце колонны, что­бы держать в поле зрения всех детей. Примерно за 20—30 метров до ворот детского сада на обратном пути можно позволить желаю­щим пробежаться в быстром темпе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.