КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая часть
Вопросы и задания к теме. Задание. Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта». Цель. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии. Порядок проведения игры Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем. 1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания. 2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии. Тест Оценка глубины конфликта В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по пятибалльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой — 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
Оценка результатов Сумма баллов, равная 35-40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию. Сумма баллов, равная 25-34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон. Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт: а) если вы руководитель, то: — при сумме баллов 35-40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам; — при сумме баллов 25-34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам; — при сумме баллов менее 24 — вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры. б) если вы являетесь медиатором, то: — при сумме баллов 35-40 — следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 136) до снижения накала борьбы между ними; — при сумме баллов 25-34 — можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу; — при сумме баллов менее 24 — можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения. В ходе занятия. 1. Проводится игровая разминка. В течение 10-15 минут заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе. 2. Создаются и анализируются игровые ситуации. Игровая ситуация. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 — роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку: • конфликтующим — определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры); • менеджеру и медиатору — сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта. На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10-15 минут. Каждый игровой сюжет обсуждается. ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ 1 ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ. ИНСТРУКЦИЯ: подчеркните правильный ответ 1. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ -ЭТО: 1) целенаправленное воздействие на процесс его динамики; 2) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт; 3) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; 4) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними; 5) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих. 2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ВКЛЮЧАЕТ: 1) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение; 2) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение; 3) прогнозирование; регулирование; разрешение; 4) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение; 5) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение. 3. ПРИЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ КОНФЛИКТУЮЩИМИ СТОРОНАМИ: ЛЕГИТИМИЗАЦИИ КОНФЛИКТА И ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ КОНФЛМКТА ВХОДЯТ В СОДЕРЖАНИЕ: 1) прогнозирования конфликта; 2) предупреждения конфликта; 3) стимулирования конфликта; 4) регулирования конфликта; 5) разрешения конфликта. 4. ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА- ЭТО: 1) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта; 2) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; 3) форма привлечения общественности для разрешения конфликта; 4) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте; 5) обращение к медиатору. 5. ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА - ЭТО: 1) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта; 2) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия; 3) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте; 4) обращение к медиатору; 5) придание конфликту широкой огласки. 6. ПРИНЦИПАМИ УПРВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ 1) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия; 2) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение; 3) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода; 4) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование; 5) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение. 7. ККЕМ ИЗ УЧЕНЫХ РАЗРАБОТАНА МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА: 1) К. Томасом и Р. Киллменом; 2) Х. Корнелиус Ш. Фэйр; 3) Д. Скотт и Ч. Ликсоном; 4) М. Дойг и Д. Скотт; 5) Р. Фишером и У. Юри. 8. ПРЕДПОСЫЛКАМИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ЯВЛЯЮТСЯ: 1) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; 2) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; 3) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности; 4) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе; 5) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности. 9. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ФОРМЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА: 1) порицание, юмор, убеждение, уступка; 2) уступка, компромисс, уход, сотрудничество; 3) требования, критика, убеждение, юмор; 4) уступка, требования, убеждение, критика; 5) подчинение; примирение; убеждение, согласование. 10. КАКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛНИЮ КОНФЛИКТАМИ АДЕКВАТНЫ НА ЭТАПЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ: 1) прогнозирование и предупреждение (стимулирование); 2) прогнозирование; предупреждение (стимулирование) и регулирование; 3) только прогнозирование; 4) только предупреждение (стимулирование); 5) только регулирование.
Литература: 1. Анцупов А.Я. Конфликтология [Учебник для студентов вузов]. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. 2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. - СПб.: Питер, 2009. 3.Волков Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – [Изд. 2-е, испр. и доп.]. – М.: Альма Матер: Академический Проект, 2011. 4.Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: Социальные конфликты: [Учебное пособие для вузов]. - М.: ЮНИТИ, 2010. 5.Конфликтология: хрестоматия: учебное пособие [для студентов вузов] / сост. Н. И. Леонов; [гл. ред. Н. И. Фельдштейн]. - М.: МПСИ, 2009. 6.Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение: методы изучения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. - СПб.: Питер, 2009.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |