КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука как объект компьютеризации
Известно, что наука — это сфера деятельности, направленная на получение но-вых знаний, которая реализуется с помощью научных исследований. Целью научных исследований является изучение определенных свойств объ-екта (процесса, явления) и на этой основе разработка теории или получение необходимых для практики обобщенных выводов. По целевому назначению научные исследования делят на фундаментальные, прикладные и научные разработки. Фундаментальные научные исследования связаны с изучением новых явлений и законов природы, с созданием новых принципов исследований (физика, математика, биология, химия и т. д.). Прикладные исследования — это нахождение способов использования законов природы и научных знаний, полученных в фундаментальных исследованиях, в практической деятельности человека. Разработки — это процесс создания новой техники, систем, материалов и технологий, включающий подготовку документов для внедрения в практику результатов прикладных научных исследований. Реализация целей научных исследований выполняется на основе методов. Метод — это способ достижения цели, программа построения и применения теории. Методы научных исследований делят на следующие группы: эмпирические, экспериментальные и теоретические. Особую группу составляют методы научно-технического творчества. Эмпирические исследования выполняются с целью накопления систематической информации о процессе. При этом используются методы: наблюдение, регистрация, измерение, анкетный опрос, тесты, экспертный анализ. Экспериментальный уровень научных исследований — это изучение свойств объекта по определенной программе. Теоретические исследования проводятся с целью разработки новых методов решения научно-технических задач, обобщения и объяснения эмпирических и экспериментальных данных, выявления общих закономерностей и их формализации. На двух последних уровнях используются методы моделирования, методы анализа и синтеза, логические построения (предположения, умозаключения), аналогии, идеализации. В научно-техническом творчестве используются как названные общенаучные методы, так и эвристические приемы эффективного решения творческих задач, способствующие наиболее быстрому нахождению решения (озарению), т. е. разного рода оригинальные находки. Рациональная организация научно-исследовательских работ строится с использованием принципов системного подхода и схематично может быть представлена следующим образом (рис. 1.1). Исходя из задач научных исследований и порядка их реализации можно определить следующие основные направления рационального применения компьютерных технологий в научных исследованиях: 1) Сбор, хранение, поиск и выдача научно-технической информации. 2) Подготовка программ научных исследований, подбор оборудования и экспериментальных устройств. 3) Математические расчеты. 4) Решение интеллектуально-логических задач. 5) Моделирование объектов и процессов. 6) Управление экспериментальными установками. 7) Регистрация и ввод в ЭВМ экспериментальных данных. 8) Обработка одномерных и многомерных (изображения) сигналов. 9) Обобщение и оценка результатов научных исследований. 10) Оформление и представление итогов научных исследований. 11) Управление научно-исследовательскими работами.
Рис. 1.1 - Схема организации научно-исследовательской работы Наиболее эффективно, когда эти задачи реализуются в рамках автоматизированных систем научных исследований. Контрольные вопросы 1) В чем различие между фундаментальными и практическими научными исследованиями? 2) Для чего не может применяться ЭВМ в научных исследованиях: 1. Для математического моделирования. 2. Для оформления результатов исследований. 3. Для синтеза предложений по направлению научных исследований. 3) Что является результатом использования компьютерных технологий в науке? 1. Формализация данных. 2. Снижение эффективности обработки данных. 3. Представление данных в форме, наиболее удобной для машин Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 2: Компьютерные технологии на этапе сбора и предварительной обработки Время: 2 часа Вопросы: 1. Основные источники научной информации. 2. Использование возможностей Интернет: информационно-поисковые системы. Операции автоматизации НТИ. 3. Интеллектуальная техника анализа текстов в Google. Ключевые слова, логические операции в поисковой системе, морфологический анализ. Операторы поиска.
Основные понятия: информационно-поисковые системы, логические операции, морфологический анализ, первичные и вторичные документы, информационно-логические системы
Цели: – ознакомить студентов с этапами, методами и средствами сбора научной информации; – сформировать навыки логического, морфологического, синонимического поиска информации – изучить системы поиска и сбора информации, метапоисковые системы, методы повышения эффективности поиска – обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем; – воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету, развивать у них самостоятельное творческое мышление.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |