Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование в детях самостоятельности при выполнении утренней гимнастики




Радость от мышечных ощущений, удовольствие от утренней гимнастики создают условия для подготовки дошкольников к са­мостоятельному выполнению зарядки. Решить задачу воспитания у детей потребности в систематическом выполнении утренней гим­настики поможет формирование у них определенных знаний и умений, достаточных для возникновения и самостоятельной реа­лизации потребности в физических упражнениях.

Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразви-вающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусмат­ривающий повторение каждого из них по 6—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Чет­кое действие в заданном направлении, с определенной амплиту­дой, необходимым напряжением и расслаблением различных мы­шечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечива­ют увеличение работоспособности детского организма, но и спо­собствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.


Поэтому в работе по формированию у старших дошкольников самостоятельности в выполнении утренней гимнастики прежде всего необходимо обеспечить правильное выполнение общеразви-рающих упражнений на основе самоконтроля, без надзора взрос­лых.

Для решений этой задачи можно использовать схематическое изображение упражнений на карточках. Работу с карточками сле­дует проводить в виде игр, используя индивидуальную и группо­вые формы в повседневной жизни. Например, предлагаются ри­сунки, на которых изображены общеразвивающие упражнения разной трудности: на одних карточках передано движение конеч­ностей (рук, ног), на других — движение ног и туловища, рук и туловища, а на третьих — рук, ног, туловища. Следует применять карточки, на которых представлены как простые направления дви­жения (вперед, в стороны, вверх, назад, вниз), так и сложные (в стороны—вверх, в стороны—вниз), одновременные, поочередные Я разнонаправленные по структуре. Все нарисованные движения должны быть знакомы детям.

В начале работы целесообразно провести с детьми игру: «Я по­кажу, а вы найдите это упражнение на рисунке», а затем, исполь­зуя рисунки с изображением действия одной части тела, перейти к игре «Найди отгадку». Сначала педагог показывает точное вы­полнение двигательного действия, а затем преднамеренно допус­кает в нем ошибки, чтобы дети сами могли заметить несоответ­ствие показанного и нарисованного, тем самым обратить внима­ние, например, на правильное поднимание рук вперед, вверх, в сторону и т.д.

В дальнейшем можно использовать задание «Покажи, какое уп­ражнение здесь нарисовано». На основе этой работы складывается предпосылка к организации игр, предусматривающих взаимодей­ствие самих детей по типу: один показывает, а другой находит изображение на карточках или отмечает его отсутствие; один по­казывает карточку, а другой это упражнение выполняет, получая оценку своего исполнения. Затем можно давать задания: «Найди Упражнение по описанию», «Загадай сам упражнение» (показав Или описав его).

Контроль за точностью передачи направления и амплитуды дви­гательного действия составляет сущность игры «Так, не так?», в Которой один ребенок загадывает упражнение и оценивает выпол­нение, учитывая правильность передачи не только структуры, но * направления движения, а другой ребенок старается достигнуть точности в своих действиях. В этой игре может участвовать и воспи­татель, допуская сознательно ошибку, иногда грубую, а иногда ejie заметную, что развивает у детей наблюдательность, обостряет


восприятие простых и сложных направлений, развивает умение I видеть ошибки у других людей, а затем и у себя.

В схематическом изображении общеразвивающих упражнений ребенок первоначально воспринимает положение рук. Положение ног и туловища воспринимается тогда, когда оно необычное. Для привлечения внимания дошкольников к положению всех частей тела можно подбирать карточки, на которых изображено одно и то же движение, но разное исходное положение.

Например, применяются карточки, на которых поднимание рук в стороны изображается из исходного положения: ноги сомкнуты, ноги скрестно или пятки вместе, носки врозь, из положения сидя и т.д., или выполнение приседания осуществляется с разным по­ложением рук. Подобный показ приводит к пониманию, что одно и то же упражнение может быть выполнено из разных исходных положений, причем из одних — действовать легче, а из других — труднее. В последующем и на физкультурных занятиях, и на утрен­ней гимнастике можно широко включать движения с частичной регламентацией, например: «Выполняем наклон вперед, не сги­бая колен. Приготовились, чтобы было делать потруднее» или «Сле­дующее упражнение — приседание, положение рук придумайте сами».

Можно использовать и прием, когда педагог, выполняя упраж­нение на глазах у детей, производит смену положения другой час­ти тела, а дети находят соответствующую карточку. Особый эф­фект достигается, когда детям показывается карточка с изображе­нием наклона туловища вперед, не сгибая колен, доставая до нос­ков ног. Лишь только стоит эту карточку перевернуть, как изобра­жение воспринимается как наклон из положения сидя или как одновременное поднимание рук и ног из исходного положения, лежа на спине.

Подготовительная работа позволяет подвести ребенка к пол­ноте восприятия нарисованного, усвоению плана прочтения ри­сунка. Дети должны уяснить, что, для того чтобы выполнить уп­ражнение, нужно встать, сесть или лечь, посмотреть, как стоят ноги, что нужно делать руками. Сам план, состоящий из трех пунктов, запоминается дошкольниками легко, и в дальнейшем он выступает в качестве критерия для проверки правильности восприятия нарисованного упражнения. Усвоение плана воспри­ятия движения является предпосылкой к пониманию рисунков с незнакомыми упражнениями, представляющими комбинаций усвоенных направлений и включающими работу различных час­тей тела.

На следующем этапе ставится задача научить детей составлять общеразвивающие упражнения из знакомых элементов или при-


думывать самостоятельно его продолжение. К показанной карточ­ке можно предложить занимающимся подобрать возможное пред­шествующее положение или, используя ее в качестве исходного положения, придумать само общеразвивающее упражнение, его вариант.

Для запоминания комплекса общеразвивающих упражнений на утренней гимнастике в групповой комнате можно иметь специаль­ное панно, на котором выставляются карточки с изображением упражнений в определенной последовательности. В зале это панно может служить приемом проверки усвоения комплекса, так как карточки находятся в перевернутом виде. Детям предлагается при­готовиться к первому, второму, следующему и т.д. упражнению, само выполнение осуществляется под музыку, а по ходу воспита­тель переворачивает карточку лицевой стороной, побуждая утвер­диться в правильности действий или к их перестройке.

Принцип замены одного общеразвивающего упражнения дру­гим для этой же мышечной группы может быть раскрыт с опорой на понимание того, какая часть тела в этом упражнении работает в большей мере.

Первые умения самостоятельного выполнения утренней гим­настики могут быть сформированы с помощью задания-поруче­ния ребенку провести с другими детьми то или иное упражнение. Например, если в комплексе 6 упражнений, то из группы пригла­шаются шесть детей. Они встают в шеренгу перед остальными деть­ми, и каждый проводит только свое упражнение из комплекса. Затем одному ребенку поручается провести со сверстниками весь комплекс утренней гимнастики.

Дозировку нагрузки определяет музыкальное сопровождение. Впоследствии можно поручить детям провести утреннюю гимнас­тику в выходные дни с родителями или братьями и сестрами (пос­ле соответствующей работы с родителями), а затем попросить их рассказать об этом в детском саду.

Активность самих детей, использование их организаторских спо­собностей формирует у детей положительное отношение к утрен­ней гимнастике и желание участвовать в ее выполнении и прове­дении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.