КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экстремизм и его особенности в молодежной среде
Введение
С целью предотвращения распада человеческой личности, сохранения традиций и национальной идентичности народов России необходимо обратить особое внимание, прежде всего, на духовно-нравственное воспитание в образовательном процессе в течение всей жизни. В сохранении традиций, культуры, религии и национальной идентичности народов России ключевая роль отводится именно образованию, важной составляющей которого является духовно-нравственное воспитание. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической и религиозной почвах. Миграция населения привела к тому, что многие образовательные учреждения становятся микрокосмом культурного многообразия, что нередко и порождает конфликты. Распространение нетерпимости – не только внутренняя проблема России. Это глобальная проблема. Она встала во весь рост именно в эпоху глобализации. Многие в этих условиях испытывают дискомфорт, с которым далеко не всегда умеют справиться. Результаты мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, проведенного в Омской области региональным центром мониторинга состояния межнациональных отношений, региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» совместно с учеными Сибирского филиала культурного и природного наследия имени А. С. Лихачёва», показали, что причиной напряженности в отношениях между людьми разных национальностей в регионе является неуважение к языку, обычаям, культуре людей разных национальностей. На что указали 39,9 респондентов. Вторая причина – исторически сложившиеся предрассудки в отношении людей других национальностей – 34,1 процента респондентов. Формирование миролюбия и доверия связано с поликультурным образованием, формированием миролюбивых установок сознания. Таким образом, цель педагогов и воспитателей, всех, кому небезразлична судьба молодого поколения и нашей страны - поддержка и формирование личностных качеств обучающихся и воспитанников (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, художественных, литературных способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере, формирование миролюбивых установок сознания. Главными задачами формирования миролюбивого сознания являются задачи приобщения личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство мировой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу; формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; развитие гражданственности и национального самосознания учащихся; создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления; развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края. Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни ОУ, которая 1) определяется теми конкретными задачами, которые образовательное учреждение решает в своей деятельности; 2) проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; 3) содержательно оценивается по достигаемому эффекту в развитии детей: - личностном, - социальном, - интеллектуальном (Улановская И.М. Понятие образовательной среды // Качественное образование для всех. М. Баласс. 2011. с.29-36)
Одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества является экстремизм, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет. В течение последних лет в ряде регионов России активизировались неформальные молодежные группировки право- и леворадикальной направленности, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активистов молодежных группировок скинхедов, появились международные террористические организации ИГИЛ и «Джехабад ан Нусра», которые являются самыми многочисленными и агрессивными на сегодняшний день. По данным ряда социологических исследований, в настоящее время изменилась не только динамика нападений экстремистски настроенных молодых людей, но претерпела изменения и тактика подобных акций. Отмечается тревожная тенденция увеличения смертельных исходов в результате националистически мотивированного насилия. Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы России. Россия по своим историческим основам, в соответствии с Конституцией РФ, является многонациональным и многоконфессиональным государством. Эффективным направлением становится нравственное, эстетическое развитие молодежи, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание миролюбивого отношения к представителям других конфессий и народностей. В виду специфики своей деятельности образовательные организации обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентиров населения, воспитании полноценной личности и профилактике негативных общественных явлений. Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства – комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, формирование миролюбия, исторического мышления и многое другое. Патриотическое воспитание школьников проходит в процессе обучения; во внеурочной деятельности; во внешкольной деятельности. Воспитание в процессе обучения происходит на уроке, который был и остаётся главной формой учебно-воспитательного процесса. Воспитанию патриотизма способствует внеурочная краеведческая работа. Важно, чтобы патриотизм был конкретен, направлен на конкретные дела и поступки. В целях осуществления патриотического воспитания решаются следующие задачи: раскрытие разнообразия и богатства природы Российской Федерации, воспитание бережного отношения к природе страны, знакомство с отечественными учёными, путешественниками, их самоотверженным трудом на благо Отечества, развитие любви и уважения к своему народу, традициям и культуре, национальным ценностям и святыням. Традиционно воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями. В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции. В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся. • Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. • Духовное развитие – это осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному самосовершенствованию. Основными аспектами духовной культуры являются: • Познавательная культура (культура познания, мировоззрение, интеллект, целостность знания, кругозор личности, культура мышления и т.д.). • Нравственная культура (свойства личности: ответственность, уважение, умение прощать, доброта, сострадание, сорадование и т.д.). • Национальная культура (национальное самосознание, самоидентификация, совесть, патриотизм, честь, достоинство). • Культура мира (гражданственность, миролюбие, права и обязанности человека, долг, ответственность, активная жизненная позиция, коллективизм и т.д.). • Культура здорового образа жизни (экологическая культура, экология личности, санитарно-гигиенические нормы, традиционные формы оздоровления, отказ от вредных привычек, двигательная активность, спорт, физкультура и т.д.). • Культура мировоззрения (научное, религиозное мировоззрение, мировосприятие, миропонимание). Функционально грамотная личность это человек: - ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами; - умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; - умеющий понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом; - умеющий сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия; - способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; - умеющий отвечать за свои решения; - способный нести ответственность за себя, своих близких.
Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развития личности. Ключевой фигурой в воспитательной работе является – классный руководитель. Именно он осуществляет наиболее тесное взаимодействие в блоках «педагог – педагоги», «педагог – родители», «педагог – учащиеся». Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, гражданско-патриотический и другие аспекты. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательных организаций содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Задачами всех, кто работает с молодежью является: • просветительская деятельность среди молодежи о Мире, о милосердии, добросердечии; • создание условий для формирования миролюбивого сознания; • изучение основ миропонимания и формирования культуры Мира; • распространение лучшего опыта в области формирования миролюбия; • поиск путей ослабления насилия и агрессии в Российском обществе.
Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это: · насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; · публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; · возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; · пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; · нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; · воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; · воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; · совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; · пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; · публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; · публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; · организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; · финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде. · экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. · экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. · экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. · данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. · экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей. В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение. Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |