Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профилактика с учетом социально-экономических условий и возрастных особенностей детей и молодежи




При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем, участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка.

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».
В последнее время в сети Интернет представителями националистических организаций создан ряд ресурсов, на которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения Интернет-игр под общим названием «Большая игра. Сломай систему!». Целью указанной игры является пропаганда идей национал-социализма и совершение в рамках ее правил одновременных согласованных действий, в том числе по флэшмоб-технологии, выражающихся в провокационных и противоправных групповых проявлениях (от нанесения националистических символов и нацистской символики до проведения силовых акций в отношении лиц «неславянской внешности» и представителей правоохранительных органов).

Причины привлекательности флэшмоб-технологии для экстремистских и деструктивных организаций и движений:

· организация и проведение акций по флэшмоб-технологии практически не подпадают под действие законодательства Российской Федерации. Их участникам можно предъявить лишь косвенные обвинения, связанные, в основном, с нарушением общественною порядка, а организаторы остаются вне поля административно-уголовной ответственности;

· подготовка к проведению акций по флэшмоб-технологии характеризуется высоким уровнем скрытности, что осложняет их своевременное выявление и предупреждение. Также затруднительно установить заказчиков и организаторов акций;

· возможность перерастания рядовой акции по флэшмоб-технологии в экстремистскую или протестную путем осуществления заранее спланированных организационных мер и психологического воздействия на большое количество людей;

· целевая аудитория акций по флэшмоб-технологии — это наиболее активная часть населения— молодежь, у которой система жизненных ценностей еще до конца не сформировалась, ей традиционно присущи определенный нигилизм, переоценка собственных возможностей и желание самовыражения. Этим при умелом манипулировании могут эффективно воспользоваться экстремисты и политтехнологи в противоправных целях;

· акции по флэшмоб-технологии, зачастую, могут выполнять «детонирующую» функцию: немноголюдные поначалу, они в короткий промежуток времени вовлекают в процесс посторонних людей – наблюдателей и прохожих, которые становятся сочувствующими;

· богатый опыт проведения акций по флэшмоб-технологии в России и за рубежом свидетельствует о том, что эта технология уже хорошо отработана и ее следует считать одним из средств, которое может применяться при проведении мероприятий экстремистского характера.

 

Основные задачи и направления деятельности образовательных учреждений по профилактике экстремизма

 

Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой.

Задачами учреждений образования в деле формирования миролюбия и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях являются:

§ формирование миролюбивого сознания, как одного из инструментов борьбы с экстремизмом;

§ гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;

§ изучение культуры народов, проживающих на территории области;

§ создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;

§ формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;

§ создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Основные направления деятельности:

§ осуществление тесного взаимодействия с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики;

§ проведение школьных фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, Дней национальных культур, Дня народного единства;

§ проведение мероприятий, посвященных Международному Дню Мира, 21 сентября, Дню народного единства, 4 ноября, Международному Дню терпимости (толерантности), 16 ноября, Международному Дню Земли, 22 апреля;

§ проведение мероприятий по повышению квалификации педагогов, воспитателей, специалистов, работающих в сфере национальной проблематики и воспитания;

§ изучение и сохранение лучших образцов национального народного творчества.

В образовательных учреждениях необходимо проводить правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей; работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и миролюбивого, бесконфликтного отношения к сверстникам других национальностей и религиозных конфессий; совместно с администрацией образовательного учреждения проводить мероприятия (круглые столы, дискуссии, проекты и конкурсы, сюжетно-ролевые игры), направленные на формирование у учащихся нравственных качеств, патриотических чувств, здорового образа жизни.

Одним из важных и основных направлений деятельности педагогических коллективов должно стать выявление индивидуальной склонности детей к агрессии, противопоставлению себя другим детям, и принятие своевременных мер (при необходимости, с участием психологов, либо психиатров) к исключению дальнейшего развития указанных негативных черт характера.

Основными содержательными направлениями при организации деятельности учреждений образования по формированию у молодежи принципов патриотизма, миролюбия и профилактике экстремизма являются:

- правовое просвещение молодежи;

- пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих Омскую область;

- организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога;

- педагогическая поддержка самоидентификации детей и молодежи в качестве россиянина – наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.

Деятельность образовательных учреждений по профилактике возможных проявлений экстремизма и ксенофобии включает в себя:

1. Реализацию программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание миролюбивого отношения к представителям других национальностей, профилактику насилия и снижение агрессивности в подростковой среде, обеспечивающими социальное и культурное самоопределение личности:

- реализация программ дополнительного образования детей,

- организация деятельности ученического самоуправления,

-вовлечение подростков в социальную практику (деятельность трудовых объединений, волонтерская деятельность и других форм занятости);

- развитие созидательной активности несовершеннолетних,

- проведение массовых мероприятий и др.

2. Выявление несовершеннолетних с целью проведения индивидуальной профилактической работы, направленной на снижение уровня агрессии, социализации, предотвращения совершения ими правонарушений:

- неоднократно нарушивших Правила поведения и Устав образовательного учреждения в связи со склонностью к агрессии;

- неоднократно совершавших общественно опасные деяния, связанные с насилием;

- безнадзорных, либо находящихся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья;

- несовершеннолетних, выражающих нетерпимость к представителям других наций, провоцирующих конфликты между обучающимися по национальному признаку.

3. Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением (проведение тренингов, направленных на снижение степени агрессии и пр.).

4. Педагогическое наблюдение за детьми, являющимися членами неформальных молодежных объединений («паркур», скинхеды, рэперы, рокеры, байкеры, граффитеры, панки, готы, эмо, сатанисты, зацеперы, футбольные фанаты и др.), с целью изучения личности детей, предупреждения совершения ими противоправных деяний.

5. Консультирование и помощь родителям по вопросам воспитания детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 76; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.