Риторика как наука и учебный предмет.
Речь как сфера общения:
- коммуникативный аспект речи;
- информативный аспект речи;
- психологический аспект речи.
2.
Функционирование риторики в обществе
Сферы функционирования риторики в обществе.
Особенности использования знаний по риторике в разных сферах деятельности:
- средства массовой информации;
- система паблик рилейшнз;
- речевая коммуникация.
Устные коммуникации в системе СМИ.
3.
Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации
Виды речевого воздействия.
Факторы, правила и приемы речевого воздействия.
Коммуникативная позиция участников общения.
Способы речевого воздействия на личность.
Тактики речевого воздействия: прямые и косвенные.
4.
Социально ориентированный диалог
Понятие диалога.
Типы диалога.
Условия успешного ведения диалога.
5.
Современный публичный монолог.
Особенности монолога как одного из видов речевой деятельности.
Особенности современного публичного монолога:
- социально-политического;
- академического;
- судебного;
- социально-бытового;
- теле- и радиоречи.
6.
Публичное выступление как условие решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности.
Особенности публичного выступления как условия решения коммуникативных задач в профессиональной деятельности:
Виды публичных выступлений: виды публичных выступлений по цели; виды публичных выступлений по форме;
Особенности подготовки публичного выступления: подбор материала по выбранному вопросу; синтаксическое развертывание и оформление материала.
Техника подготовки публичного выступления.
Основные трудности публичного выступления.
Общие требования к публичному выступлению.
7.
Риторические средства выражения
Понятие риторических средств и их роли в элокуции.
Понятие тропа (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение).
Понятие риторической фигуры:
- фигуры выделения;
- фигуры синтаксиса;
- фигуры речемыслительные;
- фигуры, выражающие эмоции.
8.
Взаимодействие оратора с аудиторией
Особенности взаимодействия оратора с аудиторией:
- чувство аудитории;
- состав слушателей;
- портрет аудитории;
- «борьба слушателей с оратором.
Поведение оратора в аудитории.
Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
9.
Убеждающее выступление и его основные особенности
Убеждение аудитории.
Основные виды убеждающих выступлений:
- воодушевляющие;
- агитационные;
- собственно убеждающие.
Демонстрация убежденности оратора посредством аргументации:
- тезис и аргументы;
- убедительность аргументов;
- правила аргументации;
- способы аргументации;
- помехи восприятию аргументации;
- правила эффективной аргументации.
10.
Публичные дебаты и полемика
Публичные дискуссии в современном обществе.
Отличия спора и обсуждения проблемы.
Дебаты как разновидность обсуждения проблемы:
- особенности дебатов;
- подготовка дебатов;
- проведение дебатов;
- участие зрителей в дебатах.
Особенности спора:
- содержание спора;
- классификация сора;
- роль вопросов и ответов в споре;
- доводы в споре
Полемические приемы в публичных дискуссиях.
№
ОК,
ПК
Содержание компетенции
№ раздела дисциплины «Риторика»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
ОК-1
готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности
+
ОК-2
способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности
+
ОК-3
способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
+
+
ОК-4
культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
+
+
+
+
ОК-5
понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности
+
ОК-6
готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности
+
+
ОК-7
умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
+
+
ОК-8
способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта
+
ОК-9
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности
+
+
+
ОК-10
способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности
+
+
+
+
ОК-11
готовность и способность работать в коллективе, творческой команде
+
+
ОК-12
владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ОК-13
способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности
+
+
ОК-14
способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности
+
+
ОК-15
способность использовать знания в области естественнонаучных дисциплин, базироваться на принципах научного подхода в процессе формирования своих мировоззренческих взглядов, касающихся взаимоотношений человека с окружающей средой и проблем безопасности жизнедеятельности и умение использовать естественнонаучные знания в своей социальной и профессиональной деятельности
+
ОК-16
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ОК-17
свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного - национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций
+
+
ОК-18
умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети
+
+
ОК-19
способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
+
+
ПК-1
понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ
+
+
+
+
ПК-2
понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества
+
+
ПК-3
ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции
+
ПК-4
понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций
+
+
+
+
ПК-5
знание основных этапов и процессов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ
+
ПК-6
знание основных этапов и процессов развития зарубежной литературы и журналистики, понимание значения их исторического и современного опыта для практики российских СМИ
+
ПК-7
понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре
ПК-8
знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков
+
+
+
+
ПК-9
знание основных принципов разработки концепции медиапроекта (издания, программы, полосы, рубрики), в том числе моделирования и дизайна, а также методов их анализа и коррекции, видов планирования в СМИ
ПК-10
базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций
+
+
+
+
ПК-11
знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права
ПК-12
понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике
+
+
+
ПК-13
ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционировании СМИ и политологического знания для журналиста
ПК-14
ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России
ПК-15
понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения
+
+
+
ПК-16
понимание социального смысла участия различных сегментов общества в функционировании СМИ, знание основных форм организации общественного участия; понимание природы и роли общественного мнения, представление об основных методах изучения и взаимодействия с ним, знание правил использования результатов опросов общественного мнения в редакционной работе и журналистских публикациях
ПК-17
ориентация в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста
+
+
+
ПК-18
представление об основных экономических регуляторах деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах и источниках формирования бюджета медиапредприятий, их финансовой и ценовой политике)
ПК-19
знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно - круга обязанностей корреспондентского корпуса
ПК-20
знание основ менеджмента в СМИ
+
ПК-21
понимание сущности журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую)
+
+
+
+
ПК-22
осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста
ПК-23
знание принципов работы с источниками информации и методов ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методов прецезионной (точной) журналистики
+
ПК-24
знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании
ПК-25
знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики
+
+
ПК-26
знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения)
+
+
+
+
ПК-27
углубленное знание особенностей новостной журналистики и представление о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика)
ПК-28
осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике
ПК-29
знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий
ПК-30
знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ
+
ПК-31
знание иностранного языка и умение применять его в связи с профессиональными задачами
ПК-32
знание особенностей работы в условиях мульмедийной среды и конвергентной журналистики, методов и технологии подготовки медиапродукта в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика)
ПК-33
ориентация в современных тенденциях дизайна и инфографики в СМИ
ПК-34
знание современной технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении, в радиовещании, интернет-СМИ и мобильных медиа
ПК-35
знание основ паблик рилейшнз в сфере СМИ
+
ПК-36
знание основ рекламной деятельности в СМИ (содержательный, правовой и экономический аспекты)
+
+
ПК-37
представление о технологии текстового и внетекстового продвижения публикаций СМИ
+
+
+
+
ПК-38
знание основ организации научного исследования в сфере журналистики
+
ПК-39
выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы
+
ПК-40
собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ
+
+
ПК-41
оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах - печатных, вещательных, онлайновых, мобильных
ПК-42
редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов
+
+
ПК-43
осуществлять селекцию, редактирование, компоновку, перепакетирование и ретрансляцию информации, получаемой из Интернета или поступающей от информационных агентств, других СМИ, органов управления, служб изучения общественного мнения, PR- и рекламных агентств, аудитории
ПК-44
осуществлять сбор, анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта
+
+
+
+
ПК-45
участвовать в разработке и коррекции концепции СМИ (издания, канала, передачи), его модели, формата, разрабатывать авторский медиапроект
ПК-46
принимать участие в текущем планировании деятельности СМИ и планировать собственную работу
ПК-47
участвовать в коллективном анализе деятельности СМИ и анализировать результаты собственной работы (профессиональная рефлексия)
+
ПК-48
участвовать в организации работы различных подразделений СМИ, творческих коллективов
ПК-49
обеспечивать (в соответствии с должностными обязанностями) продвижение медиапродукта на информационный рынок, его информационно-рекламную поддержку
+
ПК-50
привлекать к сотрудничеству со СМИ представителей различных сегментов общества (слоев и групп населения, экспертов, работников государственных и общественных организаций) для обеспечения баланса интересов и мнений в контенте СМИ
+
+
ПК-51
работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов
+
ПК-52
работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации)
+
ПК-53
принимать участие в организации социально значимых информационно-коммуникативных акций (общественных обсуждений, дискуссий, дебатов и т.п.)
+
ПК-54
участвовать в организации «внетекстовых» редакционных акций, социальных проектов (общественно-политических, экологических, благотворительных, развлекательных) в разных формах
+
ПК-55
организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии
+
+
ПК-56
участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач
+
ПК-57
готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами
+
+
+
+
ПК-58
участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление